Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная система образования все чаще обращается к вопросам духовно-нравственного воспитания детей, стремясь сформировать у них устойчивые ценности и нравственные ориентиры. Одним из важнейших инструментов в этом процессе выступает фольклор – уникальное наследие народа, несущее в себе глубокие традиции, обычаи и мировоззрение. Фольклор играет ключевую роль в формировании культурного кода нации, он способствует развитию творческих способностей, эстетического вкуса и эмоциональной отзывчивости у детей.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных методов художественно-творческого воспитания младших школьников в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Использование фольклора в образовательной среде позволяет интегрировать традиционные элементы культуры в современный учебный процесс, обеспечивая гармоничное развитие личности ребёнка.
Целью данной работы является изучение возможностей использования фольклора как метода художественно-творческого воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты использования фольклора в образовании.
2. Рассмотреть различные формы и методы включения фольклора в образовательный процесс.
3. Проанализировать практический опыт применения фольклора в художественно-творческой деятельности младших школьников.
4. Оценить эффективность использования фольклора в воспитательной работе с младшими школьниками.
Объектом исследования являются процессы художественно-творческого воспитания младших школьников, а предметом – использование фольклора как одного из методов данного воспитания.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, абстрагирование и конкретизация.
Эмпирические: Изучение научной литературы, статей, материалов на электронных носителях.
Данная работа носит обзорно-аналитический показательный характер, и проведенное нами исследование, доказывает необходимость дальнейших методических разработок в данном направлении. Прикладное развитие данной темы может оказать значительное влияние на образовательный процесс и развитие детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы «Фольклор как метод художественно-творческого воспитания младших школьников во внеурочной деятельности» заключается в её потенциальном влиянии на образовательный процесс и развитие детей младшего школьного возраста, выявление возможностей фольклора как средства художественно-творческого воспитания и его роли в формировании духовно-нравственной основы личности младшего школьника.
Глава 1. Теоретические основы использования фольклора в воспитании детей младшего школьного возраста
1.1. Влияние фольклора на развитие художественно-творческих способностей детей
Термин «фольклор», который переводится как «народная мудрость», был введен английским ученым У. Дж. Томсом в 1846 году. Изначально он охватывал весь спектр духовной культуры народа, включая верования, музыку, танцы, резьбу по дереву и другие виды искусства, а также некоторые аспекты материальной культуры, такие как жилье и одежда. Однако со временем понятие стало использоваться более узко, обозначая преимущественно устное народное творчество.
В современном научном сообществе отсутствует единое определение термина «фольклор». Он может означать как часть народного быта, так и конкретное выражение народного творчества в виде произведений, таких как предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпосы, народная музыка, театральные постановки, танцы, архитектура и декоративно-прикладное искусство [3].
Фольклор выполняет важную функцию в духовном воспитании младших школьников. Во-первых, он помогает глубже понять народную духовную культуру прошлого и настоящего, знакомит с бытом, традициями и обычаями различных народов. Во-вторых, благодаря фольклору школьники усваивают нравственные нормы и ценности, закрепленные в культуре того или иного народа. Через анализ характера сказочных персонажей и их поступков ребенок учится различать добро и зло, формирует собственные симпатии и антипатии, познает народные представления о красоте человеческого духа. Народные пословицы и поговорки также играют значительную роль в передаче поведенческих норм [12].
Кроме того, фольклор способствует формированию эстетического вкуса у детей. Ребёнок начинает ощущать красоту народной мудрости, у него пробуждается интерес к общению с культурой своего народа. Он стремится понять, какими средствами пользуется народ в своём творчестве, и старается применять эти знания в своей дальнейшей деятельности.
Начальная школа является важнейшим этапом в системе обучения и воспитания, поскольку именно здесь закладываются основы литературного и духовного развития учеников. Изучение фольклора в начальных классах началось еще тогда, когда активно велась работа по сбору произведений устного народного творчества и зарождались первые научные подходы к фольклористике. XIX век отмечен особенным интересом к народному творчеству, когда произведения устного народного творчества начали собираться, записываться, изучаться и применяться в обучении родному языку [5].
Надо сказать, что одним из первых методистов, кто начал использовать фольклор в образовательном процессе, был Ф.И. Буслаев. В своем труде «О преподавании отечественного языка» (1844 год) он выделил изучение пословиц как отдельный важный элемент. Буслаевым было собрано множество примеров пословиц из древнерусской литературы. Кроме того, он составил «Русскую хрестоматию». В этом учебном пособии были представлены былины, песни, колыбельные, детские и хороводные произведения. Ф.И. Буслаев считал чтение произведений устного народного творчества ключевым элементом в формировании духовно-нравственного мировоззрения детей.
Опыт Льва Николаевича Толстого также заслуживает внимания. Толстой пришёл к выводу, что «единственные книги, понятные для народа и соответствующие его вкусам, — это те, которые написаны не для народа, а исходят непосредственно от него, то есть сказки, пословицы, сборники песен, легенды, стихи, загадки. Дети проявляют даже больший интерес к таким книгам, чем взрослые, они читают их снова и снова, запоминают наизусть, с удовольствием берут домой и используют в своих играх и разговорах образы из старинных былин и песен» [13]. Многие народные сказки и легенды содержат в себе примеры поведения положительных и отрицательных героев, что помогает детям осознать разницу между добром и злом. Эти произведения прививают важные ценности, такие как честность, справедливость, трудолюбие и уважение к другим людям. Через знакомство с фольклором дети учатся принимать правильные решения и следовать морально-нравственным принципам.
Формирование художественно-творческих способностей личности — сложный и длительный процесс, подверженный влиянию множества факторов. Нередко условия микроокружения, в котором происходит воспитание и образование, содержат негативные аспекты, которые могут проявляться открыто или скрытно. Среди многочисленных народных традиций, полезных в современном обществе и в воспитательных целях, есть и устаревшие, а иногда вредные представления. Однако прогрессивные традиции, включая фольклорно-педагогические, играют важную позитивную роль. Возвращение к некоторым народным традициям художественного воспитания может оказать положительное влияние на развитие творческих способностей детей.
Таким образом, устное народное творчество предоставляет возможность как на уроках (особенно на занятиях по литературному чтению), так и во внеурочное время изучать взаимосвязь формы и содержания художественного произведения. Влияние фольклора на развитие личности младшего школьника многообразно и глубоко. Оно охватывает речевое, моральное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие, формируя целостную и гармонично развитую личность. Использование фольклора в образовательном процессе помогает детям не только усваивать знания, но художественную часть своей личности.
1.2. Понятие и функции фольклора как средства воспитания младших школьников
Процесс воспитания ребенка посредством народного творчества, фольклорных игр, праздников и обрядов проходит наиболее интенсивно в дошкольных учреждениях. В этом возрасте у детей часто проявляются склонности к определенным видам творчества. Когда дети переходят в школу, их учебная деятельность становится активной, а занятия искусствами превращаются в эпизодические.
Деятельный исследователь фольклора и его внедрения в учебно-воспитательный процесс школьников Опарина Н.А. утверждает, что такой подход способствует развитию креативности и саморазвитию [4]. Автор выделяет «принцип пробуждения творческих способностей»: у ребенка просыпается интерес к творчеству – пение, танцы, сочинительства и т.д. Когда ребенок приходит в школу, ведущим видом деятельности является игра, Опарина, утверждает, что фольклор может способствовать мягкому переходу из ДОУ в школу и помочь ребенку найти и раскрыть в себе творческое начало [3]. Повышенную эмоциональность младших школьников можно направить в продуктивное русло методами фольклорного воспитания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виноградов Г. С. Детский фольклор и быт //Программа наблюдений–1925.–84 с.(Б-ка собирателя. Непериод. сер. Под ред. МК Азадовского, ГС Виноградова. Этнолог. секция Вост.-Сиб. отд. Рус. геогр. о-ва. Вып. 3). – 1925.
2. Кошевая О. Г., Куриленко В. И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ //АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА. ОБМЕН ОПЫТОМ. – 2020. – С. 141-143.
3. Опарина Н. А. ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ //АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ. – 2015. – С. 251.
4. Опарина Н. А. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ФОЛЬКЛОРА В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ //Αктуальные прοблемы сοциальнο-культурнοй деятельнοсти в сοвременнοм прοстранстве мοскοвскοгο мегапοлиса. – 2021. – С. 287-297.
5. Опарина Н. А. Фольклор: принципы и методы художественно-творческого воспитания детей младшего школьного возраста //Воспитание школьников. – 2015. – №. 8. – С. 43-47.
6. Опарина Н. А., Левина И. Д. Художественно-творческое развитие детей средствами народной культуры //Современные проблемы высшего образования. Теория и практика. – 2020. – С. 363-368.
7. Ражабов Т. И. Педагогические возможности использования детских фольклорных песен в духовно-нравственном воспитании младших школьников //Вестник науки и образования. – 2020. – №. 5-2 (83). – С. 34-37.
8. Саттарова Л. Ф. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ //Музыкальная культура XXI века: Теория, исполнительство, образование. – 2020. – С. 64-68.
9. Саттарова Л. Ф. Музыкальный фольклор как средство воспитания подрастающего поколения //Культура и искусство: традиции и современность. – 2021. – С. 214-217.
10. Середин А. И. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ //Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования. – 2020. – С. 209-211.
11. Сивко Т. В., Пацула Е. В. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА //Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования. – 2020. – С. 259-260.
12. Смоляр А. И., Зоголь С. Г. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА: ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2024. – Т. 26. – №. 98. – С. 24-32.
13. Якименко Л.Н., Чепурченко Е.В. Детский фольклор : учебно-методическое пособие / Л.Н. Якименко, Е.В. Чепурченко; ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет». – Луганск : Книта, 2020. – 168 с.
14. Ефременко О. Ф., Выгоренко Н. В., Судак И. Г. Белгородский игровой фольклор в системе внеурочной деятельности //Педагогика и психология: перспективы развития. – 2019. – С. 288-289.
15. Хорзова Л. М. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКА" РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР" //Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2020. – №. 1. – С. 136-138.