Фрагмент для ознакомления
2
Социальное государство – это современное демократического
государство, осуществляющее активную социально-ориентированную
политику, добивающееся социальной справедливости, благополучия своих
граждан .
Следует согласиться с утверждением И.В.Павлова о том, что
«сущность социального государства должна найти своё выражение в особом
состоянии самой государственной власти». Политические институты, по его
мнению, «от отношения господства и подчинения с гражданами всё более
станут нацеливаться на отношения солидарные, основанные на консенсусе
интересов, равноправном социальном контракте и подлинном, а не
декларативном социальном партнерстве» .
Социальному государству должна быть органично присуща позиция
обеспечения равноправного участия в процессе регулирования трудовых
отношении всех его субъектов.
Принцип солидарной ответственности государства, отдельных граждан
и институтов гражданского общества, как один из основных принципов
социальной политики демократического, правового государства,
предполагает установку на открытый социальный диалог и партнерство.
Формирование нового типа общественных отношений,
взаимоотношений между работниками и работодателями в странах с
демократическим государственным устройством и рыночной экономикой
нашло своё воплощение в социальном партнерстве.
Первые коллективные договоры в России были заключены в 1903-
1905гг. В 1918 году их правовой статус был закреплен в декрете
Правительства РСФСР «О порядке утверждения коллективных договоров
(тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условий труда». В
КЗОТе РСФСР 1918 года они обозначены как «тарифные соглашения».
Основные принципы социального партнерства выработаны
Международной Организацией Труда, созданной в 1919 году. Важную роль
при этом сыграли Конвенции и Рекомендации МОТ «О применении
принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров»
(1949), «О трехсторонних консультациях для содействия применению
международных трудовых норм» (1976), «О содействии коллективным
переговорам» (1981).
Социальный диалог между органами государственной власти,
предпринимателями и профсоюзами – осознанная необходимость сохране-ния
социального мира, обеспечения стабильности общества.
Политические аспекты социального партнерства определяются
главным образом тем, что в нем непосредственно участвует государство,
взаимодействуя с институтами гражданского общества, проводя
целенаправленную социальную политику, учитывающую интересы
различных социально-профессиональных групп, способствующую
достижению оптимального баланса этих интересов.
В работе «Политическая социология», изданной Институтом
социально-политических исследований РАН, современное социальное
партнерство определяется как:
− реально складывающаяся и сложившаяся система отношений между
классами, социальными группами и слоями, в которых приоритет
принадлежит общенациональному согласию, недопущению того, чтобы
различные социальные группы общества истощали себя во взаимной
борьбе;
− способ, форма общежития людей, позволяющие разрешать возник-шие
между людьми противоречия, реализовывать и отстаивать их
специфические интересы не на путях разрушающего противостояния, а
при помощи созидательного консенсуса, взаимного учета интересов,
поиска и нахождения цивилизованных методов их реализации;
− важнейшее направление социальной политики государства» .
Закономерно, что в числе первоочередных Указов Президента
Российской Федерации стали такие, как «Об обеспечении прав профсоюзов в
переходный период к рыночной экономике» от 26 октября 1991 г № 162 и «О
социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15
ноября 1991 г № 212.
Характерно, что в последующие годы как законодательные, так и
исполнительные органы государственной власти постоянно держат в центре
своего внимания проблемы социального партнерства. Государство
последовательно формирует правовую базу социального партнерства.
Принимаются Федеральные законы РФ «О коллективных договорах и
соглашениях» (1992 г), «О порядке разрешения коллективных трудовых
споров» (1995 г), «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996
г), «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-
трудовых отношений» (1999 г), «Об объединениях работодателей» (2002 г),
Трудовой кодекс Российской Федерации (2001 г), второй раздел которого
целиком посвящен социальному партнерству в сфере труда.
Активная деятельность по правовому обеспечению социального
партнерства осуществляется в субъектах РФ. В ряде них приняты законы о
социальном партнерстве, трехсторонних комиссиях по регулированию
социально-трудовых отношений, постановления руководителей регионов,
направленные на обеспечение прав профсоюзов, развитие коллективно-
договорного процесса.
Исполнительная власть становится неотъемлемой стороной
трехсторонних соглашений. В социальном партнерстве свою
заинтересованность всё более проявляют органы местного самоуправления.
Власть всё более отчетливо осознает необходимость не формально
действующего переговорного процесса, а политико-правового обеспечения,
нормативного установления процедур согласования интересов, повышения
эффективности механизма социального партнерства.
В настоящее время в социальном партнерстве государство реализует
следующие функции:
▪ законодательную, принимая соответствующие законы и другие
нормативные акты;
▪ исполнительную, осуществляя организационное, методическое,
информационное обеспечение социального диалога.
Наряду с этим, государство выступает и в качестве арбитра (судебная
власть), рассматривая и принимая при необходимости решения по
конфликтным вопросам, возникшим у сторон социального партнерства,
посредника – в рамках функционирования службы, разрешения
коллективных трудовых конфликтов, координатора-контролера - в лице
государственных инспекций, органов управления .
За любыми социальными процессами просматривается определенный интерес. Для государства как представителя общественных интересов соци-альное партнерство – это социальный мир и сплоченность общества, условия его политической стабильности, экономического прогресса, роста доходов госбюджета, экономической безопасности, общей конкурентоспособности национальной экономики .
Современное общество трансформируется в гражданское. Создаются
условия и возможности для реализации права каждого на достойную жизнь.
Роль государства в функционировании механизма социального парт-нерства все более отчетливо определяется общим характером взаимоотно-шений государства и гражданского общества.
Объединения профсоюзов и работодателей, реализуя свою главную
функцию, взаимодействуя в механизме социального партнерства, становятся
активными элементами гражданского общества.
Таким образом, в развитии системы социального партнерства
возрастает роль Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений, Генерального соглашения между
общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими
объединениями работодателей и Правительством РФ. Политический аспект
соглашений заключается в необходимости консолидации общества,
укреплении доверия к ней всех социальных групп.
1.2. Повышение роли социального партнерства в обеспечении социаль-ной справедливости
Отметим тот исторический факт, что развитие профсоюзного движения в конце XIX века явилось предпосылкой формирования некоторых предпри-нимательских союзов в промышленно развитых странах. В силу того, что производственные конфликты между администрацией и трудовыми коллек-тивами стали усиливаться, то роль государственных институтов стала оче-видно необходимой в спорах между «трудом» и «капиталом». Таким обра-зом, к началу XX века феномен социального партнерства получил широкое распространение, а после Второй мировой войны утвердился окончательно.
Предпосылками возникновения института социального партнерства были нижеследующие:
- формирование разнонаправленных по целям и задачам классов — собственников и наемных работников, что стало отчетливо проявляться с развитием капитализма в Европе;
- развитие капитализма и углубление противостояния между ра-ботниками и управляющими привело к проявлению у наемных работников массового сопротивления, что послужило объединяющим фактором, при-ведшим к формированию профсоюзов. Так, в конце XIX века были легали-зованы профсоюзы во многих европейских странах. В России данное направление сформировалось к началу XX века;
- в ответ на рост профсоюзного движения, работодатели также ста-ли объединяться в союзы и ассоциации;
- изменения, обусловленные исторически, происходили и в госу-дарстве.
Таким образом, причинами возникновение социального партнерства, являются сплоченность работников, связанная с противостоянием работода-телям и концентрацией капитала в руках последних; изменение взаимоотно-шений между работниками и администрацией; видоизменение демократиче-ских процедур.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ас-самблеей Организации Объединенных Наций 10. 12. 1948. // Российская газе-та. 1998. № 68. Ст. 9.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // Собрание законодательства Российской Феде-рации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 3, ст. 23.
4. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ »О государственной социальной помощи» (ред. от 29.10.2024) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12 2013 № 442-ФЗ (ред. от 26.12.2024) «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. № 52 (ч.1). Ст. 7007.
6. «Генеральное соглашение между общероссийскими объединения-ми профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Прави-тельством Российской Федерации на 2021 - 2023 годы» // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381237/ (дата обращения: 03.02.2025).
Научная и специальная литература
7. Алабед А.Н. Развитие механизмов финансирования инфраструк-турных проектов на основе государственно- частного партнерства с учетом финансовых рисков: автореф. дисс. канд. экон. наук. Москва, 2022. 29 с.
8. Алиев Д.К. Развитие механизма финансового обеспечения проек-тов государственно-частного партнерства на региональном уровне: автореф. дисс. канд. экон. наук. Москва, 2020. 30 с.
9. Захаров Д.Ю. Информационное экспертное сообщество как осно-ва
информационно коммуникативной среды /А.Д. Бурыкин, Д.Ю. 134
Захаров // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 4. №9. С.
43-51.
10. Кваша В.А Ценообразование на предприятии: теория и методо-логия
монография / В.А. Кваша, А.Д. Бурыкин, Р.В. Колесов, А.В.
Юрченко и другие, - Ярославль, - Т. 2. - 2019. - 240 с.
11. Кондратьева У.Д. Управление рисками проектов государственно-частного партнёрства: автореф. дисс. канд. экон. наук. Москва, 2019. 26 с.
12. Кудряшов В.С., Овсов А.С. Модель эффективного управления государственно-частными проектами с учетом влияния интересов стейкхол-деров // Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ, 2022, no. 25, с. 27-33.
13. Маклакова С.С. Анализ состава стейкхолдеров на различных стадиях жизненного цикла организации // Международный научно-исследовательский журнал, 2019, no. 8-2 (86), с. 11-16.
14. Низова Л. М. Основы социальной политики и социальное парт-нерство: конспект лекций. Йошкар-Ола : ПГТУ, 2021. С. 27
15. Никитина Л.М., Иванова А.А. Специфические ресурсы социаль-ных предприятий и их развитие. Управление изменениями в социально-экономических системах // Сб. ст. 18 междунар. науч.-практ. конф. Вып. 18 / Под ред. Ю.И. Трещевского, А.Ю. Кособуцкой. Воронеж, Истоки, 2019, с. 206-211.
16. Самсонова Е.А. Технологии социального партнерства в реализа-ции социальных проектов // В сборнике: Наука и общество: взгляд молодых исследователей. Материалы восемнадцатой Всероссийской научной конфе-ренции школьников и студентов с международным участием. Абакан, 2024. С. 26-27.
17. Сивец С.М. Конституционный принцип социального партнерства как важнейший элемент построения социального государства // В сборнике: Современная государственность и право: теоретические и практические про-блемы формирования и успешного функционирования. Материалы II Меж-дународной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения заслуженного юриста Республики Беларусь профессора, док-тора юридических наук Александра Михайловича Абрамовича. Минск, 2024. С. 338-343.
18. Социальное партнерство: учебное пособие / В. В. Ситникова. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2021. 128 с.
19. Ткаченко И.Н., Евсеева М.В. Стейкхолдерская модель корпора-тивного управления в проектах государственно- частного партнерства // Корпоративное управление, 2014, no. 1, с. 26-32.
20. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Подходы к оценке ценности социальных проектов // Знание. Понимание. Умение, 2019, no. 3, с. 192-200.
21. Фонд «Дети Абакана»: сайт: Добро.т. URL: https://dobro.ru/organizations/10018011/info (дата обращения: 03.02.2025).
22. Чернякова Е.Е. Стратегии социального партнерства в социальной работе // Социальная политика и социальное партнерство. 2024. Т. 19. № 6 (233). С. 391-398.
23. Юртикова Н. В. Социальное партнерство как одна из форм сни-жения социального неравенства в современном российском обществе // Об-щество: социология, психология, педагогика. 2019. №. 10. С. 62.
24. Якимец В. Н. Социальное партнерство: основы, теория, принци-пы, механизмы. М., 2004. 53 с.