Фрагмент для ознакомления
2
По мнению И. А. Исаева монастыри сыграли важную роль в сохранении культурной самобытности и национальной идентичности русского народа в трудные времена татаро-монгольского ига и западных влияний. В XIII веке была основана Почаевская лавра, которая, вместе со святым игуменом Иовом, значительно способствовала укреплению Православия на западнорусских землях. В период с XIV по середину XV века на Руси появилось около 180 новых монастырей. Одним из важнейших событий для древнерусского монашества стало создание Троице-Сергиева монастыря преподобным Сергием Радонежским примерно в 1334 году. Именно здесь расцвел талант великого иконописца Андрея Рублева. Русское государство укреплялось, избавляясь от врагов, а в это же время возрастала и сила Русской православной церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византии, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата.
XVII век начался для России тяжкими испытаниями. С западных границ на Русь устремились польско-шведские захватчики. В этот сложный период Русская Церковь, как и прежде, с честью выполняла свой долг перед народом. Вождем народного ополчения Минина и Пожарского стал патриотический деятель Патриарх Гермоген (1606 -1612), который стал жертвой пыток интервентов. В историю Русского государства и Церкви навсегда вошла героическая защита Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608 -1610 годах.
После изгнания захватчиков Русская Церковь активно занималась важной внутренней проблемой — реформированием богослужебных книг и обрядов. В этом процессе значительную роль сыграл патриарх Никон, выдающийся церковный реформатор. Однако часть духовенства и мирян не поддержала его нововведения, что привело к старообрядческому расколу. Начало XVIII века ознаменовалось радикальными реформами Петра I, который после смерти патриарха Адриана в 1700 году отменил выборы нового Предстоятеля, учредив в 1721 году Святейший Правительствующий Синод.
Этот орган управлял Русской Церковью на протяжении почти двух столетий и много внимания уделял духовному просвещению и миссионерству. В XIX веке Русская Церковь подарила миру выдающихся святых, таких как преподобный Серафим Саровский.
В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора, который был собран только после революции, в 1917 году. Одним из важнейших его решений стало восстановление патриаршества в Русской Церкви. На Соборе митрополит Московский Тихон был избран Патриархом Московским и всея Руси (1917 -1925). Святитель Тихон прилагал значительные усилия к тому, чтобы успокоить революционные страсти, охватившие страну.
Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская православная церковь стала идеологическим противником, так как даже после Октябрьской революции она исповедовала старые идеи и защищала традиционную систему. В результате многие епископы и тысячи священнослужителей, монахов и мирян стали жертвами репрессий, включая расстрелы и чудовищные убийства.
Так С. А. Комаров считает, что церковь является политической структурой. Он связывает незнание советскими учеными механизмов канонического права с отделением церкви от государства, что способствовало утрате интереса к ней как к политическому институту. Православие, в свою очередь, остается важным элементом в истории христианства.
В 1921–1922 годах, когда Советская власть потребовала передачи церковных ценностей для помощи нуждающимся в условиях голода, возник серьезный конфликт с церковью, который новая власть намеревалась использовать для окончательного её разрушения.
К моменту начала Великой Отечественной войны церковная структура по стране была почти полностью истреблена. Лишь несколько епископов оставались на свободе, способных выполнять свои функции. Во всем Советском Союзе количество открытых для богослужений храмов исчислялось несколькими сотнями. Большинство священнослужителей находилось в лагерях, где многие исчезли без вести, или в катакомбах; тысячи священников сменили профессию.
Ужасные военные события заставили И.В. Сталина мобилизовать все национальные ресурсы для защиты, включая Русскую Православную Церковь как моральную опору. Церкви снова открылись, а священнослужители были освобождены из заключения.
С этого момента началось улучшение отношений между Церковью и государством, однако контролирующая власть продолжала жестко регулировать её деятельность. Время «хрущевской оттепели» оказалось особенно трудным, когда тысячи храмов закрывались по идеологическим соображениям.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что историческое развитие отношений государства и церкви представляет собой сложный и многогранный процесс, который имеет глубинные корни в социальных, культурных и политических обстоятельствах разных эпох. С момента становления первых государств и религиозных институтов взаимодействие между ними было полным противоречий и взаимовлияний.
Глава 2. Государство и церковь в Российской Федерации
2.1. Взаимоотношения церкви и государства в современной России
Вопрос взаимодействия между церковью и государством, безусловно, выходит за пределы одного государства. Это явление имеет универсальное значение. Его разрешение оказало значительное воздействие на развитие мировой истории человечества.
В последние годы наблюдается рост влияния религиозных институтов, особенно Русской православной церкви Московского патриархата, на социальную жизнь в России. Православие, являясь религией, исповедуемой большинством граждан, стало одним из ключевых факторов формирования национальной самосознания нашего народа.
Таким образом, интересы Церкви и государства совпали. Была признана особая роль Православия в истории России, для становления ее духовности и культуры. Православная составляющая ярко проявляется в государственных праздниках и символах. Установление Дня народного единства, который отмечается 4 ноября и совпадает с празднованием Казанской иконы Божией Матери, имеет значительную роль. Из восьми официальных государственных праздников лишь один - Рождество Христово - напрямую ощутим для православного христианства. В ходе его празднования Президент и Председатель Правительства посещают церковные службы. Христианская символика также находит отражение в государственных атрибутах Российской Федерации, включая денежные знаки, флаги и гербы субъектов федерации.
Анализируя взаимоотношение государственных структур с церковью, можно выделить следующие направления:
- возрождение традиционных духовно-нравственных ценностей нашего народа;
- консолидация русской нации;
- сохранение национальной идентичности в условиях глобализации, сопровождающейся влиянием западной культуры;
Государство содействует церкви в возвращении ранее конфискованных храмов и в возведении новых. Примером является программа «200 храмов», которая была запущена в 2011 году. Основная задача данного проекта заключается в том, чтобы обеспечить храмы для жителей густонаселённых районов Москвы в непосредственной близости.
Сейчас, с выходом в репродуктивный возраст малочисленного поколения, рожденного в 90-х, ожидается снижение числа женщин, способных к рождению детей. В таких условиях преодоление демографического кризиса возможно лишь при условии, что российские семьи будут многодетными. В этой ситуации важную роль будут играть не только экономические факторы, но и моральные и духовные аспекты, включая религиозные убеждения.
Русская православная церковь активно пропагандирует ценности многодетной семьи. Однако формальные ограничения и предписания зачастую не соблюдаются прихожанами. При посещении воскресных служб в любом храме города в течение двух месяцев становится заметно, что неполные семьи среди регулярных прихожан встречаются редко, тогда как большинство составляет многодетные семьи с двумя или тремя детьми.
Алкоголизм и наркомания представляют собой серьезную проблему, оказывающую негативное влияние на демографическую ситуацию, так как обычно затрагивают молодежь, которая могла бы жить долгую жизнь и иметь детей. К сожалению, увлечение вредными привычками приводит к разрушению здоровья и преждевременной смерти. Особую опасность представляют наркотики, вызывающие зависимость при многократном употреблении. Церковь считает, что эти зависимости - проявление греховной природы человека, наделенного свободой выбора. На протяжении веков Русская православная церковь разработала эффективные подходы к профилактике и лечению этих зависимостей.
Церковь воспринимает наркотическую зависимость как болезнь, которая обусловлена состоянием человека. На территории многочисленных приходов и епархий нашей страны функционируют реабилитационные учреждения для людей, страдающих от алкоголизма и наркомании. В этих центрах акцент делается на восстановлении духовного состояния пациентов. Целью является наполнение их жизни молитвами и трудом, а также помощь в поиске смысла существования, формируя крепкий внутренний стержень веры в Бога. Верующие учат, что все испытания, которые выпадают на нашу долю, призваны укрепить наш характер через преодоление трудностей и способствовать спасению души. По окончании реабилитационного курса, бывшие пациенты не остаются без внимания. Им помогают найти работу или предлагают остаться в центрах для поддержки других больных, что дает возможность делиться своим опытом борьбы с зависимостями.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993 г. № 237.
Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 51 от 30 ноября 1994 г. (с последующими изм. и доп. на 08.06.2024) URL: http://www.consultant.ru.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 08.12.2023) // Собрание законодательства РФ. -1996. - № 25. -
Федеральный закон от 26.09.1997 № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 14.07.2024 г.). // Собрание законодательства РФ. - 1997.- № 27. -
Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 14.07.2024 г.). // Собрание законодательства РФ. -1998. - № 36. -
Устав Русской Православной Церкви (принят на Архиерейском Соборе 2000 г., с внесёнными в него поправками Архиерейских Соборов 2008, 2011, 2013, 2016 и 2017 гг.) // Официальный сайт Московского патриархата [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.patriarchia.ru//documet//html.
Научная и специальная литература
Алексеев Н.В. Взаимодействие русской православной церкви и государства в современной России // Современные проблемы науки и образования. - 2020. – № 4. - С. 18–21.
Антонов М. В. Теория государства и права. - М: Юрайт, 2024. - 498 с.
Ведяев А.В. Нормативное регулирование деятельности церковного суда в Русской православной церкви: история, современное состояние, проблемы и перспективы. Христианское чтение. Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви. -2021. - № 3. - С. 68-74.
10. Встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска. Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/.
11. Жинкин С. А. Теория государства и права: Курс лекций. - М: Феникс, 2022. - 412 с.
12. Исаев И.А. История государства и права России. курс лекций. - М., 2018. - 320 с.
13. Комаров С. А. Общая теория государства и права. - М: Юрайт, 2023. - 529 с.
14. Морозова А.А. Государство и церковь - особенности взаимоотношений. учеб. Пособие. - М.: 2020. - 370 с.
15. Никольский Н.М. История русской церкви. Изд. 3-е. - М., 2018. - 215 с.
16. Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М: Юрайт, 2024. - 342 с.
17. Протасов В. Н. Теория государства и права. - М: Юрайт, 2024. - 496 с.
18. Радько Т. Н. Теория государства и права. Учебник. - М: Проспект, 2019. - 496 с.
19. Ромашов Р. А. Теория государства и права. - М: Юрайт, 2023. - 479 с.
20. Шагиева Р. В. Теория государства и права. - М: Проспект, 2021. - 520 с.