Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ 5
1.1 Понятие интернет-зависимости 5
1.2 Классификация видов интернет-зависимости 5
1.3 Причины развития интернет-зависимости 5
1.4 Симптомы и диагностика интернет-зависимости 5
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ НА ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 6
2.1 Влияние интернет-зависимости на психическое здоровье 6
2.2 Влияние интернет-зависимости на социальную жизнь 6
2.3 Интернет-зависимость в контексте современных социальных процессов 6
ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ 7
3.1 Индивидуальные методы профилактики 7
3.2 Социальные меры профилактики 7
3.3 Лечение интернет-зависимости 7
Заключение 8
Список литературы 9
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Интернет стал неотъемлемой частью жизни современного общества, предоставляя доступ к огромному объему информации, возможность общения и развлечений. Однако вместе с преимуществами использования сети возникают и негативные последствия, одним из которых является интернет-зависимость. Это состояние характеризуется чрезмерным использованием интернета, приводящим к нарушению социальной адаптации, ухудшению физического и психического здоровья, а также снижению продуктивности в различных сферах жизни. Проблема интернет-зависимости становится все более актуальной в связи с увеличением числа пользователей сети и расширением возможностей ее применения.
Актуальность изучения интернет-зависимости обусловлена несколькими факторами. Во-первых, с каждым годом увеличивается количество людей, страдающих от этого состояния, особенно среди молодежи. Во-вторых, негативное влияние интернет-зависимости на физическое и психическое здоровье вызывает серьезную озабоченность у специалистов в области медицины и психологии. В-третьих, проблема требует разработки эффективных методов профилактики и лечения, чтобы минимизировать ее социальные и экономические последствия.
Цель исследования заключается в изучении теоретических аспектов интернет-зависимости, анализе её влияния на личность и общество, а также разработке рекомендаций по профилактике и лечению данного состояния.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать существующие теоретические подходы к определению и классификации интернет-зависимости.
2. Исследовать влияние интернет-зависимости на психическое здоровье и социальную адаптацию личности.
3. Разработать рекомендации по профилактике и лечению интернет-зависимости на основе анализа существующих методов и подходов.
Объект исследования – интернет-зависимость как социальное и психологическое явление.
Предмет исследования – причины, проявления, последствия и способы преодоления интернет-зависимости.
Методология исследования включает в себя теоретический анализ научной литературы, анализ статистических данных, использование психодиагностических методов, качественные и количественные методы сбора и обработки данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в углубленном понимании природы интернет-зависимости, расширении знаний о причинах и механизмах её формирования, разработке новых классификаций и моделей, а также обосновании необходимости дальнейшего изучения этой проблемы в рамках психологической науки.
Практическая значимость заключается в разработке практических рекомендаций для профилактики и лечения интернет-зависимости, применении полученных результатов в образовательных программах, использовании выводов исследования при создании программ поддержки и реабилитации, а также формировании основ для разработки государственных и общественных инициатив, направленных на снижение уровня интернет-зависимости в обществе.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
1.1 Понятие интернет-зависимости
Интернет-зависимость, также известная как интернет-аддикция, представляет собой навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проводя значительное количество времени в сети. Это состояние не признано официальным психическим расстройством согласно медицинским критериям DSM-5 и МКБ-10, но в МКБ-11 (май 2019 года) включены такие формы зависимости, как зависимость от видеоигр и азартные игры онлайн. Термин "интернет-зависимость" был введен в 1990-х годах для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета . Многие специалисты считают, что интернет-зависимость не является самостоятельным заболеванием, а скорее симптомом других психических расстройств. Основные признаки интернет-зависимости включают болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс, вызванное использованием Интернета, а также стремление постоянно переживать определенные состояния, за которые человек готов платить как деньгами, так и негативными последствиями .
В трудах отечественных исследователей интернет-зависимость определяется следующим образом: рассматривается как «нехимическая аддикция, выражающаяся в навязчивом желании подключиться к Интернету и болезненной неспособности вовремя отключиться от него» ; «психологическое состояние, характеризующееся стремлением к постоянному пребыванию в Интернете, сопровождающееся снижением интереса к реальной жизни и нарушением социальной адаптации» ; «патологическую привязанность к сетевой активности, проявляющуюся в виде неконтролируемого желания проводить всё больше времени в виртуальном пространстве» .
Проблема интернет-зависимости начала привлекать внимание ученых и общественности в конце XX века, когда интернет стал доступным широкому кругу пользователей. Рассмотрим ключевые этапы исторического контекста возникновения этой проблемы:
Ранние годы (1980-е):
В 80-х годах интернет еще находился на стадии зарождения и использовался преимущественно учеными и специалистами в сфере информационных технологий. На тот момент проблема интернет-зависимости практически не существовала, поскольку доступ к сети был ограничен.
Появление Всемирной паутины (WWW) (1990-е):
В начале 90-х годов произошло важное событие — создание Всемирной паутины (World Wide Web) Тимом Бернерсом-Ли. Это сделало интернет более доступным и удобным для массового пользователя. Именно в этот период начали появляться первые случаи чрезмерного увлечения интернетом, хотя термин "интернет-зависимость" ещё не был широко известен.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Goldberg, Ivan. Internet Addiction Disorder: Diagnostic Criteria. American Psychiatric Association, 1997.
2. Young, Kimberly S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction—and a Winning Strategy for Recovery. John Wiley & Sons, 1998.
3. Ашуева К.Ж. Психологические аспекты интернет-зависимости // Via scientiarum – дорога знаний. №4. 2023. С. 54–57.
4. Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е. "Интернет-зависимость: основные аспекты" // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С. 136-145.
5. Базаров, Т.Ю. Информационные потоки и их влияние на поведение человека / Т.Ю. Базаров // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2008. – № 2. – С. 56–68.
6. Белинская, Е.П. Влияние компьютерных игр на развитие личности / Е.П. Белинская // Психологический журнал. – 2005. – Том 26, № 1. – С. 46–55.
7. Беличева, И.А. Социальные сети и их влияние на формирование зависимости у подростков / И.А. Беличева // Вопросы психологии. – 2012. – № 3. – С. 34–42.
8. Буянов, М.И. Влияние порнографической продукции на подростков и детей / М.И. Буянов // Детская и подростковая психиатрия. – 2007. – № 3. – С. 36–44.
9. Варламова С.Н., Гончарова Е.Р., Соколова И.В. Интернет-зависимость молодёжи мегаполисов: критерии и типология // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 2. С. 165-182.
10. Войкунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете // Медицинская психология в России. №4(33). 2015. С. 6.
11. Войскунский А.Е. Психологические особенности пользователей Интернета // Вопросы психологии. – 1998. – № 5. – С. 14–24.
12. Войскунский, А.Е. Компьютерные игры и их влияние на психику / А.Е. Войскунский // Вопросы психологии. – 2000. – № 6. – С. 15–25.
13. Волков, Д.Б. Информационная перегрузка и её последствия / Д.Б. Волков // Философские науки. – 2010. – № 12. – С. 78–89.
14. Голдберг, И. Internet Addiction Disorder: Diagnostic Criteria. American Psychiatric Association, 1997.
15. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. М.: Знание, 2009.
16. Землякова Ю.А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости // Наука молодых – будущее России. Курск, 2022. С. 120–122.
17. Карабанов А.П., Шарковский Д.М. Современное состояние проблемы измерения интернет-зависимого поведения // Известия Иркутского государственного университета. Серия: психология. Т. 26. 2018. С. 53–62.
18. Киселева Н.И. К вопросу об интернет-зависимости молодежи // Экономика и социум: современные модели развития. №3. 2012. С. 100–105.
19. Коган С.М. "Интернет-зависимость: диагностика и лечение". Москва, 2011.
20. Колмогорцева А.А., Рыльская Е.А. Индивидуально-психологические особенности личности с интернет-зависимостью // Психология. Психофизиология. Т. 14. №1. 2021. С. 14–22.
21. Королева Н.Н., Воликова С.В. "Интернет-зависимость у подростков: диагностика, профилактика, коррекция". Москва, 2016.
22. Костенко, Н.Н. Особенности социальной сети-зависимости у молодых людей / Н.Н. Костенко // Вестник Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. – 2014. – № 2. – С. 23–30.
23. Кривцова, С.В. Феномен интернет-шопинга и его влияние на эмоциональное состояние потребителей / С.В. Кривцова // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 28–37.
24. Кузнецова, Ю.В., Чернышёва, О.В. Особенности диагностики интернет-зависимости у подростков // Вопросы педагогики и психологии. – 2013. – № 3. – С. 110-117.
25. Менделевич, В.Д. Зависимость от порнографии и её влияние на психическое здоровье / В.Д. Менделевич // Российский психиатрический журнал. – 2009. – № 4. – С. 43–50.
26. Михайлов, А.В. Психологические аспекты интернет-зависимости // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2011. – № 2. – С. 93-100.
27. Парамонова Н.В., Дорохина Е.В., Казаковцева Е.А. Интернет-зависимость у молодежи: диагностика, проблемы и пути решения. Москва, 2018.
28. Поволяева У.В. Психологические аспекты предупреждения интернет-зависимости // Международный студенческий научный вестник. №5. 2016. С. 77–78.
29. Полторак, М.А. Социально-психологические факторы интернет-зависимости у молодёжи // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – С. 128-137.
30. Ребышева Л.В., Толмачева С.В., Белоножко Л.Н. Исследование интернет-зависимости молодежи // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. Т. 16. №4. 2023. С. 108–126.
31. Самойленко, Е.С. Диагностика интернет-зависимости: современные подходы // Вопросы психологии. – 2017. – № 5. – С. 148-156.
32. Сидоров П.И. Интернет-зависимость: дети и родители. Санкт-Петербург, 2014.
33. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты использования Интернета // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 1999. – № 4. – С. 27–45.
34. Хуснутдинова Е.Р., Попова В.А. Интернет-зависимость у подростков: проблемы и решения. Москва, 2010.
35. Эйдемиллер А.Б. Интернет-зависимость: психологические аспекты. Санкт-Петербург, 2013.
36. Эйдемиллер, Э.Г. Шопоголизм и его проявления в интернете // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. – 2011. – Том 111, № 6. – С. 67–73.
37. Янг К. Тест интернет-зависимости. [Электронный ресурс] URL: https://cyberpsy.ru/tests/ internet_addiction_test_young/. (Дата обращения: 04.02.2025).
38. Янг, К.С. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction—and a Winning Strategy for Recovery. John Wiley & Sons, 1998.