Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Способность обеспечивать стабильность экономического и социального положения граждан и условия для воспроизводства в расширенном масштабе характеризуется категорией «социальная устойчивость». Социальная стабильность обеспечивается механизмами социального регулирования, которые включают в себя целый ряд технологий, методов, приемов и форм организации отношений. Государство и рыночная структура имеют свои сферы социального регулирования, но есть и области, где их социальная ответственность пересекается.
Государство создает программы социальных гарантий, поддерживает малый и средний бизнес, создает правовую основу для социальной рыночной экономики через защиту прав собственности и предпринимательства, а также способствует развитию конкуренции через защиту прав потребителей. Рыночная сфера социального регулирования подразумевает мобилизацию субъектов, таких как предприятия и частные лица, путем поиска различных способов получения дохода. При этом социальная сфера финансируется как государством, так и рыночными структурами через программы страхования. Сегодня особую актуальность приобретает одна из глобальных тенденций взаимодействия государства и частного сектора, которая направлена на сочетание государственных и негосударственных форм социального регулирования.
Это предполагает развитие механизмов социального партнерства. Можно сделать вывод, что в процессе создания рыночной экономики с различными формами хозяйствования необходимо развивать принцип социального государства, и одним из факторов достижения этого является формирование современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем. Социальное партнерство - это система общественных отношений между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем. Таким образом, социальное партнерство становится неотъемлемой частью трудовой сферы.
Цель - охарактеризовать социальное партнерство в сфере трудового права и рассмотреть формы социального партнерства.
Для этого поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие «социальное партнерство» в трудовом праве;
2) рассмотреть основные принципы социального партнерства;
3) определить значение социального партнерства в сфере труда;
4) дать определение социального партнерства;
5) определить особенности форм социального партнерства в Российской Федерации.
В работе рассматриваются понятие социального партнерства, теоретические основы социального партнерства, формы и институты социального партнерства в Российской Федерации.
1. Теоретические основы социального партнерства
1.1 Организационно-правовые основы социального партнерства
Усиление роли социального партнерства, договоров и коллективных переговоров в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений отражено не только в предмете и принципах Трудового кодекса, но и в разграничении компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указывается на компетенцию федеральных органов государственной власти в области основ социального партнерства, порядка ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений, трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (см. ст.6 ТК РФ).
Иными словами, законы субъектов Российской Федерации не могут изменять федеральные нормы по этим вопросам. Государство оставляет за собой решение наиболее важных для работников и работодателей проблем - установление минимальных социально-трудовых стандартов - и все больше полагается на регулирование трудовых отношений коллективными и индивидуальными договорами. В связи с этим значительно возрастает роль определения условий труда на основе соглашений между работниками и руководством и обеспечения согласования интересов работников и руководства в сфере труда. Закон определяет гармонизацию интересов сторон как цель, к которой должны стремиться стороны социального партнерства в своих отношениях. В социальное партнерство входят работники, работодатели и, в определенных случаях, органы государственной власти (точнее, административные органы) федерального, регионального и муниципального уровня.
Как предусмотрено статьями 29-34 Трудового кодекса, эти лица вступают в отношения социального партнерства через своих представителей. Поэтому необходимо различать стороны социального партнерства и участников соответствующих отношений. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных представителей (статья 25 Трудового кодекса). Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства, если они выступают в качестве работодателей (см. раздел 2 статьи 23 Трудового кодекса).
Как и в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством, представители этих органов, уполномоченные законом или работодателем представлять их интересы, также считаются сторонами социального партнерства. На наш взгляд, представители фактически не являются самостоятельными сторонами социального партнерства, поскольку действуют от имени и в интересах представляемой стороны. Представитель участвует в отношениях социального партнерства не как независимая сторона, а как надлежащим образом, уполномоченный представитель интересов заинтересованных сторон.
В статье 24 Трудового кодекса РФ закреплены основные принципы социального партнерства, то есть важнейшие базовые идеи и положения, на которых строится социальное партнерство. Первый принцип социального партнерства - равенство сторон, то есть работников и работодателей. Обе стороны имеют равные права, в том числе право инициировать коллективные переговоры и вносить предложения по содержанию договора или коллективного соглашения.
Выполнение обязательств в коллективном договоре - это принцип социального партнерства, несоблюдение которого лишает смысла положения, содержащиеся в коллективном договоре. На организационном (местном) уровне социальное партнерство в основном выражается в форме коллективных договоров. Коллективный договор содержит не только взаимные обязательства сторон, но и нормативные и информационные положения, направленные на регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, важнейшими из которых являются нормы, взятые из Трудового кодекса и других актов трудового законодательства.
Социальное партнерство как система отношений между работодателем и работником реализуется в различных формах, основные из которых перечислены в статье 27 Трудового кодекса. Помимо коллективных переговоров, взаимных консультаций, совместных собраний и встреч представителей сторон, на практике социальное партнерство принимает и другие формы, не ограничиваясь переговорным процессом. Соглашения и коллективные договоры являются формами выражения социального партнерства и его результатов.
К формам социального партнерства закон относит участие представителей работников и работодателей в досудебном урегулировании трудовых споров. При рассмотрении индивидуальных трудовых споров закон допускает досудебное урегулирование трудовых споров по выбору работников в комиссии по трудовым спорам (КТС), создаваемой в организации. КТС состоит из равного числа представителей работников и работодателей по инициативе работников и (или) работодателей Представители работников в КТС избираются работниками на общем собрании (конференции) работников либо представитель работников делегируется организацией и утверждается на последующем общем собрании (конференции) работников. Представители работодателя назначаются в комитет руководителем организации (см. статью 384).
Принцип социального партнерства выражается в создании НРС на основе равенства. Однако принципы равенства и социального партнерства, как представляется, нарушаются правилом, согласно которому решения КТС принимаются большинством голосов членов, присутствующих на заседании, и тайным голосованием (см. статью 388 Трудового кодекса). Для отдельных категорий работников установлен особый порядок досудебного рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
Например, государственные и муниципальные служащие имеют право обратиться за разрешением спора в вышестоящий орган. Здесь нет социального партнерства; помимо КТС, в процессе досудебного рассмотрения жалоб и обращений работников на нарушения трудового законодательства (в том числе на решения работодателей об увольнении) участвует Государственная инспекция труда (см. статьи 353, 356, 357 и 373 Трудового кодекса РФ). Однако она не основана на принципе социального партнерства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беспятова, Н. К. Социальное партнерство в системе дополнительного образования детей. Межрегиональный обучающий семинар: моногр. / Н.К. Беспятова. - М.: Перспектива, 2015. - 858 c.
2. Бородина, Ангелина Решение проблем молодежи путем социального партнерства в Башкортостане: моногр. / Ангелина Бородина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 444 c.
3. Быченков, В.М. Институты. Сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъектности: моногр. / В.М. Быченков. - М.: Москва, 2021. - 976 c.
4. Герасимов, С. Массовые праздники и социальное партнерство / С. Герасимов. - М.: Алетейя, 2016. - 618 c.
5. Захарова, Светлана Программа социального партнерства учреждений образования и предприятий / Светлана Захарова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 196 c.
6. Казаков, Сергей Олегович Основные формы социального партнерства в России и Германии. Сравнительно-правовой анализ: моногр. / Казаков Сергей Олегович. - М.: Проспект, 2017. - 904 c.
7. Константин, Анатольевич Чугаев Социальное партнерство / Константин Анатольевич Чугаев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 108 c.
8. Михеев, В.А. Основы социального партнерства: теория и политика / В.А. Михеев. - М.: Экзамен, 2018. - 448 c.
9. Новые формы. Социальное страхование 4-ФСС. Пенсионный фонд РСВ-1 ПФР. Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организации. - М.: Ось-89, 2016. - 374 c.
10. Осипов, Егор Михайлович Институт социального партнерства как фактор развития малого бизнеса в России / Осипов Егор Михайлович. - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), 2021. - 277 c.
11. Пакет законодательной инициативы по проблеме социального партнерства государства и религиозных организаций. - М.: Научный эксперт, 2015. - 373 c.
12. Парфентьева, Наталья Подготовка к социальному партнерству будущих учителей / Наталья Парфентьева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 124 c.
13. Роль социального партнерства в формировании европейского социального пространства. - М.: Огни, 2021. - 152 c.
14. Татьяна, Еремеева und Андрей Лейфа Подготовка социальных работников на основе социального партнерства / Татьяна Еремеева und Андрей Лейфа. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. - 192 c.
15. Усманов, Б.Ф. Социальная инноватика : учебное пособие / Б.Ф. Усманов. – М. : Московский гуманитарный университет, 2007. – 484 с. 25.
16. Чумаков, А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира : монография / А.Н. Чумаков. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. – 432 с. 26.
17. Щеглова, С.Н. Социальное партнерство в сфере труда // Библиотечка профсоюзного активиста. – 2000. – № 2. 27.
18. Щеглова, С.Н. Организация работы профессиональных союзов в современных условиях // Библиотечка профсоюзного актива. – 2006. – № 6