Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе проблема детской агрессивности и конфликтности приобретает особую актуальность. Рост числа социальных изменений, увеличение информационного потока и повышенные требования к адаптации в школьной среде оказывают значительное влияние на психическое состояние младших школьников. Именно в этом возрасте происходит активное формирование личности, усвоение социальных норм и формирование навыков межличностного взаимодействия. Несформированность этих навыков, в сочетании с повышенной агрессивностью, может приводить к частым конфликтам, социальной дезадаптации и негативно сказываться на дальнейшем развитии ребенка.
Важность изучения данной проблемы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, конфликтность в младшем школьном возрасте может выступать предиктором будущих проблем в поведении и взаимоотношениях с окружающими. Во-вторых, агрессивные дети часто испытывают трудности в обучении, так как им сложно концентрировать внимание и устанавливать позитивные отношения с учителями и одноклассниками. В-третьих, своевременная диагностика и коррекция агрессивного поведения и конфликтности позволяет предотвратить развитие более серьезных психологических проблем в подростковом и взрослом возрасте.
Изучением агрессивности и конфликтности в детском возрасте занимались многие известные ученые. Так, Л.С. Выготский подчеркивал роль социальной среды в формировании личности ребенка и отмечал, что "социальная ситуация развития определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности". В контексте нашего исследования это означает, что агрессивное поведение может быть следствием неблагоприятной социальной ситуации, в которой находится ребенок.
А. Бандура, автор теории социального научения, утверждал, что дети учатся агрессивному поведению, наблюдая за другими людьми и подражая им. "Люди приобретают новые формы поведения, наблюдая за другими, а последствия поведения, которые они наблюдают, влияют на вероятность того, что наблюдатель будет подражать этим действиям", – отмечал Бандура. Это говорит о том, что агрессивность может быть результатом наблюдения за агрессивным поведением в семье, школе или средствах массовой информации.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) уделяется особое внимание формированию у младших школьников умения конструктивно разрешать конфликты, сотрудничать с одноклассниками и уважать мнение других людей. ФГОС НОО подчеркивает необходимость создания в школе благоприятной психологической атмосферы, способствующей развитию позитивных межличностных отношений и предотвращению конфликтов. "Обеспечение эмоционального благополучия ребенка, учет его индивидуальных особенностей развития" – является одним из основных принципов реализации ФГОС НОО, что подчеркивает важность индивидуального подхода к детям с повышенной агрессивностью и конфликтностью.
Проблема агрессивности и конфликтности у детей активно изучается в отечественной и зарубежной психологии. Существуют различные теоретические подходы к пониманию природы этих явлений. Однако, несмотря на значительное количество исследований, недостаточно изучены особенности конфликтности у младших школьников с разным уровнем агрессивности. Недостаточно внимания уделяется комплексному анализу факторов, влияющих на формирование конфликтного поведения у детей с разной степенью выраженности агрессивности.
Проблема настоящего исследования заключается в недостаточной изученности взаимосвязи между уровнем агрессивности и особенностями конфликтного поведения у младших школьников. Существует необходимость выявления специфических характеристик конфликтности у детей с разным уровнем агрессивности для разработки эффективных программ профилактики и коррекции деструктивного поведения.
Существует противоречие между осознанием важности формирования конструктивных навыков межличностного взаимодействия у младших школьников и недостаточной разработанностью научно обоснованных подходов к профилактике и коррекции конфликтного поведения у детей с учетом их индивидуальных особенностей и уровня агрессивности.
Цель исследования: Выявить и описать особенности конфликтности у младших школьников с разным уровнем агрессивности.
Объект исследования: Конфликтность младших школьников.
Предмет исследования: Особенности проявления конфликтности у младших школьников с разным уровнем агрессивности.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме агрессивности и конфликтности у младших школьников.
Определить критерии и методы диагностики уровня агрессивности у младших школьников.
Выявить особенности проявления конфликтности у младших школьников с разным уровнем агрессивности.
Определить взаимосвязь между уровнем агрессивности и особенностями конфликтного поведения у младших школьников.
Разработать практические рекомендации для педагогов и психологов по профилактике и коррекции конфликтного поведения у младших школьников с разным уровнем агрессивности.
Результаты исследования вносят вклад в развитие представлений об особенностях конфликтности у младших школьников с разным уровнем агрессивности. В отечественной психологии изучением агрессивности и конфликтности у детей занимались такие известные ученые, как Л.С. Выготский, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др. Л.С. Выготский рассматривал агрессию как проявление кризиса развития и подчеркивал необходимость создания благоприятной социальной среды для формирования позитивных форм поведения. А.И. Захаров изучал влияние семейных факторов на формирование агрессивного поведения у детей. А.С. Спиваковская рассматривала конфликт как неизбежный компонент межличностных отношений и подчеркивала важность обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтов. И.А. Фурманов исследовал психологические особенности агрессивных детей и разрабатывал методы коррекции их поведения. Т.Г. Румянцева изучала влияние социальных факторов на формирование агрессии и разрабатывала программы профилактики агрессивного поведения в школьной среде.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ профилактики и коррекции конфликтного поведения у младших школьников с разным уровнем агрессивности. Практические рекомендации, разработанные на основе результатов исследования, могут быть использованы педагогами и психологами в образовательных учреждениях для повышения эффективности работы с детьми, проявляющими агрессию и конфликтность. Разработанные методические материалы могут быть использованы в рамках курсов повышения квалификации педагогов и психологов, работающих с младшими школьниками.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач будут использованы следующие методы:
Теоретические методы:
Анализ психологической литературы по проблеме исследования.
Синтез и обобщение полученных данных.
Эмпирические методы:
Тестирование:
Наблюдение за поведением детей в конфликтных ситуациях в классе и на перемене.
Беседа:
Для обработки полученных данных будут использованы методы математической статистики, такие как корреляционный анализ (для выявления взаимосвязи между уровнем агрессивности и особенностями конфликтного поведения), сравнительный анализ (для выявления различий в конфликтном поведении у детей с разным уровнем агрессивности) и другие статистические методы, соответствующие задачам исследования.
Структура исследования:Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы особенностей конфликтности у младших школьников с разной агрессивностью
1.1 Анализ понятия агрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии
Агрессивное поведение – сложный и многогранный феномен, привлекающий внимание исследователей в различных областях психологии. Понимание его природы, причин и механизмов является ключевым для разработки эффективных стратегий профилактики и коррекции. В представленном анализе мы рассмотрим, как концептуализируется агрессивное поведение в зарубежной и отечественной психологии, выявим общие черты и различия в подходах, а также отметим вклад известных ученых в изучение данной проблемы.
В психологии агрессия является сложным и многогранным феноменом, анализ которого представлен в трудах как зарубежных, так и отечественных исследователей. Единого общепринятого определения агрессии не существует, что порождает множество подходов к ее пониманию и классификации. В целом, агрессию можно рассматривать как целенаправленное поведение, направленное на причинение вреда другому живому существу, которое стремится избежать подобного обращения. Однако, данное определение является отправной точкой, и различные теории рассматривают мотивацию, природу и контекст агрессивного поведения с разных точек зрения [11].
В зарубежной психологии одним из основоположников изучения агрессии считается З. Фрейд. В его психоаналитической теории агрессия рассматривается как фундаментальный инстинкт, присущий человеку. Фрейд полагал, что агрессивная энергия, подобно либидо, накапливается и требует разрядки. Если разрядка не происходит, это может привести к деструктивному поведению. Однако, эта теория, будучи весьма влиятельной, подвергалась критике за свой биологический детерминизм и недостаточное внимание к социальным факторам, влияющим на агрессию.
Альтернативный взгляд предлагает Альберт Бандура в рамках своей социально-когнитивной теории. Бандура утверждал, что агрессия является результатом научения через наблюдение и подражание. Дети, наблюдающие агрессивное поведение взрослых, с большей вероятностью будут демонстрировать агрессию сами. Важным аспектом этой теории является понятие самоэффективности – уверенности человека в своей способности успешно совершать агрессивные действия. Чем выше самоэффективность в агрессивном поведении, тем выше вероятность его проявления. Теорию Бандуры подтверждают многочисленные исследования, показывающие связь между просмотром сцен насилия в СМИ и проявлением агрессивного поведения.
В отечественной психологии проблема агрессии также занимает важное место. Л.С. Выготский, один из основоположников культурно-исторической теории, подчеркивал роль социальных условий в формировании личности, включая и агрессивное поведение. Он рассматривал агрессию не как врожденный инстинкт, а как результат социального научения и взаимодействия с окружающей средой. С точки зрения Выготского, агрессия может быть способом адаптации к неблагоприятным условиям, способом защиты своих интересов или способом достижения власти [2].
Еще один видный отечественный психолог, С.Л. Рубинштейн, в своих работах подчеркивал роль сознания и воли в регуляции поведения. Он рассматривал агрессию как проявление дефицита сознательного контроля над инстинктивными побуждениями. Рубинштейн считал, что развитие личности предполагает формирование способности к саморегуляции, в том числе и в отношении агрессивных импульсов.
П.А. Сорокин, известный социолог и культуролог, анализировал агрессию в контексте социальных изменений и кризисов. Он считал, что
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – Санкт-Петербург : Евразия, 2000. – 320 с.
2. Басс, А. Г. Агрессия и враждебность / А. Г. Басс, А. Дарки. – Москва : Речь, 2006. – 272 с.
3. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.
4. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс / А. Я. Варга. – Москва : Смысл, 2001. – 208 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 1999. – 352 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва : АСТ, 2010. – 672 с.
7. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – Москва : АСТ, 2009. – 478 с.
8. Карвасарский, Б.Д. Психотерапия / Б.Д. Карвасарский. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 544 с.
9. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива : система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский. – Минск : Народная асвета, 1984. – 239 с.
10. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. – Москва : Академия, 2003. – 144 с.
11. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. – Москва : Прогресс, 1994. – 272 с.
12. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – Санкт-Петербург : Евразия, 1999. – 479 с.
13. Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера // Психологический словарь. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/psihologija-razvitiya.html (Дата обращения: 15.03.2025).
14. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Ананьевские чтения – 2003 : материалы научно-практической конференции. – Санкт-Петербург : СПбГУ, 2003. – С. 176-178.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 712 с.
16. Румянцева, Т.Г. Агрессия и конфликт (новые подходы к анализу) / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. – 1992. – № 3. – С. 25-40.
17. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – Москва : Политиздат, 1992. – 543 с.
18. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе / З. Фрейд. – Москва : АСТ, 2006. – 400 с.
19. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – Москва : АСТ, 2010. – 448 с.
20. Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 672 с.
21. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2007. – 384 с.