Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выполнения курсовой работы заключается в следующем. В условиях развития отношений рыночного характера в России сформировался класс предпринимателей: он выступает на данном этапе исторического становления и развития в качестве основного, втягивающего в себя большое количество потребностей и интересов современного общества. С целью эффективного управления финансовыми ресурсами, планирования их и финансовых результатов функционирования компаний необходимым является разделение таких категорий, как доход и прибыль. Данного рода понятия отражают уровень эффективности компании, результаты и источники ее производственной, инвестиционной, финансовой деятельности и выполняют определенного рода функции в формировании и распределении дохода от указанных видов ее деятельности.
Понятие «доход» связано в основе своей с капиталом организации и представляет собой все денежные поступления от продажи товаров, работ, услуг, от прочей продажи, от деятельности внепроизводственного характера. Получение дохода в компании влечет к увеличению активов и обусловливает рост собственного капитала.
Цель курсовой работы – определение направлений повышения эффективности формирования и использования доходов организации от обычных видов деятельности.
Задачи работы:
- представить экономическую сущность доходов организации от обычных видов деятельности;
- рассмотреть основные источники формирования доходов организации от обычных видов деятельности;
- рассмотреть направления использования доходов от обычных видов деятельности;
- представить экономическую характеристику организации;
- проанализировать формирование и использование доходов организации от обычных видов деятельности;
- разработать рекомендации по повышению эффективности формирования и использования доходов организации от обычных видов деятельности.
Объектом наблюдения является ООО «БАШМЕДЬ». В современных условиях организацией осуществляется деятельность в сфере добычи и обогащения медной руды.
Предмет исследования - процессы формирования дохода современной организации.
Степень разработанности темы. Значимый вклад в разработку указанной проблемы формирования и использования доходов от обычных видов деятельности внесли научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов в сфере экономики и финансов. Разного рода подходы к анализу формирования и использования доходов организации достаточно широким образом освещались в работах: Баканова М.И., Бернстайна Л.А., Ендовицкого Д.А., Ковалева В.В., Мельника М.В., Савицкой Г.В., Смита А., Шумпетера Й. и пр.
В качестве теоретической основы выполнения курсовой работы выступили труды таких авторов, как: Арзуманова Т.И., Дорман В.Н., Ковалев В.В. и др.
Методы исследования: сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа и синтеза, методы логический и системно-структурный.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке конкретных мероприятий по повышению эффективности формирования и использования доходов ООО «БАШМЕДЬ».
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и использования доходов организации от обычных видов деятельности
1.1 Экономическая сущность доходов организации от обычных видов деятельности
Значение доходов в условиях современных рыночных отношениях является огромным. Общая сумма доходов, которая получается организацией, оказывает влияние, в конечном итоге, на процесс формирования ее финансового результата и на величину прироста суммы собственных средств.
Доходы организации являются ее важнейшей составляющей. Ведь для того, чтобы современная организация имела конкурентоспособные товары или услуги, увеличивая уровень эффективности производственного процесса, эффективным образом управляла производством, корректным образом распределяла неиспользованные ею ресурсы, требуется непрерывность притока сумм дохода в виде денежных средств и иного рода имущества .
Сегодня содержание категории «доход» раскрыто в такого рода законодательной и нормативно-правовой документации:
1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ: ст. 249, «доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав» .
2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» (от 28.12.2015 №217н) , доходы - это повышение экономических выгод, которое происходит в виде сумм поступлений или увеличений активов, или снижения обязательств, это выражено в увеличении капитала, который не связан с вкладами учредителей.
3. ПБУ 9/99 «Доходы организации», доходами организации признаётся повышение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного рода имущества) и (или) погашения обязательств, которое приводит к повышению капитала данной реализации, исключая вклады участников (собственников имущества) .
В бухгалтерском учете организацией отражаются суммы доходов, если происходит повышение экономических выгод в итоге поступления активов и погашения обязательств (п. 2 ПБУ 9/99). Сведения о доходах от обычных видов деятельности организации представлены по строкам «Отчета о финансовых результатах».
По стр. 2110 «Выручка» находят отражение суммы доходов организации, которые получены от обычных видов деятельности. Перечень такого рода доходов находится в зависимости от рода деятельности и положений устава.
Обобщая точки зрения, представленные в экономической литературе на экономическое содержание категории «доходы», выделим три группы.
1. Доход тождественен понятию выручки .
2. Доход - основной показатель, при помощи которого происходит определение результата деятельности, который получается как разница между величиной стоимости реализованной продукции и услуг и суммой произведённых затрат.
3. Доход – увеличение выгод экономического характера в итоге поступления активов (денежных средств, иного рода имущества и (или) погашения обязательств в ходе обычной деятельности, которое приводит к увеличению капитала собственника данной организации, за исключением их вкладов .
Выручка от продажи представляет собой полную сумму денежных средств, которая получена организацией от продажи произведённой продукции, товаров, услуг, работ за определённого рода период.
Выручка, будучи основным источником финансовых потоков организации, должна распределяться по тем направлениям, где является необходимым возмещение потребленных средств производства и процесс формирования валового и чистого дохода. Выручка от продажи товаров, продукции и услуг должна не только покрывать суммы совокупных затрат современной организации, но и приносить нужную сумму прибыли (когда суммы доходов превышают суммы расходов).
Таким образом, экономическое назначение доходов от обычных видов деятельности состоит в возмещении текущих затрат и расходов на реализацию. Известным является постулат о том, что современная организация не может функционировать без получения дохода, так ее функционирование в дальнейшем не является возможным. Значение доходов вместе с тем состоит в росту уровня оборачиваемости капитала организации, в удовлетворении потребностей материального и социального характера сотрудников и учредителей, в повышении уровня инвестиционной и имиджевой привлекательности организации.
Оценка уровня доходности функционирования организации, которая проводится при помощи методов экономического и финансового анализа, предоставляет возможность получить конкретные показатели, которые определяют не только наличие или отсутствие прибыли современной организации, но и точным образом провести оценку доли доходов в выручке от продажи, и точным образом установить уровень эффективности каждого вложенного в производственные процессы рубля.
1.2 Основные источники формирования доходов от обычных видов деятельности
Для достижения собственных целей руководители фирм наблюдают за внешней и внутренней обстановкой на рынке, чтобы вовремя обнаружить и использовать ее возможности благоприятного характера, а вместе с тем избежать угроз и препятствий, которые могут возникнуть .
Такого рода процесс называют анализ факторов внешней и внутренней среды. Классификация факторов, воздействующих на доход предприятия представлена в Приложении 1.
Факторы, воздействующие на доход предприятия, бывают внешними и внутренними. Формирование доходов от обычных видов деятельности происходит под прямым влиянием внутренних факторов.
К внутренним факторам относятся те, которые находятся в зависимости от функционирования данной предприятия и характеризуют разные стороны деятельности.
К внутренним факторам можно отнести такие, как :
- снабжение товарно-материальными ценностями организации;
- объем и структура реализуемой продукции и услуг;
- политика ценообразования внутри конкретной организации, является ли цена конкурентоспособной. Обоснованность и изменение среднего уровня наценок;
- организация процесса реализации продукции и услуг, продвижение на рынке;
- состав и численность сотрудников, уровень их образования, квалификация кадров. Качество менеджмента;
- мотивация персонала, наличие программ поощрения, бонусов;
- количество дополнительно предоставляемых предприятием услуг;
- особенности ведения хозяйственной деятельности, тип, класс организации;
- эффективность использования материальных и трудовых ресурсов;
Увеличение объема продажи приводит к росту массы дохода от реализации: чем больше реализуется услуг (товаров), тем больше общая сумма реализованных наценок, что ведет к росту доходов от обычных видов деятельности.
Влияние состава выручки от продажи не так очевидно, как влияние ее объема, но также имеет место быть. Это связано с разным уровнем наценки на продукцию (услуги). Различные размеры наценок по продукции, товарам и услугам, которые обусловлены их различной издержкоемкостью производства и продажи, также влияют на объем дохода.
Повышение в объеме продажи удельного веса товаров и услуг с большим уровнем наценок ведет к повышению среднего уровня дохода, и, напротив, снижение удельного веса таких товаров и услуг в обороте уменьшает его уровень .
Внутренние факторы, выступая ситуационными переменными внутри субъекта экономики, оказывают большое влияние на результативность ее деятельности компании.
К внешним факторам относят такого рода факторы, которые не находятся в зависимости от самой предприятия, но некоторые из них существенно оказывают влияние на экономический результат ее деятельности. К внешним факторам можно отнести такие, как: экономическая ситуация в стране, поддержка развития бизнеса со стороны государства; уровень развития экономики, платежеспособность населения страны; меры государственного регулирования деятельности предприятий, законы, нормативные акты, насколько просто зарегистрировать деятельность, получить разрешения на осуществление определенных видов деятельности; уровень инфляции и др.
Таким образом, формирование доходов от обычных видов деятельности в основе своей идет за счет физического объема продажи продукции (товаров, работ, услуг), уровня наценок (доходности), диверсификации видов деятельности и пр.
1.3 Направления использования доходов от обычных видов деятельности
Механизм использования доходов от обычных видов деятельности современной организации может быть представлен в виде такого рода цепочки . На 1-ом этапе организация получает общую сумму выручки за проданные продукцию (товары, работы, услуги), после этого определяют разницу между данной суммой выручки и суммой постоянных платежей, которые представляют собой часть фиксированных (переменных) издержек организации (такого рода, как: суммы НДС, акцизы).
Результат, который получен на базе данного расчета, называют «Выручкой-нетто». На 2-ом этапе идет образование суммы валовой прибыли, при расчете которой учитывают суммы постоянных издержек организации. Таким образом, из суммы выручки-нетто вычитают суммы затрат на производство (продажу) определенной продукции, то есть ее себестоимость.
На 3-ем этапе происходит формирование величины прибыли от продаж. Ее рассчитывают в качестве разности между суммой валовой прибыли и всех операционных затрат организации (затрат на рекламу, оплату труда управленцев, суммы непредвиденных затрат).
На 4-ом этапе определяют величину сальдо сумм прочих доходов и расходов организации, которое может выступать как положительным, так и отрицательным. То есть к сумме прибыли от продаж прибавляют сумму положительного или отрицательного числа, которое характеризует сальдо прочих доходов и расходов. Так формируют балансовую прибыль организации (иначе называемую прибылью до налогообложения). Наконец, на последнем этапе, происходит установление суммы чистой прибыли. Для этого, к полученной ранее сумме балансовой прибыли прибавляют суммы налоговых активов и вычитают из нее имеющиеся суммы налоговых обязательств. Показатель чистой прибыли - конечный финансовый результат деятельности современной организации за рассматриваемый период.
Именно чистая прибыль в итоге будет являться для современной организации конечной целью, так как она распределяется на выплату сумм дохода учредителям (участникам) организации и на ее развитие. Оставшаяся часть чистой прибыли организации, которая направляется на ее развитие, именуется нераспределенной прибылью, именно она – источник финансового обеспечения деятельности организации в условиях рыночных отношений.
Важнейшие направления использования полученной чистой прибыли : обновление фондов производства; создание товарно-материальных запасов; повышение квалификационного уровня сотрудников; развитие инноваций; создание резервов; благотворительность; внешние и внутренние инвестиции; определение дивидендов учредителей (акционеров) организации.