Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие предпринимательства, предпринимательской деятельности становится массовым как в национальных экономиках, так и в глобальном масштабе, поскольку является значимым фактором роста экономики, доходов и благосостояния. Предпринимательство, предпринимательская деятельность во всех сферах экономики становится объектом и предметом исследований, направляя научный поиск на решение широкого спектра аспектов развития.
Проблемы развития предпринимательства, повышения предпринимательской активности в различных сферах экономики становятся объектами профессионального обсуждения и научных исследований. Например, исследователи утверждают, что полное и устойчивое финансирование бизнеса повышает эффективность предпринимательской деятельности, облегчает выход на рынок, а также стимулирует инновации и инвестиционные возможности.
Малый бизнес играет большую роль в рыночной экономике. Он занимает рыночные ниши, неинтересные для среднего и крупного бизнеса, гибко реагирует на изменения конъюнктуры рынка, в стабильные времена создает много рабочих мест. Также он позволяет поддерживать социальную стабильность, создавая для большого количества людей иллюзию самостоятельности в принятии решений. Актуальным в сложившихся условиях становится вопрос развития малого бизнеса в сфере услуг, который призван выполнять социально-экономические функции, обеспечивать сбалансированность спроса и предложения на рынке услуг, создавать новые рабочие места, решать сложный комплекс социально-экономических задач развития регионов и территорий. Особенностью развития малого бизнеса в сфере услуг является короткий жизненный цикл малых предприятий, что требует постоянного наращивания их количества и предпринимательских структур, а также повышения эффективности и устойчивости малого бизнеса.
При написании работы использовались работы как отечественных, так и зарубежных ученых. Развитие малого предпринимательства подробно освещено в исследованиях таких авторов как А. О. Блинов, В. С. Балабанов, М. В. Беспалов, А. Г. Комаров, М. Г. Лапуста, Э. Уткин, Ф. Найт, М. Питерс и др.
Существенный вклад в области развития и управления сервисной экономикой, оценки эффективности функционирования и качества сферы услуг внесли труды известных зарубежных ученых, таких, как: Л. Смит, Ф. Кенэ, К. Маркс, А. Турен, Ж.-Б. Сэя, И. Ансофф, Ф. Котлер, Д. Белл., Г1. Друкер, Дж. Гэлбрейт, А. Турен, Ф. Фукуямы, М. Кастельс , Э. Тоффлер, Й. Шумпетер, В. Парето, М. Вебер, Д. Роулс, Т. Стирс, Н. Оснайя, И. Шумпетер и др., а также работы отечественных ученых и специалистов: Агабабьяна Э. М., Абакарова М.И., Алексеевой М,А., Бабич A.M., Бабурина В.А., Баканова М.И., Бурменко Т.Д., Булгаковой Л.Н., Бусыгина А., Восколович H.A., Данилина Т., Дудова A.C., Егорова В., Жильцова Е., Казакова C.B., Курдюкова С.И., Медведевой О.В., Назаровой М., НемовойА.В., Позднякова В.Я., Райзберга Б.А., Сергеева И., Татуева A.A., Фатхутдинова Р., Шеремет A.Д. Шпилевской Е.В. и др.
Объект исследования: малое предпринимательство в сфере услуг.
Предмет исследования – векторы развития малого бизнеса в сфере услуг в России и зарубежом.
Цель работы – рассмотреть аспекты развития малого предпринимательства в сфере услуг.
Задачи работы:
- рассмотреть современные проблемы развития предпринимательской деятельности в сфере услуг;
- выявить значение малого предпринимательства для развития экономики;
- рассмотреть малое предпринимательство в сфере услуг в Российской Федерации, пути совершенствования системы государственной поддержки малого предпринимательства в сфере услуг;
- изучить показатели сектора услуг в зарубежных странах, рассмотреть влияние государственной политики на развитие малого бизнеса в сфере услуг
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научной литературы и других источников по проблеме исследования, метод анализа и сравнения.
Теоретическая и практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что основные выводы и предложения могут быть использованы при практической реализации концепции совершенствования региональной системы государственной поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства в сфере услуг.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ УСЛУГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Современные проблемы развития предпринимательской деятельности в сфере услуг
Предпринимательство – самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое извлечение прибыли от использования товаров, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве таковых в установленном законом порядке. Сфера услуг является в настоящее время важнейшей частью экономики любой страны, хотя в течение длительного периода экономического развития сектор услуг рассматривался как вторичный сектор, полностью зависимый от промышленности и находящийся в ее подчинении. В конце 20-го века в развитом мире этот исторический взгляд был преодолен. Сегодня стремительно развиваются сервисные услуги.
Конкуренция растет и ожесточается. Конкурировать, используя лишь технические и кадровые преимущества не всегда эффективно. Появилась концепция «экономики услуг», вызванная развитием инфраструктурных отраслей и инвестированием капитала в развитие управления сервисной деятельностью, а также в повышении уровня культуры и профессиональных качеств самих работников сферы услуг.
В настоящее время инновационная деятельность, спровоцированная бурным развитием новых технологий, меняет не только привычный баланс сил в сфере услуг, но и сам вектор ее развития. «Основной тенденцией является размывание границ между продажами и сектором услуг: во многих случаях основная ценность для потребителя заключается не в товаре, а в сопутствующих услугах. Большинство исследователей подчеркивают необходимость внедрения и поиска новых инструментов для привлечения, удержания клиентов компании»[ Проблемы и тенденции развития малого предпринимательства в сфере услуг : монография / А. Р. Давыдович, Н. С. Кресова, С. Э. Кегеян, В. В. Сиганова. — Москва : Креативная экономика, 2019. — С. 56.].
В настоящее время малое предпринимательство занимает особенное значимое место в сфере услуг в мире, так как именно оно является движущей силой местной экономики, а также фактором, повышающим благосостояния общества в целом.
В нашей стране сфера услуг в основном представлена малыми предприятиями. Проблема правовой основы деятельности в сфере услуг связана, в первую очередь, с отсутствием специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса, поскольку, как показывают отечественные исследования, отсутствует система проведения анализа деятельности предприятий в сфере услуг, нет надлежащего учета и практически отсутствует отчетность по показателям результатов их работы.
Следующая проблема — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. В современных условиях речь идет о формировании нового сектора национального хозяйства, что создает необходимость предпочтения сфере производства сферы обращения на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.
Финансовая поддержка малого бизнеса в сфере услуг осуществляется в форме: непосредственной выдачи кредитов; предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям, осуществляющим кредитование малых предприятий; компенсации кредитно-финансовым организациям неполученной прибыли при кредитовании по льготной процентной ставке.
Имущественная поддержка предполагает: предоставление на конкурсной основе в аренду и приобретение в установленном порядке нежилых помещений и земельных участков; передачу малому предприятию оборудования и технологии в лизинг через соответствующую лизинговую компанию; создание и развитие бизнес-инкубаторов и технопарков.
Стратегическим направлением развития малого бизнеса в сфере услуг является расширение деловых возможностей, развитие межрегиональных и международных связей с целью обеспечения потребностей малых предприятий в сбыте своей продукции, налаживании производственной кооперации, создании совместных производств, привлечении в страну высококачественных потребительских товаров.
Дальнейшее качественное развитие малого бизнеса в сфере услуг предусматривает оказание встречных специализированных услуг, связанных с подготовкой проектной документации, страхованием, получением конъюнктурной и особенно внешнеэкономической информации, участие в межрегиональных и международных выставках, ярмарках.
Важным направлением поддержки малого бизнеса в сфере услуг является система информационно-консультационного обеспечения. Она призвана удовлетворить все возрастающий дефицит в сфере информации, маркетинга, консультаций по различным аспектам предпринимательской деятельности с целью повышения профессионального уровня работы малых предприятий сферы услуг. Чаще всего компании получают поддержку в виде информационных услуг (63 %), а также в форме бизнес-обучения, как правило, платного (59 %). При этом рынок качественных информационно-консультационных услуг доступен только для достаточно зрелых компаний.
1.2. Значение малого предпринимательства для развития экономики
За последние два десятилетия обширная литература о важности малого бизнеса в экономике последовательно показывала, что создание новых предприятий стимулирует экономическое процветание. Помимо того, что новые малые предприятия играют решающую роль в повышении конкуренции в развивающихся секторах, они также имеют решающее значение для экономического роста и инновационного потенциала во многих регионах. Создание рабочих мест, экономический рост и сокращение бедности обычно являются основными политическими интересами в предпринимательстве.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература
1.Аннамухаммедова, М. Я. Совершенствование сферы услуг в малом и среднем предпринимательстве / М. Я. Аннамухаммедова // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 78.
2.Бизнес в эпоху глобальных перемен : монография / С. Г. Симонов, Е. В. Курушина, Е. А. Корякина [др.] ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет». - Тюмень : ТИУ, 2023. - 209 с.
3.Богомолова, Е. В. Общая эффективность деятельности предпринимательской структуры: оценка и методы обеспечения : монография / Е. В. Богомолова, И. И. Моисеев. - Липецк : Липецкий государственный технический университет, 2023. - 176 с.
4.Галяутдинов, И. И. Основы предпринимательской деятельности : учебное пособие / И. И. Галяутдинов ; Министерство науки и высшего образования РФ, Иркутский национальный исследовательский технический университет. - Иркутск: Изд-во Иркутского нац. исследовательского технического ун-та, 2020. - 179 с.
5.Горгодзе, Т. Е. Основы предпринимательской деятельности в сфере услуг : учебное пособие / Т. Е. Горгодзе. - Тольятти : [б. и.], 2020. - 143 с.
6.Гукова, О. Н. Основы предпринимательской деятельности в сфере сервиса. Учебное пособие / О.Н. Гукова, Е.Н. Ястребова. - М.: Форум, Инфра-М, 2023. - 176 c.
7.Ерохин, А. К. Предпринимательство. Ключевые теории, социальная значимость и перспективы развития: монография / А. К. Ерохин; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС). - Владивосток : ВГУЭС, 2020. – 125 с.
8.Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства / А. Н. Асаул, Е. А. Владимирский, Д. А. Гордеев, Е. Г. Гужва. — Санкт-Петербург : АНО Институт проблем экономического возрождения, 2008. — 235 с.
9.Каменева, С. Е. Организация коммерческой деятельности в сфере услуг : учебник для вузов / С. Е. Каменева. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 76 с.
10.Коммерческая деятельность : учебник и практикум для вузов / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, С. В. Земляк, В. В. Синяев. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 394 с.
11.Кондраков Н. П. Основы малого и среднего предпринимательства / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 448 c.
12.Кузьмина, Е. Е. Предпринимательская деятельность : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Кузьмина. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 469 с.
13.Палий, Н. С. Основы предпринимательской деятельности в сфере сервиса : учебное пособие / Н. С. Палий. — Донецк : ДонНУЭТ имени Туган-Барановского, 2021. — 96 с.
14.Пиньковецкая, Ю. С. Малое и среднее предпринимательство в России: эмпирический анализ : монография / Ю. С. Пиньковецкая. — Ульяновск : УлГУ, 2018. — 194 с.
15.Проблемы и тенденции развития малого предпринимательства в сфере услуг : монография / А. Р. Давыдович, Н. С. Кресова, С. Э. Кегеян, В. В. Сиганова. — Москва : Креативная экономика, 2019. — 204 с.
16.Сафиуллин, Л.Н. Предпринимательская деятельность на рынке услуг: сущность и особенности развития в экономике знаний: монография / Л.Н. Сафиуллин, Д.В. Улесов. – Казань: Изд-во Центр инновационных технологий, 2010. – 201 с.
17.Современная сфера услуг: экономические доминанты, проблемы, тренды / О. Н. Наумова, Л. Б. Нюренбергер, И. Ю. Севрюков, Н. Е. Петренко // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Т. 14, № 11. – С. 6297-6314. –
18.Современные тренды управления, экономики и предпринимательства: от теории к практике. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференциис международным участием (Ульяновск, 14–15 ноября 2023 г.) : материалы конференции / под редакцией М. А. Рябовой, И. Н. Суетина. — Чебоксары : , 2023. — 364 с.
19.Хан, Р. С. Маркетинг в сфере услуг : учебное пособие / Р. С. Хан, А. А. Федосенко. — Ростов-на-Дону : Донской ГТУ, 2021. — 62 с.
20.Шемятихина, Л. Ю. Менеджмент малого предпринимательства : учебное пособие для вузов / Л. Ю. Шемятихина, К. С. Шипицына, М. Г. Синякова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 500 с.