Фрагмент для ознакомления
2
Глоссарий
- младший школьный возраст – возраст с 6 до 10 лет, приходящийся на период обучения в начальной школе.
- речь - это процесс говорения, осуществленный в устной или письменной форме.
Введение
Проблема исследования заключается в том, что последние годы учителя начальной школы все чаще сталкиваются с проблемой «не говорящих» детей или наличие довольно скудного словарного запаса у обучающихся.
Поэтому речевое развитие детей является первоочередной задачей, стоящей перед педагогами.
Вопрос о необходимости изучения речевого развития неоднократно поднимался различными исследователями, среди них: А.А. Рояк, Т.А. Репина, А.П. Усова, В.Я. Зедгенидзе.
Под связной речью понимается последовательная, насыщенная лексикой речь ребенка, отражающая окружающую действительность. О сформированности связной речи судят по возможности ребенка хорошо излагать свои мысли, описывать ситуации, пересказывать рассказы. Именно эти навыки необходимы будущему школьнику при обучении в школе, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего обучения.
Степень разработанности проблемы исследования. В работах Н.И. Левшиной, О.А. Нечаевой, Н.А. Стародубовой, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой описываются методики развития связной речи. Исследователи отмечают, что в работе над развитием речи необходимы как традиционные, так и инновационные методы работы, особенности в части обучения грамоте.
Таким образом, перед образовательным учреждением возникла потребность в поиске совершенных методов развития связной речи у младших школьников и потребность в особом обучении, главной особенностью которого является создание таких условий, которые вызовут у детей интерес к языку и обеспечат творческий характер речи, склонность к саморазвитию.
Актуальность данного исследования прослеживается с нескольких сторон:
- социальной – между необходимостью развития речи детей как условие успешной социализации и недостаточного уровня ее развития у младших школьников;
- педагогической – между необходимостью организации целенаправленной педагогической работы по развитию речи у младших школьников и выбором эффективных методов, форм и средств развития связной речи.
- методической – между необходимостью и методических рекомендаций по развитию речи у младших школьников в процессе обучения грамоте.
Выявленная актуальность, позволяет сформулировать проблему исследования: «Каковы особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте».
Цель исследования: экспериментально проверить и разработать методические рекомендации по развитию речи у младших школьников в период обучения грамоте.
Объект исследования - развитие речи у младших школьников.
Предметом исследования – методические рекомендации по развитию речи у младших школьников в период обучения грамоте.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «речь»;
2. Охарактеризовать особенности развития речи у детей младшего школьного возраста;
3. Выявить уровень сформированности связной речи у детей младшего школьного возраста;
4. Разработать методические рекомендации по развитию речи у младших школьников в периодобучения грамоте.
Теоретико-методологическими основами выступили труды следующих учёных:
- в области развития речи на каждом этапе развития ребенка (Л.Н. Ефименкова, М.И. Лисина, Н.В. Нищева) и особенностях и процесса развития речи (М. М. Алексеева, О.А. Нечаева, О.С Ушакова и др.), позволившие выделить основные компоненты развития;
- методы и средства речевого развития детей (М.М. Алексеева, И.О. Болотова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.), позволившие выделить основные методы развития речи обучающихся.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературных первоисточников по теме исследования.
2. Эмпирические методы: диагностика, наблюдение, беседа с детьми, педагогический эксперимент (констатирующий этап).
3. Методы количественного анализа данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость результатов данного исследования определяется тем, что в работе были выделены уровни и показатели развития связной речи у младших школьников.
Новизна исследования определяется тем, что разработаны методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников в период обучения грамоте, которые могут быть использован учителями начальных школы в работе с обучающимися.
База исследования:
Структура работы: работа состоит из содержания, введения, основной части из двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
В первой главе представлены результаты исторических исследований по речевому развитию детей. Выделены основные виды речи и их характеристика. Описаны особенности развития речи в младшем школьном возрасте.
Во второй главе приводятся результаты констатирующего исследования диагностики уровня развития речи у младших школьников. Представлены рекомендации по развитию речи обучающихся в период обучения грамоте.
В заключении приводятся результаты согласно поставленным задачам.
Список использованных источников содержит 18 наименований.
В приложении приводится описание диагностического материала.
Глава 1. Общая характеристика проблемы развития речи у детей младшего школьного возраста в период обучения грамоте
1.1Сущность понятия «речь»
Проблеме изучения закономерностей, последовательности и этапов развития речи в онтогенезе посвящены труды ученых-лингвистов, психологов, педагогов, психолингвистов (А.М. Бородич, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Н.В. Гавриш, А.Н. Гвоздев, В.В, Гербова, Е.С. Кубрякова, A.A. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф А. Сохин, О.С. Ушакова, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др.).
Речь является средством общения, по мнению Р. С. Немова, речь определяется системой звуковых сигналов, письменных знаков и символов, которые позволяют отображать, преобразовать и транслировать информацию [Плещенко 2001: 62].
Речь является результатом общения, её формой сопровождения.
С.Л Рубинштейн указывает, что речь выступает средством целенаправленного взаимодействия посредством семантизации слова [Рубинштейн 2000].
Отметим, что понятие «речь» можно найти во всех словарях и энциклопедиях. К примеру, Большой психологический словарь приводит следующее определение термину «речь» как коммуникативная деятельность человека, предназначенный для общения с другими участниками языкового коллектива [Ушакова 2018].
В работах Л.С. Выготского связная речь рассматривается как речевая деятельности, связанная с мышлением. Теория автора показывает, что речь безотрывно связана с мыслью. Поэтому связная речь выступает средством выражения логических мыслей ребенка, его ответа на обращенную речь. Если ребенок способен грамотно формулировать свои мысли, это находит выражение в качестве его связной речи [Иншакова 2020].
Педагогики в области методики преподавания русского языка и литературы, Т.А. Ладыженская и В.Н. Мещерякова, понятие «речь» рассматривают с несколько сторон: с одной стороны, речь понимается ими как процесс обмена речевыми фразами, а с другой стороны – как результат этого общения, который выражается в форме устного или письменного сообщения [Ладыженская 1991].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений [Текст] / М.М. Алексеева, B.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2017. – 400 с.
2.Арзамасцева Н.В. Развитие связной речи младших школьников как актуальная проблема современности [Электронный ресурс] / Н. В. Арзамесцева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-mladshih-shkolnikov-kak-aktualnaya-problema-sovremennosti (дата обращения: 26.01.2025).
3.Бакиева Х. Развитие речи младших школьников на уроках русского языка [Электронный ресурс] / Х. Бакиева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №5-4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 06.02.2025).
4.Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. О. Болотова // Молодой ученый. – 2018. – №7. 6. – С. 35-38.
5.Бородич А.М. Методика развития речи детей : Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. "Дошкол. педагогика и психология" [Текст] / А. М. Бородич. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1981. - 255 с.
6.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.
7.Иншакова Е.В. Проблемы развития связной речи дошкольников [Текст] / Е.В. Иншакова //Сб. материалов Ежегодной научно-практ. конф. – 2020 – С. 77-79.
8.Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / Т.А. Ладыженская. - М., 1991. – 154 с.
9.Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов [Текст] / М.И. Лисина // под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2019. – С. 143-151.
10.Миронова Н. Как учить дошкольника связной монологической речи [Текст] / Н. Миронова. // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116.
11.Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение) [Текст] / О.А. Нечаева. – М., 1986. – 140 с.
12.Нищеева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Нищеева. – М.: Детство – Пресс, 2019. – 288 с.
13.Плещенко Т.П. Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие [Текст] / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под ред. П.П. Шубы. Мн.: «ТетраСистемс», 2001. - 544 с.
14.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштей н. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
15.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2018. – 256 с.
16.Чустеева А.В. Особенности формирования связной монологической речи у младших школьников [Электронный ресурс] / А. В. Чустеева // Интерактивная наука. - 2023. - №4 (80). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-svyaznoy-monologicheskoy-rechi-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 26.01.2025).
17.Якубинский Л. П. Язык и его функционирование. О диалогической речи : Избр. работы [Текст] / Якубинский Л. П. – М., 1986.
18.Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студентов высших и средних педагогичсеких учебных заведений [Текст] / В. И. Яшина, А. А. Алексеева. – 3-е изд. – М. : Академия, 2000. – 97 с.