Фрагмент для ознакомления
2
Кроме того, технологий образования открывают широкий доступ к информации. Ученики могут использовать различные онлайн-ресурсы: от электронных библиотек до образовательных видеоплатформ, где эксперты делятся своими знаниями. Это также способствует развитию навыков самостоятельного обучения и критического мышления, так как студенты учатся фильтровать информацию и отбирать наиболее актуальные и надежные источники.
Технологии - это процессы, способствующие оптимизации организационно-методического инструментария, считает Н. Е. Щуркова [6].
Педагогические технологии - это продуманные во всех деталях модели учебного процесса с учетом психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения.
Педагогическая технология - это упорядоченная и задачно-структуированная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат, полагает А. А. Факторович [5] в изменяющихся условиях и рассматривающиеся в трех аспектах:
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Педагогическая технология может функционировать, по мнению В. В. Рубцова, Е. С. Романовой [4] в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения и воспитания (научный аспект), в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении и воспитании (процессуально - описательный аспект) и в качестве реального процесса обучения и воспитания (процессуально-действенный аспект).
Технологический подход к обучению означает:
Постановку и формулировку диагностируемых учебных целей, ориентированных на достижение запланированного результата обучения.
Организацию всего хода обучения в соответствии с учебными целями.
Оценку текущих результатов и их коррекцию.
Заключительную оценку результатов.
Инновационные педагогические технологии А. Е. Пальтов [3] рассматривают не только как настрой на восприятие, выработку и применение нового, а, прежде всего, как открытость. Инновационные педагогические технологии являются одной из доминирующих тенденций развития человечества, являются специфическими и достаточно сложными, требуют особых знаний, навыков, способностей. Внедрение инноваций невозможно без педагога-исследователя, который обладает системным мышлением, развитой способностью к творчеству, сформированной и осознанной готовностью к инновациям в профессиональной деятельности [9, 10].
К числу профессионально-интегрированных видов деятельности относится медико-педагогическая деятельность, которая объединяет два компонента:
интеграция медицинских и психолого-педагогических компетенций;
процесс формирования личности специалиста, способного к эффективной самореализации в системе медицинского образования.
Важным аспектом технологического подхода является создание коллаборативного окружения. Образовательные платформы, такие как Google Classroom или Microsoft Teams, позволяют студентам взаимодействовать друг с другом и с преподавателями в режиме реального времени, что способствует обмену знаниями и идеями. Групповые проекты и онлайн-дискуссии становятся более доступными, что расширяет горизонты общения и взаимного обучения.
Однако важно помнить, что внедрение технологий в образовательный процесс требует внимательного подхода. Необходимо учитывать уровень технической подготовки как преподавателей, так и студентов, а также доступность технологий. Важно, чтобы использование технологий не заменяло традиционные методы обучения, а дополняло их, сохраняя баланс между интерактивной и традиционной формами обучения.
Таким образом, технологический подход в образовании является важным шагом к созданию современного образовательного процесса, который отвечает требованиям времени и нуждам учеников. Он позволяет развивать критическое мышление, креативность и готовность к изменениям, что особенно ценно в условиях быстро меняющегося мира.
1.2. Понятие и сущность технологического подхода в обучение и воспитание
В основе педагогической технологии лежит технологический подход.
Под технологическим подходом понимается совокупность методов и приемов, применяемых в производственных процессах для получения готовой продукции, и комплекс методических приемов, гарантирующих ожидаемые результаты в достижении поставленных целей. Если под методом понимать совокупность действий, операций, методов познания, исследовательского пути или овладения определенной областью практических и теоретических знаний в деятельности, то под педагогической технологией, в определенном смысле, понимается комплекс учебно-воспитательных процессов, средств, форм и методов [1].
Отличительных признаков педагогической технологии от традиционной методики обучения много. Педагогическая технология отличается от традиционной методики прежде всего тем, что цели ставятся и достигаются [2]. В состав метода педагогической технологии входит разработка общих целей обучения (целей учителя и ученика), перевод целей образования в контрольные (тестовые) задания, методы достижения поставленной цели [3].
Проектная деятельность - одна из самых популярных форм организации работы с учащимися. Метод проектирования - это организация обучения, при которой учащиеся получают знания в форме проекта посредством планирования и выполнения практических заданий. В результате применения метода проектирования происходит усвоение знаний в форме проекта (Project) [4, 5, 6, 7, 8, 9].
Фрагмент для ознакомления
3
Амиров Н.И., Бахридинова Д.М., Келдиёрова М.Г. Необходимость развития креативно-творческих способностей у педагогов ADVANCED SCIENCE: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 177.
Амиров Н.И., Раджабова М.З. Коммуникативная культура преподавателя и студентов в учебном процессе. Журнал “Вестник науки и образования”. № 5 (83). Часть 2, 2020. С. 28-31.
Базаров О.Ш., Рахимов З.Т. Модульная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса. Научно-методический журнал «Вестник науки и образования». № 21 (99). Часть 2, 2020. С. 26.
Боинчану Г.И. Компетенции будущего: что сделает правоохранителя успешным в его профессии / Г.И. Боинчану // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: сборник материалов 23-й всероссийской научно-методической конференции (Иркутск, 1-2 марта 2018 года). - 2018. - С. 8-11.
Боинчану Г.И. Поисковое движение как метод патриотического воспитания и профессиональной подготовки кадров для силовых ведомств (на примере работы поисковой группы «Рубеж» Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России) / ГИ. Боинчану, М.В. Скалин // XI Балтийский юридический форум «Закон и правопорядок в третьем тысячелетии»: материалы международной научно-практической конференции (Калининград, 16 декабря 2022 года) - Калининград: Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, 2023. - С. 99-101.
Емельяненкова А. В., Кобелева О. В. Индивидуально-психологические особенности руководителя как фактор творческого потенциала // Проблема творческого развития личности в XXI веке. Сборник трудов участников Международной научно-практической конференции. 2004. С. 240-241.
Зотова И. В., Вовк С. А. Сущность и классификация инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2017. №17 (99). С. 74-77.
Календерова Н. К., Хасанов Н. Б., Туратбек кызы Ж. Современные педагогические технологии на уроках русского языка // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №4. С. 565-571.
Кукушкин В.С. Педагогические технологии. - М: Феникс, 2022. -С. 79-
Лях Ю. А. Социальные и философские основы цифровизациии цифровой трансформации профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 3. С. 86-92.
Мисаренко Г.Г. На пути к стандартам нового поколения // Народное образование. 2019. - № 1. - С. 62-68.
Олешков М. Ю. Современные образовательные технологии. Нижний Тагил: НТГСПА, 2021. 144 с.
Рахимов З.Т. Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования». Издательство «Проблемы науки» 2019. № 3 (136). С. 42.
Рахимов З.Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 45.
Рахимов З.Т. Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства. Научно-методический журнал Проблемы педагогики, 2020. № 2 (47). С. 90.
Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. № 9. С. 49.
Рахимов З.Т. Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки будущего педагога профессионального образования. Ежемесячный научный журнал «Молодой учёный». Май, 2022 г. № 5 (40). С. 486.
Рахимов З.Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Издательство «Проблемы науки» журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 6 (84). Часть 1. С. 67.
Рахимов З.Т., Салимова Н.Ш., Келдиёрова М.Г. Обучение будущих учителей профессионального образования к применению интерактивных методов и технологий. Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2019. С. 181.
Рахимов З.Т., Хидирова Д.З. Педагогические технологии - фактор развития образования. Научно-методический журнал «Проблемы науки», 2020. № 5 (53). С. 60.
Рахимов З.Т., Элчаев З.А. Педагогические и психологические опыты в практике применения педагогических технологий. Издательство «Проблемы науки». Журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 10 (88). Часть 1. С. 70.
Рахимов З.Т., Явкочдиева Д.Э. Педагогическое мастерство и методы педагогического воздействия. Научно-методический журнал “Наука, техника и образование», 2020. № 4 (68). С. 87-88.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2023. 256 с.
Слабкая Д.Н. Технологии обучения на современном этапе // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 5А. С. 693-698.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального Общего образования/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - С. 30-31.
Щуркова Н. Е. Педагогические технологии. М.: Юрайт, 2023. 232 с.