Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения взаимосвязи между свойствами темперамента и индивидуальным стилем учебной деятельности студентов определяется рядом факторов, обусловленных как теоретической значимостью проблемы, так и ее существенной практической применимостью в современной системе высшего образования. В условиях непрерывного роста объема информации и повышения требований к качеству подготовки специалистов, оптимизация учебного процесса становится одной из ключевых задач педагогической психологии. Индивидуализация обучения, учитывающая психофизиологические особенности студентов, в частности, свойства их темперамента, является перспективным направлением в достижении этой цели. Недостаточный учет индивидуальных особенностей темперамента в учебном процессе может приводить к снижению мотивации, ухудшению успеваемости и формированию негативного отношения к обучению.
Практическая значимость исследования заключается в возможности разработки научно обоснованных рекомендаций для преподавателей вузов по организации учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей темперамента студентов. Это позволит повысить эффективность усвоения знаний, развить творческий потенциал и сформировать устойчивый интерес к будущей профессии. Более того, понимание взаимосвязи между темпераментом и стилем обучения может способствовать самопознанию студентов, развитию их осознанности и умению адаптироваться к различным образовательным ситуациям.
Объектом исследования являются свойства темперамента студентов. Предметом исследования выступает связь свойств темперамента с индивидуальным стилем учебной деятельности студентов.
Целью данной курсовой работы является выявление связи свойств темперамента и индивидуального стиля учебной деятельности студентов первого курса направления лингвистики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты темперамента и индивидуального стиля учебной деятельности на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Рассмотреть особенности проявления свойств темперамента у студентов.
3. Выявить влияние свойств темперамента на учебную деятельность студентов.
4. Провести эмпирическое исследование для определения связи между свойствами темперамента и индивидуальным стилем учебной деятельности студентов первого курса направления лингвистики в СибГУ.
5. Сформулировать методические рекомендации по учету особенностей темперамента в процессе обучения студентов.
Гипотеза исследования заключается в том, что существует значимая связь между свойствами темперамента и индивидуальным стилем учебной деятельности студентов, и учет особенностей темперамента может повысить эффективность обучения.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе используются следующие методы исследования:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Наблюдение за учебной деятельностью студентов.
Анкетирование студентов с целью выявления особенностей их индивидуального стиля учебной деятельности.
Тестирование для определения типа темперамента (использованы стандартизированные психодиагностические методики).
Статистическая обработка полученных данных для выявления взаимосвязей между свойствами темперамента и индивидуальным стилем учебной деятельности.
Эмпирической базой исследования является группа из 60 студентов 1 курса направления лингвистики ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет" (СибГУ).
Структура работы определяется поставленными целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическому анализу проблемы исследования. Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования и их интерпретация. В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации.
Глава 1. Теоретические основы изучения темперамента и индивидуального стиля учебной деятельности
1.1 Понятие темперамента и его свойства
Темперамент представляет собой сложный и многогранный конструкт, определяемый как совокупность врождённых особенностей, обуславливающих динамические характеристики психической деятельности человека [8]. Эти особенности проявляются в темпе, ритме, интенсивности психических процессов и эмоциональной реактивности [3]. Темперамент определяет не содержательные, а динамические аспекты поведения, такие как скорость возникновения и сила чувств.
В истории психологии существует множество подходов к определению и пониманию темперамента. Ещё Гиппократ предложил первую теорию темперамента, связав его с преобладанием определённых "жизненных соков" в организме [3]. Эта идея была развита Галеном, который выделил четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик [2].
В XX веке И.П. Павлов сформулировал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, подчёркивая роль нейрохимической регуляции поведения [10]. Б.М. Теплов, советский психолог и основатель школы дифференциальной психологии, определял темперамент как "характерную для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой" [9]. Таким образом, Теплов выделял два основных компонента темперамента: активность и эмоциональность.
Современные исследователи рассматривают темперамент как совокупность психических особенностей, характеризующих поведение человека в отношении внешних воздействий, эмоциональность, импульсивность, общительность и адаптивность. Подчёркивается, что темперамент влияет на выбор способов осуществления деятельности, а также на лёгкость или сложность, быстроту или медленность протекания психических процессов.
Несмотря на то, что темперамент считается врождённым и относительно устойчивым, он может изменяться под воздействием различных факторов в течение жизни. Важно отметить, что не существует людей с "чистыми" типами темперамента; как правило, наблюдается сочетание черт, свойственных разным типам [7].
Некоторые психологи считают темперамент врождённым фундаментом, на котором строится и развивается личность на протяжении всей жизни, в то время как другие рассматривают его как составную часть личности [5]. Тем не менее, большинство исследователей признают роль темперамента как механизма, оказывающего влияние на деятельность человека, особенно на её временные и энергетические характеристики.
Современные исследования расширили и уточнили классические теории темперамента, предложенные Гиппократом и развитые И.П. Павловым, Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным [8].
Основные моменты, которые необходимо учитывать:
Сложность структуры нервной системы: Современные исследования показывают, что структура свойств нервной системы намного сложнее, чем предполагал И.П. Павлов, хотя его идея о свойствах нервной системы, определяющих темперамент, остаётся одной из самых физиологичных и перспективных.
Расширение свойств нервной системы: Теплов и Небылицын, опираясь на теорию И.П. Павлова, дополнили типологию темперамента двумя свойствами: лабильность (скорость возникновения и прекращения нервных процессов) и динамичность (легкость генерации нервного процесса). В. Д. Небылицын делал упор на четыре первичных свойства нервной системы: подвижность, сила, лабильность, динамичность, и на связь с ними процессов возбуждения и торможения, получая 8 первичных свойств, и 4 вторичных, основанных на балансе этих свойств [7].
Генетическая обусловленность: Изучение близнецов подтверждает генетическую обусловленность темперамента.
Темперамент и личность: В.С. Мерлин считал, что тип темперамента зависит от типа нервной системы (теория И.П. Павлова), однако, считал, что этого недостаточно, выдвигая другие свойства, считая, что личность и темперамент относятся к разным уровням индивидуальности.
Роль темперамента в адаптации: Я. Стреляу предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям жизни и деятельности [11]. Фундаментальными характеристиками темперамента Я. Стреляу считает реактивность (сила ответных реакций организма на воздействия) и активность (интенсивность и длительность поведенческих актов).
Современные исследования, хотя и не опровергают классические теории темперамента, значительно расширили представления о его структуре и свойствах [3]. Наряду с классическими характеристиками, такими как активность, реактивность, сензитивность и эмоциональность, выделяют и другие важные параметры, определяющие динамические особенности личности.
Основные свойства темперамента и их современные интерпретации:
Активность. Свойство темперамента, отражающее энергичность и интенсивность воздействия человека на окружающий мир, а также способность к преодолению препятствий.
Реактивность. Характеризует степень непроизвольности реакций человека на внешние и внутренние воздействия.
Сензитивность. Определяется наименьшей силой воздействия, необходимой для возникновения психической реакции, и скоростью её появления.
Эмоциональная возбудимость. Характеризует скорость возникновения эмоциональных реакций и силу воздействия, необходимого для их появления.
Пластичность/Ригидность. Показывает, насколько легко и быстро человек адаптируется к изменениям во внешней среде [5]. Пластичные люди быстро перестраивают своё поведение в меняющихся обстоятельствах, в то время как ригидные проявляют инертность и с трудом меняют свою линию поведения.
Темп реакций. Отражает скорость протекания психических процессов, речи, жестов и мышления.
Экстраверсия/Интроверсия. Определяет направленность реакций и деятельности человека: на внешний мир и впечатления (экстраверсия) или на внутренний мир, мысли и переживания (интроверсия).
Традиционно выделяют четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик, каждый из которых обладает своими уникальными характеристиками и особенностями поведения. Важно отметить, что "чистые" типы темперамента встречаются редко. В большинстве людей сочетаются черты разных типов, однако преобладание определенных черт позволяет отнести человека к тому или иному типу.
Типы темперамента и их признаки:
1.Сангвиник: Общительный, энергичный, жизнерадостный, легко приспосабливается к новым условиям, быстро находит общий язык с людьми [6]. Сангвиники инициативны, избегают конфликтов и умеют быстро принимать решения в сложных ситуация. Однако, они могут терять интерес к задачам, если те становятся слишком скучными или сложными.
2.Холерик: Активный, энергичный, импульсивный, вспыльчивый, обладает лидерскими качествами. Холерики быстро загораются новыми идеями и с энтузиазмом берутся за работу, но им трудно долго заниматься одним делом или поддерживать постоянные отношения. Они нетерпеливы и подвержены эмоциональным срывам.
3.Флегматик: Спокойный, уравновешенный, сдержанный, терпеливый, надёжный. Флегматики трудолюбивы, экономят силы и эмоции, поэтому не так устают. Они с трудом меняют привычки и переключаются с одного вида деятельности на другой. В стрессовых ситуациях сохраняют спокойствие и не поддаются панике.
4.Меланхолик: Чувствительный, ранимый, впечатлительный, тревожный, склонный к переживаниям. Меланхолики обладают аналитическим мышлением и творческим подходом к работе, тонко чувствуют и доводят дело до завершения. Они легко расстраиваются из-за незначительных ситуаций и тяжело переживают неудачи.
Современные концепции темперамента стремятся объединить различные подходы: гуморально-эндокринные, конституциональные и нейродинамические [13]. Исследования также показывают, что свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, являются относительно устойчивыми и постоянными. Темперамент влияет на такие характеристики личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
1.2 Индивидуальный стиль учебной деятельности: подходы и структура
Индивидуальный стиль учебной деятельности (ИСУД) представляет собой устойчивую систему приемов, способов и методов, которые человек использует для эффективного выполнения учебных задач.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Айзенк, Г. Ю. Структура личности [Текст] / Г. Ю. Айзенк. - М.: КСП+, 1999. - 464 с.
2.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
3.Ахмедова А. Р., Романова Е. В. Адаптация студентов-первокурсников в зависимости от темперамента // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. №5 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-studentov-pervokursnikov-v-zavisimosti-ot-temperamenta (дата обращения: 06.02.2025).
4.Белов, В. И. Характер и темперамент ребенка [Текст] / В. И. Белов. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 64 с.
5.Вагизова В. М., Давыдова Ю. А. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-tipa-temperamenta-i-osobennostey-perezhivaniya-distantsionnogo-obucheniya-u-studentov-psihologov (дата обращения: 06.02.2025).
6.Виндекер О.С. Дифференциальная психология. Прикладные аспекты: учебное пособие для вузов / О.С. Виндекер. М.: Юрайт, 2017. 75 с.
7.Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: АСТ, 2018. - 672 с.
8.Ерина И. А., Фанина Е. Н. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-temperamenta-na-uspeshnost-obucheniya-studentov (дата обращения: 06.02.2025).
9.Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 544 с.
10.Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий: учебное пособие для вузов / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2011. 701 с.
11.Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы [Текст] / Е. А. Климов. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1969. - 278 с.
12.Лукашевич Р. А., Литвинова Е. В. Взаимосвязь типа темперамента и уровня адаптации студентов // Основные парадигмы социально-гуманитарного знания : материалы заочной межрегиональной научно-практической конференции. Благовещенск, 2023. С. 122-126.
13.Максименко А.С. Влияние темперамента на успешность учебной деятельности студентов / А.С. Максименко // Вопросы науки и образования. 2018. №8. С. 42-45.
14.Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В. С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.
15.Небылицын, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий [Текст] / В. Д. Небылицын. - М.: Наука, 1976. - 336 с.
16.Павлов, И. П. Типы высшей нервной деятельности [Текст] / И. П. Павлов. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. - 200 с.
17.Русалов, В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий [Текст] / В. М. Русалов. - М.: Ин-т психологии РАН, 2012. - 520 с.
18.Соколов Г.А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения / Г.А. Соколова // Современное образование. 2014. №1. С. 1-13.
19.Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии [Текст] / Я. Стреляу. - М.: Прогресс, 1982. - 232 с.
20.Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961. - 536 с.
21.Усманова М. Н. ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-adaptatsii-k-obucheniyu-v-zavisimosti-ot-tipa-temperamenta-lichnosti (дата обращения: 06.02.2025).
22.Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М. А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
23.Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В. Д. Шадриков. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
24.Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Знание, 1974. - 64 с.