Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сама возможность существования государства как важной социальной организации подразумевает, что у него есть определённые потребности, связанные с его функциями. Таким образом, государство выступает как самостоятельный участник рынка, приобретая ресурсы для своих нужд и формируя рынок муниципальных закупок. В процессе перехода РФ к рыночным отношениям произошла значительная реформа системы муниципальных закупок, была разработана законодательная основа и открыты электронные платформы для проведения аукционов и других процедур.
В результате многолетнего функционирования контрактной системы с учётом международного опыта была создана структура, направленная на оптимизацию государственных и муниципальных закупок, где одной из ключевых задач остаётся борьба с коррупцией, благодаря обязательным открытым торгам с использованием информационных технологий.
Сейчас остро стоит вопрос централизации закупок, поскольку увеличивается объём запросов, и многие заказчики не справляются с нагрузкой. Разнообразие потребностей одного заказчика требует, чтобы у него работали специалисты в разных областях, однако зачастую это оказывается неэффективно. Изменения в законодательстве предполагают электронный формат процедур, что требует повышения квалификации, что связано с затратами. В условиях финансового кризиса оптимизация закупок становится особенно важной, ведь эффективные изменения в структуре муниципальных закупок могут существенно повлиять на экономическую ситуацию.
Объект исследования – городской округ Котельники Московской области.
Предметом исследования - система управления закупками для государственных и муниципальных нужд.
Цель работы состоит в анализе управления закупками для обеспечения муниципальных нужд на примере городского округа Котельники Московской области.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
-рассмотреть нормативно-правовое регулирование контрактной системы в Российской Федерации;
-описать систему муниципальных закупок как объект управления;
-провести исследование подходов управления системой муниципальных закупок в городском округе Котельники Московской области;
-дать оценку эффективности управления муниципальными закупками на примере городского округа Котельники Московской области.
Методологическую основу работы составляют системно-функциональный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Нормативно-правовое регулирование контрактной системы в Российской Федерации
В настоящее время важное внимание уделяется системе контрактных закупок товаров, работ и услуг. Государство и современное общество заинтересованы в максимальной эффективности этого процесса. Таким образом, законодательная база в данной области постоянно обновляется и дополняется новыми поправками и нормативными актами. Регулирование системы гос. и муниципальных закупок в России осуществляется уже более 20 лет. Этапная правовая регламентация данной системы началась в 1997 году.[ Ефремова Н.Н. Международный опыт повышения эффективности муниципальных закупок и его использование в российской практике: Дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2020. – С. 76]
В этом же году были приняты международные принципы, направленные на эффективное использование бюджетных средств. Указом Президента РФ от 08.04.1997 № 305 было утверждено Положение о закупках для гос. нужд. В 1999 году вступил в силу федеральный закон, регулирующий процедуры закупок. В 2005 году был принят закон, определяющий основы закупочной системы. В 2013 году была введена новая система контрактов, охватывающая этапы закупок, что стало важнейшим шагом к реформированию российской закупочной системы.[ Мокренко А.В. Планирование закупочной деятельности. Теоретические и практические аспекты. - Ростов н/Д: ДГТУ, 2020. –С. 83]
Тем не менее, не все исследователи согласны с необходимостью разработки совершенно нового закона для такой сложной и коррумпированной области. Более того, должностные лица, отвечающие за разработку и внедрение документации в этой сфере, также должны обучаться и адаптироваться к нововведениям. При этом многие исследователи указывают на значительное количество недостатков в законе. Критика Федерального закона № 44-ФЗ звучит весьма резко.
Например, В.И. Смирнов, доктор экономических наук и профессор Высшей школы экономики, в своем небольшом исследовании предлагает ряд аргументов в защиту своей позиции. Он был против принятия Федерального закона № 94-ФЗ и также выражает аналогичные негативные взгляды на новый Закон о контрактной системе. Смирнов характеризует его как «антинаучный и антипрактичный», подчеркивая его сложность и неэффективность. Обращаясь к международным правовым стандартам, он утверждает, что наш Федеральный закон серьезно противоречит общепринятым международным нормам в сфере государственных и муниципальных закупок.[ Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)]
Многочисленные ученые сосредоточили свое внимание на юридических аспектах системы закупок. Важно отметить, что после принятия Федерального закона № 44-ФЗ было внесено 79 поправок, касающихся различных областей законодательства. Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупок отдельных видов товаров, работ и услуг» имеет более 15 страниц и включает два приложения с большими таблицами. К нему добавлены изменения и дополнения.[ Кожина, Н.А. Управление муниципальными закупками в таможенных органах: учеб. пособие.- М.: Наука, 2021 .— С. 90]
Примечательно, что в исходной версии Федерального закона № 44-ФЗ в части 1 статьи 93, касающейся закупки у единственного поставщика, было 28 пунктов, а к 2021 году их количество возросло до 56. Вероятно, этот список будет расти и далее, в основном в интересах властей. Данная ситуация выглядит странной, поскольку основополагающим принципом Закона о контрактной системе является обеспечение конкуренции. Поправки, таким образом, предоставляют широкие возможности для уклонения от конкуренции. С принятием «Концепции повышения эффективности бюджетных расходов на 2019 -2024 гг.» началась реформа контрактной системы закупок. В рамках этой концепции принят Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ, вносящий изменения в закон о контрактной системе.
В конце 2020 года правительство Российской Федерации инициировало проект закона, приведший к ряду изменений в 44-ФЗ. Эти изменения затронули различные аспекты организации закупочных процессов и процедур.
Квотирование закупок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2014 определён минимальный порог зависимости от объема закупок товаров определённого типа, выражаемый в процентном соотношении. Для периода 2021-2023 годов была установлена доля, которая должна составлять от 60 до 95 процентов для средств связи и вычислительной техники, а также для некоторых медицинских инструментов и оборудования. Министерство промышленности и торговли России будет анализировать отчёты, предоставленные согласно Постановлению, для контроля новых требований.
Новые обязанности комиссий по закупкам. С января 2021 года эти комиссии обязаны проверять участников закупок на предмет незаконных вознаграждений в течение двух лет до подачи заявок.[ Кожина, Н.А. Управление муниципальными закупками в таможенных органах: учеб. пособие.- М.: Наука, 2021 .— С. 44]
Запрос котировок в электронном формате. С апреля 2021 года вступили в силу изменения, упрощающие процесс: максимальная цена контракта не может превышать 3 млн руб., общая сумма закупок за год ограничена одной десятой от общего объема, и др.
С 1 апреля 2021 года увеличится скорость закупок небольших объемов за счет их проведения в электронном формате. В течение одного часа с момента публикации извещения в единой информационной системе оператор электронных торговых площадок обязан:
отобрать не более 5 заявок, которые имеют наименьшую цену, при этом их должно быть не менее 2;
присвоить уникальные номера всем предложениям в порядке возрастания их стоимости;
передать заказчику всю информацию о заявках, а также все документы, приложенные участниками.[ Попова Е.А. Институциональные и организационные основы открытости муниципальных закупок // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2023. - № 3. - С. 117]
После этого в течение одного рабочего дня заказчик принимает решение по каждому предложению и составляет протокол с итогами.
Таким образом, были рассмотрены два ключевых пакета изменений в Закон № 44-ФЗ. Основная цель этих поправок заключается в ускорении и упрощении различных процедур, связанных с закупками для муниципальных нужд, а также в изменении ответственности как исполнителей, так и заказчиков. Некоторые новшества ориентированы на поддержку местного производителя и реализацию протекционистской политики страны.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)
2.Анчишкина О.В. О формировании федеральной контрактной системы // Госзказ: управление, размещение, обеспечение. - 2022. - №18. - С. 34–47.
3.Данилова С.Н. Управление закупками продукции для государственных и муниципальных нужд: учеб. пособие. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2020. - 124 с.
4. Ефремова Н.Н. Международный опыт повышения эффективности муниципальных закупок и его использование в российской практике: Дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2020. – 115 с.
5. Зюзгина К.А., Паулов П. А. Государственные закупки: современные проблемы // Бюллетень науки и практики. - 2024. - № 12. - C. 493–497
6. Коган М.В. Таможенное дело: Учеб. Пособие - М.: Глобол, 2021. - 74 с.
7.Кожина Н.А. Методика оценки эффективности муниципальных закупок //Таможенная политика России. - 2024. - № 1. - С. 9-15.
8.Кожина, Н.А. Управление муниципальными закупками в таможенных органах: учеб. пособие.- М.: Наука, 2021 .— 109 с.
9.Курбанов М.С. М. Потенциальные угрозы в сфере закупок и в обеспечении государственных и муниципальных потребностей // Гуманитарные, социально-экономические науки. - 2023. - №1. - С. 274−277.
10.Мельников В.В. Развитие системы муниципальных закупок в России: вызовы и возможности // Terra Economicus. - 2024. - № 4. - С. 109–126.
11. Мельников В.В. Эволюция механизма аукциона при государственных закупках в России // Terra Economicus. - 2019. - № 1. - С. 8–23.
12. Мокренко А.В. Ключевые аспекты планирования и нормирования в системе муниципальных закупок Российской Федерации // Наука и образовани. - 2022. - № 11 - С. 49-52.
13.Мокренко А.В. Планирование закупочной деятельности. Теоретические и практические аспекты. - Ростов н/Д: ДГТУ, 2020. -195 с.
14.Попова Е.А. Институциональные и организационные основы открытости муниципальных закупок // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2023. - № 3. - С. 115-119.
15. Фукина С.П. Государственные закупки как инструмент развития предпринимательства в России // Экономика региона. - 2020. - № 4. - С. 33–43