Фрагмент для ознакомления
2
Мука – это сыпучий пищевой продукт. При бестарном методе перевозки её доставляют насыпью при помощи цистерн-муковозов. Такой метод транспортировки позволяет минимизировать потери продукта. Кроме того, муку можно поставлять крупными партиями прямо на хлебозаводы.
Особенности перевозки муки
Во время транспортировки муки:
используются герметичные автоцистерны из пищевого алюминия;
контролируется скорость движения, не превышая установленных значений;
обеспечивается соответствие автотранспорта санитарным требованиям и стандартам безопасности;
перед каждым рейсом муковоз тщательно обрабатывается, чистится и моется;
для разгрузки муки используется компрессорное оборудование (пневноустановки), что ускоряет процесс выгрузки.
МУКА - пищевой продукт, получаемый размолом зерна различных культур, основное сырье для хлебопекарного, макаронного и кондитерского производства. Срок хранения - от нескольких месяцев до 2-х лет в зависимости от вида и сорта. Мука подразделяется в зависимости от исходного сырья (пшеничная, ржаная и пр.) и качества помолов: обойный, обдирный, сеяный и пр. Гигроскопический, сильно пылящий груз, чрезвычайно восприимчив к посторонним запахам (особенно к запахам скипи дара и алкоголя), сырости, маслам и жирам. В муке происходят сложные процессы, в результате которых снижается ее качество.
Основные из них следующие: прогоркание, при этом появляется горький привкус, затем запах испорченного жира, может приобрести токсические свойства, во многом зависит от исходного качества муки (качества зерна), доступа воздуха, света, температуры и др.; прокисание, характеризуется появлением кислого вкуса и запаха, происходит в результате развития кислотообразующих бактерий, процесс протекает внутри массы муки; плесневение, развивается при увлажнении в результате деятельности микроорганизмов, сопровождается появлением специфического затхлого запаха; уплотнение, естественный физический процесс, имеет практическое значение в основном при перевозках насыпью; слеживание, уплотнение, происходящее при неблагоприятных условиях, сопровождается образованием глыб (монолита), большое значение на интенсивность этого процесса оказывает резкое изменение относительной влажности воздуха и, следовательно, влагосодержания. Самосогревание, комплексный процесс, про исходящий подобно самосогреванию зерновой массы, толчком к развитию может служить высокая температура, повышенное влагосодержание, неравномерное распределение влаги, предъявление к морской перевозке свежемалотой муки без достаточного охлаждения после выбоя, а также контакт с жидкостями, особенно с маслянистыми. Как правило, груз не самовозгорается: при повышении температуры до 50-55°С больШинство микроорганизмов (кроме термофильных) погибают и процесс самосогревания пре кращается, но груз при этом бывает испорчен и не может быть ис пользован по прямому назначению. Некоторые виды муки могут относиться к ОПАСНЫМ ГРУЗАМ. Оптимальная температура хранения - 10°С при относительной влажности 65-70%. Кондиционное влагасодержание может меняться в зависимости от вида и сорта муки, но, как правило, не должно превышать 15,5%. УПО может колебаться в зависимости от помола, сорта муки, влагасодержания и других факторов.
Мука считается сложным видом груза. При погрузке-выгрузке, транспортировке образуется много пыли. Также необходимо следить за влажностью воздуха, появлением посторонних запахов во время погрузки, разгрузки, перевозки. Вид автотранспорта, а также методы погрузки, разгрузки, зависят от массы и упаковки груза.
Транспортировка муки бестарным способом обладает следующими преимуществами:
1. Автоматизированная погрузка-разгрузка;
2. Объем груза сохраняется во время перевозки неизменным;
3. Возможность перевозить груз большими объемами.
Наиболее распространена бестарная перевозка. Основная «мучная масса» транспортируется муковозами – специализированными прицепами и полуприцепами, оборудованными цистернами. Тягачами для полуприцепов могут быть КамАЗ, Маз, Volvo, Scania, Mercedes, MAN и др. В свою очередь, используются полуприцепы-муковозы как алюминиевые, так и стальные. Автомуковозы выполняют перевозки от 10 т до 16 т. Их можно назвать своеобразным звеном, связывающим мукомолов и хлебопеков. Отдельные автомобили-цистерны объединяют, формируя автопоезда. Расчет планового объема перевозок грузов в год
Рассчитаем плановый объем перевозок по формуле (1):
, (1)
Где:
Qсут – суммарный суточный объем перевозок грузов, т;
Дэ – дни в эксплуатации, дн (срок вывозки грузов)
Qплан=(240+130)*305= 112 850 тонн
1.2. Требования по организации грузопунктов
Заявки (заказы) на перевозки грузов поступают в транспортный отдел в установленном порядке и регистрируются по мере их поступления. На основании заявок на перевозки составляется оперативный план перевозок.
Процессы управления бывают следующих видов:
- линейные (характеризуются строгой последовательностью осуществления этапов);
- корректируемые (предполагает внесение дополнительных изменений каждого из этапов процесса);
- разветвленные;
- ситуационные;
- поисковые.
В рамках экономической деятельности хозяйствующих субъектов принято выделять основные, вспомогательные и процессы управления [3].
Те процессы, которые преобразуют ресурсы, в результате чего создается новый продукт или услуга, называются основными.
Есть процессы, которые обеспечивают ресурсами основные процессы. Они получили название вспомогательными.
Те процессы, которые поставляют на вход других процессов, ресурсы по управлению, называются процессами управления.
Транспортные процессы являются средством, при помощи которого происходит функционирование транспортной системы. В логистической науке различают следующие виды транспортных процессов [5, 7]:
- скалярные транспортные процессы;
- векторные транспортные процессы.
Пример скалярного транспортного процесса: процесс укрупнения грузовой единицы на складе в рамках общего транспортного процесса скалярным. Так как груз только готовится к транспортировке и не меняет состояние системы в целом.
Пример векторного транспортного процесса. Груз отгружается со склада в транспортное средство и перемещается из пункта отправления в пункт назначения. В этом случае состояние общей транспортной системы меняется. Таким образом - этот процесс является векторным.
Управление цепями поставок (SCM) включает в себя координацию и интеграцию управления логистикой не только внутри хозяйственных связей между структурными подразделениями предприятия, но во внешней среде [8].
Товарный рынок - это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации, определяемой, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами [10].
В управление цепочками поставок входят следующие элементы:
- координация управления логистикой не только внутри структурных подразделений предприятия, но и на внешнем контуре;
- интеграция управления логистическими процессами также не только во внутренних перемещениях всех видов ресурсов внутри хозяйствующего субъекта, но и на внешнем контуре.
Управление цепями поставок включает в себя весь процесс от поставок сырья от первого поставщика и до доставки продукции уже конечному потребителю [1].
В управление цепочками поставок входят следующие элементы:
- координация управления логистикой не только внутри структурных подразделений предприятия, но и на внешнем контуре;
- интеграция управления логистическими процессами также не только во внутренних перемещениях всех видов ресурсов внутри хозяйствующего субъекта, но и на внешнем контуре.
Автомобильный транспорт является основным видом внутреннего транспорта и важнейшим элементом в системе обеспечения социального развития государства.
Преимущество перевозок автомобильным видом транспорта заключается не только в возможности доставки «от двери до двери», но и в скорости, гибкости, мобильности и надежности перевозок.
Формирование логистической системы транспортного обслуживания осуществляется при комплексном подходе.
Комплексный подход подразумевает логистическое взаимодействие всех отделов организации.
Основной целью транспортировки продукции потребителям является оптимизированная доставка и сохранение целостности товара.
Транспортная логистика связана не только с менеджментом и стратегическим планированием, но и с оценкой затрат, а именно [7]:
снижением издержек;
построением и реализацией длительной деятельности системы.
Как видно, эффективная транспортная логистика – это отличительная особенность компании, выполняющей все транспортные и складские обязательства в точном соответствии с договором [5].
В таком случае, перед логистической службой предприятия должна ставиться задача по нахождению наилучшего уровня транспортного обслуживания потребителей. Для этого выполняется работа, которая направлена на то, чтобы сбалансировать совокупные затраты, прибыль и доходы.
Грузопотоки бывают односторонние и двухсторонние. При двухсторонних грузопотоках число тонн груза, движущегося в прямом и обратном направлениях, может быть не одинаково.
Всегда перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется по заранее разработанным маршрутам. При разработке маршрутов учитываются габариты подвижного состава, а также самого перевозимого груза. Также уточняются в маршруте все опасные повороты, железнодорожные переезды и так далее подобное.
От правильной организации работы грузопунктов зависит безопасность труда при погрузке и разгрузке подвижного состава.
В нашем случае режим работы грузопунктов увязан с режимом работы АТП. Подъездные пути к местам погрузки и выгрузки находятся в надлежащим состоянии и отвечают всем требованиям безопасности.
При необходимости работы в ночное время на грузопунктах может быть организовано специальное освещение.
В обязанности грузоотправителей и грузополучателей входит обеспечение своевременной подачи подвижного состава для проведения грузовых работ, а также оформление соответствующих документов.
Основные документы для осуществления перевозочного процесса следующие:
- товарно-транспортная накладная;
- путевой лист;
- сертификаты на груз;
- доверенность на получение груза и др.
Очень часто на одном транспортном средстве перевозится груз, предназначенный нескольким грузополучателям. В этом случае на каждого грузополучателя нужно выписать накладные. Документ не надо оформлять, если товар перевозит его получатель. В этом случае все данные о нем принимающая организация фиксирует в путевом листе транспортного средства.
Транспортная логистика в общем взаимодействии с управлением цепями поставок представляет собой кооперацию следующих бизнес-процессов:
1.Управление взаимоотношениями с потребителями и поставщиками.
2.Обслуживание потребителей.
3.Управление выполнением заказов, соблюдение сроков и качества поставок. Определение потребности в том или ином виде материального ресурса является отправной точкой в логистике закупок и снабжения [9].
От степени эффективности УЦП по оценкам целого ряда специалистов зависит около 30% успеха всего бизнеса [10].
Использование современных информационных технологий и передовых подходов в условиях, формирующихся интеграции и координации действий участников цепи поставок является фундаментальным фактором достижения серьезных результатов в УЦП.
Взаимодействия производственных, торговых и других предприятий с потребителями продукции являются предметом исследования и выработки рекомендаций логистики закупок и снабжения.
Управление запасами является одним из главных элементов стратегии закупок.
Необходимо отметить, что политика управления закупками опирается на рациональное взаимодействие финансового, операционного и логистического видов менеджмента. При этом организация данного взаимодействия во многом зависит от конкретных условий деятельности того или иного хозяйствующего субъекта.
Определение потребности в том или ином виде материального ресурса является отправной точкой в логистике закупок и снабжения [3].
Правильно и рационально организованный учет материальных ресурсов является одной из важнейших функций управления предприятием.
В процессе учета расходования материальных ресурсов, как правило используется достаточно широкий набор средств (от бумажных карточек складского учета до компьютерных баз данных). Рациональная систематизация баз данных зависит от специфики хозяйствующего субъекта.
Управление цепями поставок стремительно развивается. Данный фактор отражается, прежде всего, на росте инвестиций со стороны многих предприятий на создание рациональной организации общей логистической деятельности [5].
Стратегия логистики закупок с целью повышения конкурентоспособности предприятия должна опираться на взаимодействие всех видов менеджмента.