Фрагмент для ознакомления
2
В описаниях исследователей дети в депрессивном состоянии становятся вялыми, теряют интерес к окружающему, иногда плачут без видимой причины. У них нарушается режим сна и бодрствования, аппетит снижается, что приводит к потере веса и дистрофии. Внешний вид таких детей становится жалким и страдальческим, они не ищут помощи у окружающих и погружены в себя.
Дети, страдающие депрессивным состоянием, чаще других подвержены простудным и инфекционным заболеваниям, что без медицинской помощи может привести к смерти.
В зарубежной литературе большое внимание уделяется психической депривации, вызванной изоляцией от матери, помещением в государственное учреждение или неправильным отношением к ребёнку в семье, как причине депрессий у детей раннего возраста.
Однако есть наблюдения, что даже после купирования депрессивных состояний они могут возникать вновь.
Н.М. Иовчук отмечает, что депрессиям этого возраста свойственна насыщенность клинической картины множеством расстройств, часто не завершённых и фрагментарных. В зависимости от основной симптоматики она выделяет следующие варианты депрессий: соматизированную депрессию, тревожно-ажитированную депрессию со страхом, дисфорическую депрессию, депрессивную «псевдодебильность» и вяло-адинамическую депрессию [12].
В своих наблюдениях Н.М. Иовчук отмечает, что у детей в возрасте десяти лет впервые возникшие депрессивные состояния проявляются характерной триадой симптомов с некоторыми особенностями. В этом возрасте дети часто испытывают чувство тоски, которое может сменяться дисфорическим состоянием [13].
Подростковый возраст характеризуется наиболее частым и распространённым психическим расстройством — депрессией. Она проявляется в снижении настроения, утомляемости, потере интереса к окружающему миру и людям, а также в отсутствии удовлетворения от ранее приносящих радость занятий.
Согласно последним данным, наша страна входит в тройку наиболее неблагополучных стран Европы по подростковому суициду. Большинство учёных и экспертов по вопросам суицида относят депрессию к основным причинам самоубийств.
Распространённость попыток и намерений совершить суицид среди подростков очень высока. Это подтверждают результаты различных исследований. Например, в проекте по изучению подростковой депрессии в Орегоне процент подростков, страдающих депрессией, достигает 41%.
Негативные последствия депрессии у подростков включают снижение продуктивности умственной деятельности, успеваемости в учёбе и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и родителями.
В настоящее время проблема становится всё более актуальной. В зарубежной литературе приводятся исследования, которые показывают, что частота эпизодов депрессии резко возрастает после одиннадцати лет, а затем снова увеличивается после пятнадцати лет [9].
В отечественной литературе также говорится о том, что подростки в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет значительно превосходят по уровню эмоционального неблагополучия тринадцатилетних и четырнадцатилетних.
Таким образом, именно в младшем и старшем подростковом возрасте необходимо сосредоточить усилия на профилактике депрессии.
В России примером тщательно обоснованной программы психологической профилактики эмоционального неблагополучия и депрессии у подростков является программа, предложенная А.И. Подольским, О.А. Карабановой, О.А. Иобаевой и П. Хеймансом в 2011 году [20].
В основу этой программы легли результаты исследований авторов, которые показали, что ключевыми характеристиками подростков, тесно связанными с их эмоциональным неблагополучием, являются:
переживание непонимания их проблем родителями;
трудности в общении со сверстниками;
отсутствие навыков саморегуляции и эмоциональная нестабильность;
неумение ориентироваться в ситуациях, содержащих моральные дилеммы.
А.И. Подольский и его соавторы учли широкий спектр возможных причин эмоционального неблагополучия и депрессии у подростков и предложили комплексную программу, которая воздействует на все компоненты социальной ситуации развития подростка [20].
Хотя программа не была опубликована, она получила положительные отзывы в ходе апробации. В настоящее время в России нет завершённой и апробированной программы профилактики подростковой депрессии, которая могла бы быть внедрена в практику.
В зарубежных исследованиях рассматриваются два подхода к созданию программы профилактики и коррекции депрессии у подростков.
Первый подход, предложенный Дж. Клерман и М. Вейссман, основан на идее о том, что психологические причины депрессии часто связаны с проблемами в межличностных отношениях. В рамках этого подхода терапия депрессии фокусируется на вопросах эмансипации подростка от родителей, авторитета и автономии, отношений в неполной семье, преодоления утраты, отношений со сверстниками и становления близких отношений с противоположным полом [25].
Когнитивно-поведенческая психотерапия — это более универсальный и тщательно разработанный подход к коррекции и профилактике депрессии у подростков. В основе этого подхода лежит идея о том, что особенности восприятия и мышления депрессивных пациентов не только являются проявлением, но и причиной их расстройств.
Исследователи выделяют ряд факторов, которые могут способствовать возникновению депрессии у подростков:
1. Негативное восприятие собственного тела.
2. Развитие критического мышления, которое позволяет подростку анализировать своё будущее.
3. Проблемы в семье или психические расстройства у родителей.
4. Разводы и финансовые трудности в семье.
5. Низкая популярность среди сверстников.
6. Проблемы в учёбе.
В отечественной литературе, особенно в области педагогики и психологии, признаётся ведущая роль взрослого человека в психическом развитии подростка. С самого раннего возраста социальная среда представлена подростку через взаимодействие с семьёй. Исследования показывают, что дисгармоничные виды семейного воспитания могут стать фактором риска для различных нарушений психического развития.
А. Дюрсен в своей работе о психогенных расстройствах у детей и подростков отмечает, что в подростковом возрасте могут развиться глубокие депрессивные расстройства, которые мало отличаются от расстройств у взрослых. По мнению А. Дюрсена, причиной таких расстройств может быть неправильное поведение родителей [9].
Многочисленные исследования показывают, что подростки из неблагополучных семей или семей с высоким уровнем психопатологий чаще страдают от депрессии. Подростки, чьи родители также страдают от депрессии, склонны к развитию тех же психических нарушений.
Некоторые исследователи отмечают, что структура семьи может помочь преодолеть или пережить проблемы. В неблагополучных семьях движение подростка к независимости может восприниматься как уход от родителей, что усугубляет отношения в семье и может привести к развитию депрессии.
Исследования показывают, что у депрессивных подростков за год до возникновения депрессивного эпизода происходили негативные события в жизни. Эти события являются одной из наиболее распространённых причин депрессии.
Исследователи депрессии пришли к выводу, что у людей, которые подвергаются повторному стрессу, постепенно развивается чувство беспомощности, особенно если они не могут контролировать стрессовую ситуацию. Это чувство беспомощности может привести к депрессии [11].
Депрессия также может возникнуть, когда подросток не может повлиять на ход событий, которые лишают его возможности контролировать свои чувства и переживания, например, стихийные бедствия, аварии, террористические акты и т. д.
Таким образом, в отечественной и зарубежной литературе рассматривается психолого-педагогическая природа депрессивных состояний. Депрессия определяется как аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями в мотивационной сфере, когнитивных представлениях и общей пассивностью поведения. Термин «депрессивное состояние» относится к классу психических состояний и имеет соответствующие психологические характеристики.
1.2 Проявления депрессивных состояний у подростков
Подростковая депрессия — это серьёзное психическое расстройство, которое проявляется в постоянном снижении настроения, чувстве грусти, тоски и отчаяния, а также других нарушениях эмоциональной сферы. По статистике, от 10% до 20% подростков страдают от этого заболевания.
В период взросления организм подростков подвергается значительным изменениям: гормональная перестройка, повышенная эмоциональность, усталость от учёбы, сложности в общении со сверстниками и родителями — всё это может привести к психологической уязвимости. Подростки могут замкнуться в себе, стать раздражительными и апатичными, погрузиться в свои мысли и переживания [13].
Самостоятельно отличить депрессию от обычного подросткового кризиса практически невозможно. Для этого необходим опытный специалист, который сможет определить заболевание и назначить соответствующее лечение.
Проявления депрессии у мальчиков и девочек могут отличаться. Мальчики реже страдают от депрессии, но при этом становятся более раздражительными и агрессивными, избегают общения с друзьями и могут начать употреблять алкоголь или наркотики. Таким образом, они пытаются защитить себя от внешнего мира и его несправедливости.
У девочек депрессия встречается чаще, но проявляется она иначе. Они становятся грустными, замкнутыми и одинокими, избегают общения с людьми и концентрируются на своих чувствах. Появляется слезливость, снижается самооценка. Иногда девочки пытаются справиться со своими страданиями и доказать свою привлекательность через беспорядочные половые связи [22].
Симптомы подростковой депрессии
Основные признаки депрессии у подростков, на которые стоит обратить внимание:
подавленное настроение, печаль, уныние и тоска;
усталость и разбитость;
раздражительность, возбудимость, гнев и ярость;
чувство вины, низкая самооценка и слезливость;
тревога и беспокойство;
потеря способности радоваться;
потеря интереса к прежним увлечениям;
избегание общения с людьми и замкнутость;
рассеянность, проблемы с концентрацией внимания и забывчивость;
снижение успеваемости в школе, повышенная утомляемость и потеря интереса к учёбе;
проблемы с памятью и усвоением материала.
Кроме того, для подростковой депрессии характерны следующие физические проявления [19]:
необъяснимые боли в различных частях тела и органах;
субфебрильная температура;
мышечная слабость.
Также могут наблюдаться изменения массы тела (набор или снижение веса).
К расстройствам вегетативной нервной системы при депрессии у подростков относятся:
колебания артериального давления, изменения частоты сердечных сокращений и боли в сердце;
затруднённое дыхание;
нарушения сна и аппетита;
головная боль и головокружение.
Особенности подростковой депрессии
Подростковая депрессия имеет ряд особенностей, которые отличают её от депрессии у взрослых. В первую очередь, подростки более уязвимы для критики из-за своего возраста. Они также склонны к быстрой смене настроения, негативизму и преобладанию раздражительности и гнева [10].
«Соматизированная» депрессия, которая проявляется через боли в различных частях тела, может быть ошибочно принята за физическое заболевание. Родители могут обращаться к различным специалистам в поисках диагноза и лечения, что может привести к ещё большему усугублению ситуации. Подросток может замкнуться в себе и сосредоточиться на своём «болезненном» состоянии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдрахманова, Э. В. Причины чувства одиночества и депрессии в подростковом возрасте / Э. В. Абдрахманова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 40-42.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии: лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей [Текст] / А. Адлер. – М., Издательство Института Психотерапии, 2012. – 214 с.
3. Антропов, Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков [Текст] / Ю.Ф. Антропов. – М.: Медпрактика, 2002. – 224 с.
4. Безрукова, В.С. Настольная книга педагога-исследователя [Текст] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Дом учителя, 2010. – 236 с.
5. Белова, А.П. Оценка депрессивности в подростковом возрасте [Текст] / А.П. Белова, С.Б. Малых, Е.З. Сабирова, М.М. Лобаскова. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2008. – № 32 (132).
6. Вербин, С. Исцеление депрессии / С. Вербин // Спортивная жизнь России. - 2002. - -№10. - С. 26-27.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 7, дополнительный. Психология искусства [аудиокнига MP3 на 2 CD] / Л.С. Выготский; исп.: А.П. Григоренко [и др.]. – М.: Экстрафон, 2010. – 2 CD.
8. Гаранян, Н.Г. Перфекционизм, депрессия и тревога [Текст] / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева. // Московский психотерапевтический журнал. – 2011. – № 4. – С. 18-48.
9. Голант, М. Что делать, когда тот, кого вы любите в депрессии. Помоги себе – помоги другому [Текст]: М. Голант, С. Голант. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2011. – 175 с.
10. Зинуров, М. Р. Консультирование депрессивных подростков с акцентом на дивергентное мышление / М. Р. Зинуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 210-212.
11. Иванова, М. А. Риск возникновения тревожно-депрессивных расстройств у студентов 1-го курса различных государственных учреждений / М. А. Иванова, А. В. Климов, Е. Н. Денисов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 435-437.
12. Иовчук, Н.М. Вопросы психического здоровья детей и подростков [Текст] / Н.М. Иовчук. – Издание: Книга по Требованию, 2010. – 144 с.
13. Иовчук, Н.М. Основные тенденции течения шизофрении с ведущими аффективными расстройствами в детском возрасте [Текст] / Н.М. Иовчук. // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2011 (11). – №1. – С. 24-32.
14. Иовчук, Н.М. Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском или подростковом возрасте [Текст] / Н.М. Иовчук. – Психиатрия: национальное руководство. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР», 2009. – С. 728-749.
15. Каппони, В. Как не испортить себе настроение. Вы в депрессии! [Текст]: В. Каппони, Т. Новак.– СПб.: Питер, 2011. – 209 с.
16. Карабанова, О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину [Текст] / О.А. Карабанова. // Вестник Московского университета. – 2012. – № 4.
17. Крепелин, Э. Введение в психиатрическую клинику [Текст] / Э. Крепелин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 493 с.
18. Курпатов, А.В. Как избавиться от тревоги, депрессии и раздражительности [Текст] / А.В. Курпатов. – Издательство «Нева», 2013. – 256 с.
19. Нуллер Ю. Л., Михаленко И. Н. . Аффективные психозы. — Л.: Медицина, 1988. — 264 с.
20. Подольский, А.И. Диагностика подростковой депрессивности [Текст]: А.И. Подольский, О.А. Идобаева, П. Хейманс. – СПб.: Питер, 2004. – 202 с.
21. Приблуда, А. В. Теории возникновения депрессии: биологические, социально-психологические и интегративные подходы / А. В. Приблуда. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 43-47.
22. Смирнова, Н. А. Теоретические аспекты изучения депрессии в психологии / Н. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2024 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2024. — С. 3-5.
23. Токарева, Н. Время перезагрузки / Н. Токарева // Экология и жизнь. - 2004. - №3(38). - С. 67-73
24. Шульгин, В. В. Некоторые нейрофизиологические механизмы депрессии / В. В. Шульгин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 124-128.
25. Klerman G. L., Weissman M. M., Rounsaville B. J., Chevron E. S. Interpersonal Psychotherapy of Depression. New York: Basic books, 1984.