Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы эмоционально-личностной дезадаптации подростков обусловлена рядом факторов, среди которых особое внимание следует уделить социальной значимости дезадаптации. В условиях современного общества подростки сталкиваются с многочисленными вызовами: давление со стороны сверстников, академические нагрузки, трудности самоидентификации и социализации. Эти факторы могут привести к развитию различных форм дезадаптации: тревожность, депрессия, агрессивное поведение и другие психоэмоциональные расстройства.
Целью данного исследования является изучение причин эмоционально-личностной дезадаптации у подростков для разработки эффективных методов диагностики и профилактики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить теоретические основы и выявить ключевые факторы, влияющие на развитие дезадаптивных состояний у подростков.
• Рассмотреть существующие методы диагностики и оценки уровня дезадаптации, а также определить наиболее эффективные подходы к исследованию дезадаптации.
• Разработать систему диагностики с использованием современных психологических тестов и методик, которые позволят выявить ранние признаки дезадаптации.
• Создать программу систематического исследования причин возникновения дезадаптационных состояний у подростков, которая могла бы учесть их индивидуальные особенности и социальные условий.
Объект исследования: эмоционально-личностная дезадаптация подростков.
Предмет исследования: причины и механизмы развития, методы диагностики эмоционально-личностной дезадаптации у подростков.
В рамках исследования применялись методы теоретического анализа и синтеза научных данных, сравнительного анализа существующих методов диагностики, стандартизированные психодиагностические методики (Шкала депрессии Бека, Тест Спилбергера-Ханина, Опросник межличностных отношений Лири, Методика «Несуществующее животное», Цветовой тест Люшера), наблюдение за поведением подростков, индивидуальные беседы с подростками и их родителями, а также разработка программы диагностического исследования со сбором анамнеза, применение психодиагностических методик, обработка и интерпретация данных (аналитический метод), формулирование выводов и разработка рекомендаций по коррекции и профилактике дезадаптивных состояний у подростков.
Теоретическая значимость работы заключается в углублении понимания процессов, приводящих к возникновению эмоционально-личностной дезадаптации у подростков. Результаты исследования позволят расширить научные представления о факторах риска и механизмах формирования дезадаптивного поведения, что, в свою очередь, внесет некоторый вклад в теорию возрастной психологии и педагогики. Кроме того, полученные данные могут стать основой для дальнейших исследований в области психодиагностики и психокоррекции.
Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных рекомендаций и программ, направленных на диагностику и профилактику эмоционально-личностной дезадаптации у подростков. Также результаты исследования могут быть использованы при планировании образовательных программ и мероприятий, способствующих гармоничному развитию личности подростков.
1. ПРИЧИНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Эмоционально-личностная дезадаптация — это нарушение приспособительного поведения индивида в результате действия внешних или внутренних причин (непосильные требования, чрезмерные нагрузки / трудности – вызывающие несогласие, сопротивление, самозащиту). Эмоционально-личностная дезадаптация проявляется через первичные дезадаптивные эмоциональные реакции, основанные на эмоциональных схемах, которые были полезны в прошедшем опыте, но не соответствуют текущей ситуации. Дезадаптация также может отражать разные степени несоответствия организма и среды, что, в свою очередь, влияет на развитие человека и его жизнедеятельность.
Возрастные особенности подростков
Физиологическое развитие
Подростковый возраст – это период активного физического роста и полового созревания. Этот процесс начинается примерно в 10–12 лет у девочек и в 11–13 лет у мальчиков. В это время происходят значительные изменения в организме: растут кости и мышцы, меняются пропорции тела, происходят гормональные изменения, проявляется повышенная утомляемость .
Рост костей и мышц: интенсивный рост скелета и мышечной массы приводит к тому, что подростки могут казаться долговязыми и неуклюжими. Так происходит потому, что разные части тела у человека растут неравномерно.
Изменение пропорций тела: постепенно тело приобретает более взрослые формы. У девушек появляются характерные женские черты (в первую очередь – половые признаки), а у юношей становятся шире плечи и развивается мускулатура .
Гормональные изменения: повышенная выработка гормонов (эстроген у мальчиков и тестостерон, соответственно, у мальчиков) вызывает разные изменения в поведении и настроении . Гормоны влияют на настроение, уровень энергии и сексуальное поведение.
Утомляемость и физическая активность: в связи с быстрым ростом и гормональными перестройками подростки часто испытывают повышенную усталость. Однако одновременно с этим им свойственна высокая физическая активность .
Психологическое развитие
Психологическое развитие подростков характеризуется поиском собственной идентичности и стремлением к независимости: начинается формирование идентичности, проявляется стремление к независимости, выражающееся в конфликтах с родителями и старшими, формируется самооценка.
Формирование идентичности: подростки начинают осознавать себя как отдельную личность, отличающуюся от родителей и других взрослых людей. Им свойственно задаваться вопросами типа: «Кто я?», «Каково мое место в мире?». Подростки ищут ответы на эти вопросы путем экспериментов с внешним видом, демонстративным поведением и расстановкой социальных ролей.
Стремление к независимости: подростки хотят больше свободы и самостоятельности, поэтому часто оспаривают мнения бывших некогда авторитетами родителей и учителей, пытаясь, таким образом, утвердить свое собственное мнение и личные права.
Конфликты с родителями: взаимодействие с родителями становится значительно сложнее, так как подростки пытаются отделиться и установить новые межличностные границы. Конфликты могут возникать в том числе и из-за разных взглядов на жизнь или из-за действующих правил поведения, неактуальных, по мнению подростков, в новых сложившихся условиях .
Самооценка: подростки начинают оценивать себя сквозь призму социального признания. В этот период самооценка сильно зависит от мнения друзей и сверстников, а вот негативное отношение окружающих может вызывать чувство неуверенности и спровоцировать подростковую депрессию.
Социальное развитие
Социальное взаимодействие играет ключевую роль в жизни подростков и проявляется в следующих факторах: влияние сверстников, поиск признания и уважения (самоутверждение), первый опыт романтических отношений и научение дружбе .
Влияние сверстников: группа сверстников становится основным источником поддержки и вдохновения для подростка, поэтому подросткам свойственно подражать своим друзьям, чтобы соответствовать групповым нормам и стандартам. Влияние группы может быть как положительным, так и отрицательным.
Поиск признания и уважения: подростки стремятся к признанию и уважению со стороны окружающих, особенно среди своих ровесников, по этой причине они всячески стараются выделиться и продемонстрировать свои таланты и достижения дабы завоевать авторитет в своей среде .
Развитие дружбы и романтических отношений: в подростковом возрасте формируется первая настоящая дружба, основанная на взаимном доверии и поддержке. Тогда же появляются первые романтические отношения и хотя они часто бывают мимолетными и нестабильными, все же оказывают решающее воздействие на становление личности.
Интеллектуальное развитие
Интеллектуальный рост подростков характеризуется развитием абстрактного мышления и способностью к критическому осмыслению, также подростки весьма склонны к глубоким философским размышлениям.
Абстрактное мышление: подростки начинают мыслить более отвлеченно, рассуждая о глобальных понятиях справедливости, свободы, любви и смысла жизни. Они способны строить гипотезы, анализировать информацию и делать далекоидущие выводы.
Критическое мышление: подростки учатся подвергать сомнению общепринятые истины и правила. Это проявляется в том, что они начинают критиковать авторитеты, задавая неудобные вопросы и требуя соответствующих объяснений, зачастую, в ультимативной форме.
Философские размышления: многие подростки увлекаются философией, пытаясь найти ответы на экзистенциальные вопросы. Им интересна природой бытия, смысл жизни и моральные ценности общества в перспективе и ретроспективе .
Все вышеперечисленные особенности делают подростковый возраст сложным и насыщенным периодом, когда молодые люди проходят через множество испытаний и внутренних и внешних трансформаций. Понимание этих особенностей помогает лучше справляться с трудностями подросткового возраста и поддерживать подростков в их развитии .
Факторы риска дезадаптации
Факторы риска дезадаптации подростков включают в себя как внутренние, так и внешние обстоятельства, негативно влияющие на их эмоциональное состояние и способность адаптироваться к суровой окружающей среде. Ключевые факторы дезаптации подразделяются на две объемлющие группы: внутренние факторы, внешние факторы и социокультурные факторы.
К внутренним факторам относят:
• Темперамент и характер: некоторые типы темперамента (меланхолики и холерики) делают подростков более восприимчивыми к стрессу и эмоциональным перегрузкам .
• Низкая самооценка: если подросток чувствует себя неполноценным или недостойным, то он непременно испытает трудности с адаптацией к новым ситуациям и требованиям.
• Недостаточная социальная компетентность: недостаток навыков общения и взаимодействия с людьми существенно затрудняет установление контактов и построение здоровых отношений с окружающими.
• Хронические заболевания: физические недуги или хронические болезни могут оказывать дополнительное негативное давление на подростка, приводя к снижению его способности справляться с повседневными задачами .
Ко внешним факторам относят:
• Семейные проблемы: неблагополучная семейная обстановка (неполная семья, домашнее насилие, неблагополучная семья) существенно влияет на эмоциональное состояние подростка.
• Школьные трудности: академические неудачи, конфликты с одноклассниками или учителями, травля – все это создает значительный стресс и приводит к дезадаптации.
• Социальное давление: ожидания общества, предъявляемые требования к внешнему виду, успеху и популярности подростка могут оказывать сильное давление, приводя к перманентному чувству неудовлетворенности и хроническому стрессу .
• Отсутствие поддержки: отсутствие поддержки со стороны близких людей, друзей или наставников заставляет подростка ощущать себя одиноким и уязвимым.
• Экономические трудности: нехватка материальных ресурсов, бедность или финансовые проблемы в семье значительно усиливают стресс и ограничивать социальные возможности подростка.
• Доступ к вредным привычкам: легкодоступность алкоголя, наркотиков, сигарет и других вредных веществ увеличивает вероятность злоупотребления, что, в свою очередь, только усугубляет дезадаптацию.
К социокультурным факторам относят:
• Средства массовой информации и интернет: постоянное воздействие негативной информации, пропаганда насилия, установка нереалистичных стандартов красоты и сногсшибательного успеха способствуют формированию у подростков искаженных представлений и о себе, и о мире.
• Культурные нормы и ожидания: давление со стороны общества и его культуры, связанное с определенными догмами поведения и внешнего вида, создает дополнительный стресс для подростков, пытающихся соответствовать этим ожиданиям.
Перечисленные факторы риска влияют как отдельно, так и в сочетании друг с другом, усиливая вероятность эмоционально-личностной дезадаптации у подростков. При разработке программ поддержки и профилактики дезадаптации необходимо учитывать комплекс вредоносных факторов, иначе эффективность разработки может сводиться к нулевым значениям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аликина Е.Л. Влияние внутрисемейного дискурса на формирование интимно-брачных установок у подростков // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2018. – С. 148–156.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 376 с.
3. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологический журнал. – 1991. – Т. 12, № 2. – С. 27–39.
4. Безлюдько, М. Н., Дегтева, Д. Р., Зараева, Н. М. Нарративное интервью как метод исследования процесса стихийной социализации подростка в современных условиях // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сборник научных статей II Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Кривых, А. Д. Абашина. – 2020. – С. 415–421.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Социальное здоровье России, 1994. – 224 с.
6. Бобрышов С.В., Ивакина В.В. Конфликты в сфере семейных отношений: социально-психологический аспект. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2017. – 194 с.
7. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – С. 244–268.
8. Габдулисламова, Н. Е., Бибарсов, И. А. Тест Роршаха как способ отработки target vocabulary на уроках английского языка // Уральский научный вестник. – 2023. – Т. 9, № 7. – С. 35–38.
9. Денисова, М. А., Есманская, Н. Е. Личный дневник подростка в цифровой реальности (на материале детской литературы // Книжная культура в системе современного социогуманитарного знания : тезисы докладов всероссийской научной конференции. – Санкт-Петербург, 2024. – С. 53–54.
10. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. – Л.: Медицина, 1988. – 248 с.
11. Климова, А. А. Трансактная версия фрустрационного теста С. Розенцвейга как техника диагностики личности // Вестник университета. – 2011. – № 13. – С. 69–71.
12. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
13. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьников. – М.: Педагогика, 1989. – 144 с.
14. Крицкая, Д. А. Влияние тревожности и уровня школьной мотивации на уровень дезадаптации учеников средней школы // Вісник Одеського національного університету. Психологія. – 2010. – Т. 15, № 16. – С. 37–42.
15. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: Питер, 1997. – 220 с.
16. Леонова, Е. А., Веретенникова, С. П., Ребикова, Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение наставничества обучающихся в современной школе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2023. – № 4 (176). – С. 257–280.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
18. Мироненко, Т. И. Агрессия как естественный фактор социальной адаптации подростков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. – № 6. – С. 260–266.
19. Михайлова, А. Г., Косцова, М. В. Этапы формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2020. – Т. 12, № 3. – С. 101–119.
20. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 336 с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2010. – 456 с.
22. Науменко М.В., Завгородная Е.Г. Особенности проявления агрессии у подростков, включенных в систему дополнительного образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – №11(177). – 2019. – С. 513–518.
23. Огнева, А. В. Взаимосвязь агрессивности с характеристиками темперамента (на материале выборки подростков) // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2018. – № 4 (20). – С. 22–26.
24. Пальянова, О. С., Билялова, А. С. Применение психологического теста С. Розенцвейга для оценки адаптационного поведения студентов в стрессовых ситуациях // Белые цветы. Материалы конференции : сборник тезисов 92-й Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, 21-й Всероссийской медико-исторической конференции студентов, посвященной 85-летию со дня рождения профессора Ирины Андреевны Студенцовой. – 2018. – С. 48.
25. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2001. – 512 с.
26. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (от младшего школьного до старшего подросткового возраста). – М.: Прометей, 2000. – 320 с.
27. Расулов, А. И. Психодиагностический тест как метод изучения личности // Сфера знаний: процессы развития современной научной мысли : сборник научных трудов. – Казань, 2018. – С. 95–100.
28. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и пути его коррекции. – М.: Флинта, 1996. – 176 с.
29. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. – М.: Флинта, 1999. – 672 с.
30. Филиппова, Т. А., Верба, А. С., Орлов, К. В., Соколова, Л. В. Влияние уровня познавательного развития дошкольников на успешность их адаптации к школе \ // Science for Education Today. – 2024. – Т. 14, № 5. – С. 200–222.