Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа, посвящённая изучению современной интерпретации Урало-сибирской росписи, представляет собой попытку осмыслить эволюцию традиционных художественных мотивов в условиях стремительно меняющегося мира. Урало-сибирская роспись, всегда отличалась особой гармонией и символизмом, отражавшими мировоззрение народов, населявших обширные просторы Урала и Сибири. В рамках настоящего исследования рассматриваются как историко-культурные корни данного вида искусства, так и современные трансформации, которые позволяют переосмыслить его актуальность в современном искусстве. В работе анализируется влияние культурного синтеза на традиционные мотивы, а также исследуется, каким образом современные художники используют традиционную роспись для декорирования предметов быта, создавая диалог между прошлым и настоящим.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что Урало-сибирская роспись является уникальным явлением народного творчества, которое объединяет богатую традиционную палитру, орнаментальные мотивы культурного наследия Урала и Сибири. В условиях современной культурной динамики традиционные методы художественного выражения обретают новые формы и смыслы. Изучение трансформаций росписи в контексте современности позволяет выявить как сохранение народных традиций, так и инновационные подходы в использовании традиционных символов и мотивов. Наблюдается интерес к переосмыслению традиционного наследия в свете современных эстетических и культурных тенденций, что придаёт росписи особую актуальность.
Традиционное использование деревянной доски для росписи имеет глубокие корни. Древесина обладает уникальной текстурой, которая подчеркивает природную красоту рисунка и символизирует связь с природой, характерную для народного творчества Урала и Сибири. Деревянная доска является доступным и долговечным материалом, который идеально подходит для нанесения красок. Её натуральная структура помогает достичь эффектов, которые трудно получить на гладких холстах или бумаге. Кроме того, использование древесины подчеркивает экологичные принципы и уважение к природе, что особенно актуально в современной культуре.
Таким образом, деревянная основа не только обеспечивает эстетическую и текстурную глубину работы, но и служит символом традиций, соединяя прошлое и настоящее в каждом произведении.
Целью данной курсовой работы является анализ процесса трансформации Урало-сибирской росписи в контексте современной художественной практики, а также создание росписи деревянной доски как элемента декора кухни в технике Урало-Сибирской росписи.
Роспись деревянной доски 6 это не только способ внести элемент традиционного народного искусства в интерьер кухни, но и создание уникального декоративного предмета, который отражает богатую культурную историю Урала и Сибири.
В работе рассматриваются вопросы взаимосвязи между традиционными техниками и современными формами выражения, влияние глобальных культурных процессов на локальные традиции, а также роль цветовой палитры и композиционных решений в сохранении целостности художественного произведения. Методология исследования базируется на сравнительном анализе визуальных, исторических и культурологических данных. Исследование проводится посредством анализа образцов традиционной росписи и их современных интерпретаций, что позволяет сформировать целостное представление о развитии данного направления. Данная работа представляет собой попытку соединить традиционное народное искусство с современными тенденциями, раскрывая потенциал культурного наследия в условиях глобальных изменений
Глава 1. История возникновения и технология выполнения Урало-Сибирской росписи. Декорирование деревянного изделия.
1.1 История возникновения и современность Урало-Сибирской росписи
В середине XX века (в частности, в 1970-х годах) Василий Алексеевич Барадулин – выдающийся представитель этого художественного течения– дал название «Урало-Сибирская роспись». Эта техника представляет собой уникальный вид свободной живописи масляными красками на предварительно окрашенных деревянных поверхностях, характерный для Уральского региона и Западно-Сибирской зоны .
Урало-Сибирская роспись зародилась в XVIII веке на территории Урала и Западной Сибири, как часть народного прикладного искусства. Она была тесно связана с традициями старообрядческих поселений, которые сохраняли древние художественные приемы и символику. Роспись применялась для украшения деревянной утвари, мебели, прялок и архитектурных элементов (наличники, ставни).
Возникновение Урало-Сибирской росписи тесно связано с историей колонизации восточных земель России в XVII и XVIII веках. Приток переселенцев из центральных регионов обусловил массовое строительство домов и общественных зданий, что, в свою очередь, стимулировало развитие художественных мастерских на Урале . На первоначальном этапе, в XVII веке, основой для формирования художественных традиций послужили русские переселенцы с Севера и Поморья, принесшие с собой технику двухцветного мазка. Эта техника стала залогом возникновения уникального изобразительного стиля. В конце XVIII – начале XIX веков, с приходом новой волны переселенцев из Украины и Поволжья, роспись обогатилась: появились фантазийные формы и расцветка стала более яркой и многообразной (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Примеры Урало-Сибирской росписи
Основными элементами декора служили мотивы, заимствованные у природы: ягоды, листья, цветы и разнообразная зелень, украшенные черными акцентами. Использовалась уникальная техника двойного мазка: одна сторона плоской кисти покрывалась белой краской, другая – цветной. Несмотря натуральность палитры, цвета сохраняли свою насыщенность, особенно выделялись красный, синий и желтый (как на изображении №2). В прошлом мастера прибегали к использованию специальных кистей, изготовленных из беличьих хвостов, предварительно подвергнутых термической обработке, что придавало им плоскую форму.
Рисунок 2. Исторический образец Урало-Сибирской росписи
Итак, особенности стиля включают использование ярких контрастных цветов, стилизованных растительных орнаментов (цветы, листья, завитки) и геометрических узоров. В росписи часто встречались символические изображения, связанные с природой и религиозными мотивами.
Основные цвета: красный, черный, желтый, зеленый и синий. В отличие от других видов народной росписи (например, Хохломы), Урало-Сибирская отличается более строгими линиями и контрастными цветовыми решениями.
Урало-сибирская роспись – это уникальное направление, характеризующееся смелым сочетанием ярких цветов, сложной орнаментальной структурой и глубоким культурным смыслом. В основе её лежит связь с природой, местными традициями и историей региона. Основное отличие от других направлений заключается в использовании природных мотивов, символизма и экспрессивной техники, которая передаёт настроение и дух времени. Данное направление отличается самобытностью и оригинальностью, сохраняя при этом традиционные методы обработки поверхностей.
Вопреки более официальным и строгим стилям, используемым в классической европейской росписи, урало-сибирская роспись использует свободный подход, позволяющий художнику создавать композиции, наполненные экспрессией и динамикой, что делает её легко узнаваемой и уникальной.
Еще одним важным отличием является способ взаимодействия с декоративными элементами. Характерной особенностью является использование контрастных комбинаций цветов, которые не всегда соответствуют классическим представлениям о гармонии, однако придают работе силу и энергию. Эта техника, исторически сложившаяся в суровых климатических условиях, требует не только высокого мастерства, но и смелости в экспериментировании с формой и изображением.
Дерево традиционно занимает важное место в культуре Урало-Сибирской росписи. Благодаря своей естественной красоте и неповторимой текстуре, оно становится идеальным субстратом для художественного выражения. Роспись на дереве позволяет сохранить и передать дух времени, связывая современность с глубокими традициями.
Каждый элемент древесины, будь то тонкие прожилки или отпечатки древесных волокон, превращается в неотъемлемую часть композиции. Художники используют естественные качества дерева, подчеркивая его уникальность и аутентичность, что делает каждое произведение искусства живым и неповторимым.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алферов Л. Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 352 с.
2. Арбат Ю. А. Русская народная роспись. - М.: Изобразительное искусство, 1970. - 140 с.
3. Бадаев В. С. Русская кистевая роспись: учебное пособие для вузов. - М.: Владос, 2004. - 32 с.
4. Бадаев В. С. Искусство русской кистевой росписи: учебное пособие для вузов по специальности «Изобразительное искусство». - М.: Владос, 2013. - 135 с.
5. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М.: Высшая школа, 1990. - 302 с.
6. Бездоля Э. В. Современная трансформация традиционной художественной росписи в Сибирском регионе // Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. - 2024. - № 1. - С. 69-74.
7. Величко Н. К. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-Пресс, 2010. - 224 с.
8. Дом народного творчества [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sibculture. ru/remesla/kuibishevsky/naumov/index.php (дата обращения: 09.02.2025).
9. История народных промыслов: урало-сибирская роспись [Электронный ресурс]. - URL: https://fb.ru/article/146618/istoriya-narodnyih-promyislov-uralo-sibirskayarospis (дата обращения: 09.02.2025).
10. Мартьянова В.В. Урало-сибирская роспись и ее применение в современности // Старт в науке. – 2024. – № 3-2. ; Режим доступа: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2390 (дата обращения: 08.02.2025).
11. Махмутова X. И. Роспись по дереву: пособие для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1987. - 79 с.
12. Народные промыслы [Электронный ресурс]. - URL: http://ya-zemlyak.ru/nps. asp?id=45 (дата обращения: 08.02.2025).
13. Постоян И. Каменская роспись. Журнал «Культура Урала».
14. Соколов М. В., Соколова М. С. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017. - 431 с.
15. Тащёва Н. Е. Преподавание традиционных художественных росписей в системе педагогических учреждений // Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. - 2018. - № 1. - С. 78-84.