Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является совершенствование социальной сферы, которое в свою очередь ориентируется на повышение уровня и качества жизни населения, на его благосостояние. Огромную роль в этом играет государственное регулирование в области социальной защиты населения. Система социальной защиты имеет важное значение по вопросам поддержания среднего уровня жизни населения, уменьшения масштабов бедности, сужение разрывов в уровне жизни между различными категориями населения.
Актуальность темы исследования заключается в том, что существует достаточно много слабозащищенных категорий граждан, которым необходима социальная поддержка, особенно в условиях кризиса. На этом основании государству необходимо разрабатывать систему мер социальной защиты, совершенствовать организацию системы социальной защиты для предотвращения социальных рисков.
Увеличение уровня жизни населения является почти одной из самых главных целей любого государства, которое стремится к прогрессу, в том числе и нашего. Государство, которое заботится о своих гражданах, должно создавать как можно больше благоприятных условий для жизни людей, обеспечивая социальную стабильность в обществе и экономический рост.
В наши дни, отрицательное влияние на хорошую жизнь оказывают большой процент безработицы, неподъемные некоторым людям тарифы на жилищно-коммунальные услуги, низкий уровень оплаты труда. Малоимущие почти не имеют возможности оплачивать дорогостоящие услуги медицины и образования, а также сферы досуга. В таких условиях для большинства людей становится нереальной качественная социализация детей, реализация их потенциальных возможностей, их развитие как духовное, так и потенциальное. Проблема бедности приобретает устойчивый характер.
Президент России Владимир Владимирович Путин подписал закон о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ).
С 1 января 2025 года МРОТ в РФ - 22 440 руб. (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ).
За чертой прожиточного минимума в России живут (по данным Росстата, % к общей численности населения): дети в возрасте до 15 лет - 25,0%; молодежь от 16 до 30 лет - 20,5%; трудоспособные мужчины и женщины от 31 до 54-59 лет - 40,0%; лица пенсионного возраста свыше 55-60 лет - 14,5%.
В настоящее время в России бедность превратилась почти в массовое явление, почти треть нашего населения проживает за границей прожиточного минимума и примерно 2% наших граждан нашей страны живет в условиях прямого выживания. Но основным фактором для малоимущих слоев в России является то, что они имеют определенные, возможности поддержания своего потребления: подсобное хозяйство, торговля с рук, экономия на качестве питания, покупке промышленных товаров, затратах в области образования, культуры и т.п. Этим можно объяснить отсутствие массового голода.
Целью исследования является научное обоснование теоретических положений, методических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования социальной защиты малообеспеченных семей.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые нормы регулирующие социальную защиту малообеспеченных семей.
Объектом исследования является социально-экономические и организационные отношения, возникающие в процессе правового регулирования социальной защиты малообеспеченных семей.
В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие малообеспеченных семей.
2. Изучить нормативно-правовое регулирование, гарантирующее социальную защиту малообеспеченным семьям.
3. Выделить методы и принципы проведения социальной политики в отношении малообеспеченных семей.
4. Рассмотреть региональную модель социальной поддержки малообеспеченной семьи в Санкт Петербурге.
5. Изучить мероприятия по улучшению социально- бытовых условий малообеспеченных семей.
6. Выделить правовые проблемы и пути их решения, возникающие в сфере социальной защиты малообеспеченных семей на региональном уровне.
Методы исследования: теоретический анализ исследования законодательных и правовых акты Российской Федерации, постановления органов государственной власти, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, данные социологических исследований, отечественные и зарубежные публикации по исследуемой теме, материалы научных конференций и семинаров, другие документы, относящиеся к теме исследования.
Теоретическая значимость. Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что в нем проанализирована литература по проблеме малообеспеченности семей и определены возможности социальной работы с такими семьями.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМ СЕМЬЯМ
1.1 Понятие малообеспеченных семей
Социальная политика имеет в виду проблему малообеспеченности, определяя пути ее ограничения и предупреждения, институты и формы помощи нуждающимся, поскольку малообеспеченность рассматривается государством как кризисное состояние в области уровня и образа жизни, преодолеть которое индивид не может полностью собственными силами.
В настоящее время не существует единого понятия «малообеспеченность». Так, социологи рассматривают малообеспеченность как особую субкультуру, отражающую специфику взаимодействия экономического сознания и экономического мышления субъектов малообеспеченности. Экономисты понимают малообеспеченность как специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно-необходимое для жизнедеятельности потребление.
Малообеспеченность - социально-экономическое и социокультурное явление, отражающее бытие отдельных индивидов, социальных групп и классов. Малообеспеченность - состояние, при котором основные потребности человека или социально-демографической группы, необходимые для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности, превышают средства для их удовлетворения, т. е. находятся ниже прожиточного уровня, за чертой малообеспеченности.
Малообеспеченность бывает абсолютная и относительная.
Первая означает прямой недостаток в потреблении наиболее сущностных, как правило, физиологических потребностей: пища, одежда, жилье (так называемая «потребительская корзина».
Вторая - фиксирует худшее положение человека относительно общего уровня доходов в стране. Кроме того, отличают текущую, на данный момент, малообеспеченность и хроническую — как постоянно воспроизводимую длительное время. Измерителями являются следующие показатели:
1) численность доли малообеспеченных в населении;
2) размер дохода, характеризующего малообеспеченность;
3) глубина малообеспеченности — величина недостающего дохода для иной или той группы малообеспеченных и др.
Малообеспеченность определяется как недопустимо низкий уровень жизни либо по сравнению с уровнем жизни других членов общества, либо на базе определенного абсолютного минимума. Уровень жизни измеряется по объему текущих расходов или доходов, при этом устанавливается пороговое значение, и люди, доходы или расходы которых находятся ниже этого уровня, относятся к социальной категории малообеспеченных. Поскольку расходы и доходы измеряются в денежном выражении, выбор порогового значения, или черты малообеспеченности, носит произвольный характер.
Рассмотрев различные научные подходы к определению содержания понятия «малообеспеченность», можно прийти к выводу о том, что в каждом из них присутствует один определяющий признак: состояние уровня жизни, когда доходы не превышают определенного (официально установленного обществом) уровня средств существования.
Данный определяющий признак бедности и называют малообеспеченностью, т.к. это конкретизированная для определенных условий характеристика бедности. В нормативных, правовых документах Российской Федерации понятия «бедность» и «малообеспеченность» также употребляются как однопорядковые.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», малоимущим признается лицо, если его месячный доход меньше установленного в субъекте его проживания прожиточного минимума.
Таким образом, основным показателями малообеспеченности является доход ниже прожиточного минимума. Согласно ФЗ от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме РФ» , он рассчитывается исходя из стоимости потребительской корзины (минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности).
Изучение и анализ сложившихся в российской и западной социологической мысли подходов к характеристике феномена бедности позволяют нам сформулировать собственное определение понятия «малообеспеченность».
Под малообеспеченностью мы понимаем такое состояние, при котором возникает несоответствие между достигнутым средним уровнем удовлетворения потребностей и возможностями их удовлетворения у отдельных социальных групп, слоев населения; она характеризуется неразвитостью потребностей, необходимостью удовлетворять материальные потребности и нужды в ущерб духовным и социальным, нарушением (разрывом) социальных связей.
Это приводит к низкой материальной обеспеченности определенных групп людей; изменению их системы ценностей; формированию особого социального мира, своей культуры (субкультуры) и жизненного стиля, не согласующегося с общепринятыми, утвержденными в обществе, что является угрозой нормальному функционированию последнего.
Дискуссия о методах оценки малообеспеченности и показателях ее измерения уже не одно десятилетие идет во всем мире, а в последние годы развернулась и в России. В мировой практике используются концепции абсолютной и относительной бедности, а также субъективных оценок. В соответствии с ними применяются три модели бедности, описывающие ее как состояние нужды, экономической зависимости или неравенства. Все они имеют достоинства и недостатки, и каждое государство принимает в качестве официальной ту, которая наиболее соответствует его возможностям, уровню развития и социально-политической ситуации.
В основе официально принятого в России метода измерения малообеспеченности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные потребности (нужды) и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав так называемой минимальной потребительской корзины). Стоимостная оценка набора товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные для данного уровня общественного развития потребности, обеспечивающих поддержание здоровья и сохранение работоспособности, получила название бюджета прожиточного минимума, или бюджета минимальных потребностей.
Таким образом, малообеспеченными семьями признаются те, чей доход на каждого члена в совокупности составляют сумму ниже прожиточного минимума. Невозможность удовлетворить базовые потребности сказывается и на таких функциях семьи, как образовательная, воспитательная, рекреационная. Следствием этого является недостаточное внимание к социализации подрастающего поколения. Сдерживающей силой, препятствующей общему обнищанию населения, остается профессия социальная работа. О специфике социальной помощи малообеспеченным семьям речь пойдет далее.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета от 5.04.1995.
2. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи в Российской Федерации» // «Российская газета» от 13.08.1999 г.
4. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020, с изм. от 29.10.2024) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" // "Российская газета", N 210, 29.10.1997.
5. Федеральный закон от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // «Российская газета» от 10.05.2003 г.
6. Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326 «Об обязательном медицинском страховании» // «Российская газета» от 25.12.2010 г.
7. Постановление Правительства РФ от 29 августа 2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" (с изменениями и дополнениями)// // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru
8. Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru
9. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» // «Российская газета» от 10.05.2005 г.
10. Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // «Российская газета» от 01.08.2014 г.
11. Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
12. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»; распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».
13. Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 (ред. от 13.02.2025) "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи"// "Собрание законодательства РФ", 25.08.2003, N 34, ст. 3374,
14. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2020 № 38-рп «Об утверждении Плана мероприятий на 2021-2025 годы по реализации в Санкт-Петербурге Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
15. Закон Санкт-Петербурга от 12.02.2025 N 59-12 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 05.02.2025)// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru
16. Басов, Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения / Н.Ф. Басов. - М.: Кнорус, 2025. - 528 с.
17. Бердникова, З.А. Социальная работа по защите семьи, материнства и детства на региональном уровне / З.А. Бердникова, О.И. Спесивцева. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2024. - 175 с.
18. Гематаева, С.Х. Совершенствование форм и методов предоставления услуг малообеспеченным слоям населения в системах социальной защиты / С.Х. Гематаева. - Махачкала, 2024. - 22 с.
19. Гришина, Е.Е. Технология адресной социальной помощи «Самообеспечение»: руководство по внедрению для местных и региональных администраций / Е.Е. Гришина, К.Г. Чагин. - М.: Институт экономики города, 2024. - 93 с.
20. Замараева, З.П. Нормативно-правовые особенности современной системы социальной помощи населению / З.П. Замараева. - Пермь: Вестник пермского университета, 2024. - 356 с.
21. Карелова, Г.А. Социальная защита: вчера, сегодня и завтра / Г.А. Карелова // Человек и труд. - 2022. - № 6. - С.24-28.
22. Колесникова, И.В. Социальная поддержка многодетных семей в Саратовской области / И.В. Колесникова // Социальная работа. - 2023. - №4. - С. 15-16.
23. Лаухина, И.В. Особенности бедности малоимущих слоев населения в социальной структуре региона / И.В. Лаухина. - Хабаровск, 2024. - 24 с.
24. Новиков О.А., Парандий Д.А. Отдельные направления социальной политики Российской Федерации // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. - 2022. - С. 355-359.
25. Олимских, Н.Н. Социальная защита населения / Н.Н. Олимских // Вестник Урдмутского университета. - 2024. - № 2. - С. 12-20.
26. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М., 2023. - 357 с.
27. Павленок, П.Д., Социальная работа с населением / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 272 с.
28. Палькина, Л.Ф. Помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации / Л.Ф. Палькина // Социальная работа. - 2022. - №6. - С.14-15.
29. Панченко, В.Ю. О понятии социальной помощи в современном обществе / В.Ю. Панченко // Социологические исследования. - 2024. - №5. - С. 1318.
30. Ромайкин П.Д. Система социальной поддержки семей с детьми: первый опыт и история развития // Научные записки молодых исследователей. 2022. - Т. 10. - №. 1. - С. 16-27.
31. Ромайкина Е.И., Бычков Д.Г., Феоктистова О.А. Микроэкономические аспекты социальной поддержки государством семей при рождении ребенка // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 3 (114). - С. 103-108.
32. Савушкина, Н.В. Социальный контракт как новый вид государственной социальной поддержки малоимущих семей / Н.В. Савушкина // Социономия. - 2023. - №5. - С. 28-37.
33. Селиванова О.В., Коробкова Н.Ю. Социальная поддержка женщин в России в контексте повышения рождаемости: проблемы и перспективы // Социально-трудовые исследования. - 2023. - №2 (51).
34. Смирнова В.М., Селиванова О.В. Неполные семьи в России: масштабы, проблемы и социальная помощь // Экономика труда. - 2023. - №. 5. - С. 695-714.
35. Соколова, В.Ю. Управление развитием системы социальной защиты малообеспеченнных слоев населения в регионе / В.Ю. Соколова. - М., 2024. - 21 с.
36. Тихонова, Н.Е. Малообеспеченные в современной России: специфика уровня и образа жизни / Н.Е. Тихонова // Социальная политика. - 2022. - №10 (306). - С. 29-39.
37. Чистякова, А.В. Адаптационные ресурсы самообеспечения бедных семей в системе социальной защиты современной России / А.В. Чистякова. - М., 2024. - 24 с.
38. Юмашева С.А. Анализ реализации мер социальной поддержки многодетных малоимущих семей // Вестник науки. - 2023. - Т.2. - №.9 (66). - С. 111-118.