Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В XXI веке одним из важнейших факторов, обеспечивающих социальную стабильность, рост экономики и развитие общественных институтов, является образование. Современной Россией обозначена необходимость обновления основных приоритетов в системе образования в соответствии с мировыми тенденциями, что и запустило механизм трансформации существующей системы. В своем Послании Федеральному Собранию на 2020 год Президент России Владимир Владимирович Путин заявил о необходимости эффективно использовать всю образовательную и другую инфраструктуру, возможности современных технологий в интересах обучения новых поколений. Акцент был сделан на внимание при переходе к цифровой трансформации отечественной школы, а также внедрении индивидуальных подходов к обучению, направленных на раскрытие личностного потенциала каждого ребёнка.
На самом деле, трансформация системы российского образования позволяет решить ряд актуальных задач: реализовать доступ ко всем образовательным процессам и сервисам в режиме единого ресурса; обеспечение равных возможностей для всех обучающихся раскрыть свои способности; возможность родителей активно влиять на образовательный процесс; упрощение процедур составления и ведения индивидуальных траекторий обучения; возможность использования технологии «цифрового следа» учащихся для выбора и индивидуального сопровождения будущих работников.
Целью данной работы является рассмотрение цифровизации образования как феномена современной теории и практики педагогической деятельности.
Задачи:
- рассмотреть вопрос развития цифровизации образования в России; цифровую среду как реальность нашей жизни;
- описать цифровизацию образования: опыт ФРГ и Великобритании;
- рассмотреть положительные стороны цифровизации образования;
- проанализировать риски цифровизации образования.
Объект исследования – цифровизация образования.
Предмет исследования – перспективы развития цифровизации образования.
Глава 1 Цифровизация образования: опыт России и зарубежных стран
1.1 Развитие цифровизации образования в России. Цифровая среда как реальность нашей жизни
Цифровизация современного образования представляет собой многофакторный процесс, находящейся под влиянием современных трендов социального, политического и экономического характера. Стремительное развитие информационных технологий, ставших доступными для широкого круга пользователей, серьезно изменило само отношение к образовательному процессу, что ставит перед нами ряд вопросов.
Итак, вопрос об изменении подхода к образованию был поднят еще американским социологом Элвином Тоффлером в его знаменитой работе «Третья волна». В ней он отмечает, что подходы к образованию меняются вместе с этапами развития общества, которые Э. Тоффлер называет волнами. И данные подходы напрямую связаны с запросами правящего класса. Так, Э. Тоффлер отмечает интересный момент, что образование этапа «второй волны» имело под собой не только официально заявленный, но и «скрытый учебный план». Целью такого плана было адаптировать людей к нуждам индустриализации. Явный учебный план давал некоторые базовые знания, а вот «скрытый» готовил учащихся к тяжелому рабочему дню (который сначала нередко доходил до 14-16 часов в сутки), прививая такие навыки как: пунктуальность; послушание; выполнение механической однообразной работы.
Данная ситуация повлекла изменения в образовательном процессе приведя к программе «массового обучения». Э. Тоффлер пишет, что «в совокупности малая семья и школа фабричного типа образовали часть единой интегрированной системы для «подготовки молодых людей к их роли в индустриальном обществе» .
Итак, мы видим, что обучение и сопутствующий ему воспитательный процесс детерминированы запросами общества, и, естественно, соответствуют его стадии развития. Также заметим, что цели, проводящей обучения «социальной организации находятся за ее пределами», что побуждает ее заниматься инновационной деятельностью. Далее мы можем рассмотреть педагогические особенности цифровизации, которая является основой современного общества, переходящего к стадии своего постиндустриального развития.
Переход к постиндустриальному обществу, обществу информационному или обществу сервиса, повлек за собой и запрос на изменение образовательных технологий. Возросшие требования к уровню профессиональной квалификации и сложная система социальной стратификации диктуют строгие и постоянно меняющиеся требования к знаниям конкретного индивида. Требуются нестандартные, инновационные подходы к решению современных задач. И действительно, сейчас отмечается, что «наибольшую заинтересованность в инновационном развитии проявляют современные корпорации».
Информация является основной ценностью и, одновременно, ведущим инструментом при интеграции индивида в современное общество. Еще на заре информационной эры, в 90-е годы появилось требование работодателя касаемо владения компьютером и минимальным набором так называемых офисных программ. Школьная и даже программа высших учебных заведений не могла поспеть за данными запросами (педагогически и экономически), и претендентам на рабочие места приходилось самообразовываться или посещать коммерческие курсы.
Впоследствии начинает вырабатываться своеобразная информационная культура, которой начинают следовать и учреждения сферы образования. Как справедливо утверждают современные ученые: «компьютер и информационное пространство, в которое оказывается допущен человек, требует особой стратегии мышления, поведения». Также этому процессу способствует нарастающая постепенная доступность информационных технологий, перестающих быть элитарными, как это было в далекие 90-е годы.
Отличительные особенности данного процесса на наш взгляд таковы: свободное владение информационно-техническими и периферийными устройствами: компьютеры, принтеры, мобильные информационные устройства; ведение коммуникаций в виртуальном информационном пространстве; умение пользоваться информационными ресурсами для своих нужд. Данные особенности имеют и определенный воспитательный эффект.
Разберем это подробнее. Внедрение информационных технологий, если мы будем следовать вышеуказанной парадигме Э. Тоффлера, соответствует конкретному запросу постиндустриального общества. Индивид в процессе своей социализации должен иметь набор знаний в информационной сфере с постоянным самосовершенствованием, так как это является необходимым условием для его жизнедеятельности в современном обществе, тем более что, «создавать конкурентоспособных специалистов возможно лишь при условии того, что они будут знакомы с постоянно совершенствующимися современными технологиями»
Современная экономическая система реализует переход к цифровой экономике, осуществляемый в большей части областей. Среди них можно выделить и образовательную систему, которая играет важную роль в жизни каждого человека. Развитая и сформированная личность является ценным кадром для цифровой экономики. При этом можно отметить ряд проблем, которые отрицательно воздействуют на данную деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О Национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_445968/709e1a3375c81744447b048644e04901aecc602e/ (дата обращения 08.02.2025)
2) «Цифровая экономика РФ»// https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения 08.02.2025)
3) Баринова Г.В. Трансформация образования инвалидов в контексте пандемии: онтологический аспект Педагогическое образование и наука. 2022. № 3. С. 50-52
4) Грибан И. В., Грибан О. Н. Цифровизация образования в условиях пандемии: опыт ФРГ//ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ.Благовещенск, 2023. С. 99-108
5) Егорова Д.А. Ключевые вопросы цифровизации образовательной сферы в Российской Федерации//РОССИЙСКАЯ НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Сборник статей LV международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 265-267
6) Казакова А.А. Цифровизация образования вызовы и возможности. Инновационные результаты социально-гуманитарных и экономико-правовых исследований: сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции 28 августа 2023 г. / А.А. Казакова ; Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. – Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. – С. 23-33.
7) Крамчанинова Н. В. Процесс цифровизации образования в системе социального знания// Экономические и гуманитарные исследования регионов № 5 2023. С. 63-65
8) Паньшин А.И. К вопросу о педагогических аспектах цифровизации образования//ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (К 135-ЛЕТИЮ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПЕДАГОГА А.С. МАКАРЕНКО). Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 271-274
9) Пашнина В. В., Пасечкина Т. Н. Цифровое образование: за и против (результаты исследования)// Личность и деятельность преподавателя в условиях цифровой трансформации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году педагога и наставника в Российской Федерации, г. Красноярск, 24 ноября 2023 г. / Составители: М.А. Макарова, Т.Н. Пасечкина, Ю.Г. Хлоповских, Н.В. Шкроб. – Изд-во : ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2023. С. 62-65
10) Плюсы и минусы цифровизации образования / Ветерков А.И. Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2021. № 16. С. 99-101
11) Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Издательство АСТ», 1999.
12) Философско-аксиологический подход к управлению социальной организацией: монография / А.Б. Бакурадзе. М.: ИИУ МГОУ, 2015.
13) Формирование системы дистанционного обучения в высшей школе: социальноэкономические аспекты / Бакурадзе А.Б., Паньшин А.И. Педагогика. 2019. № 11. С. 97-100
14) Шерматова Х. М. Цифровизация образования: положительные и отрицательные стороны//НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ. Материалы XXI Международной научно-технической конференции, посвящённой 35-летию полета орбитального корабля-ракетоплана многоразовой транспортной космической системы "Буран". Под редакцией А.Н. Паршина. Рязань, 2023. С. 752-753
15) Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в современной высшей технической школе: монография / А.Б. Бакурадзе, Г.В. Баринова, Л.В. Блонский и др.; под ред. Г.В. Бариновой, А.Б. Бакурадзе, С.Н. Климова. Москва: Российский университет транспорта (МИИТ), 2018. С.43-45