Фрагмент для ознакомления
2
Система Станиславского — это условное название теории и методологии сценического искусства, которые были разработаны Константином Сергеевичем Станиславским.
Эта система задумывалась как практическое руководство для актёров и режиссёров. Она стала основой для искусства сценического реализма и приобрела большое значение в профессиональной и эстетической сфере.
В отличие от предыдущих театральных систем, система Станиславского не фокусируется на конечных результатах творчества, а исследует причины, которые к ним приводят. В ней впервые рассматривается вопрос сознательного контроля над подсознательными творческими процессами и исследуется путь, который позволяет актёру органически перевоплотиться в образ [Демедюк, 2011].
Основные принципы «системы Станиславского»
В основе всей «системы» лежит принцип жизненной правды — это фундаментальный принцип, на котором строится всё искусство. Искусство должно быть правдивым и, следовательно, понятным.
Второй принцип — идейная активность. Важно не путать его с идеей. Если, например, идея пьесы заключается в утверждении неизбежности победы над старым, то сверхзадача художника — это его личное стремление и личный вклад в борьбу за эту идею. Нельзя ограничиваться лишь идейностью творчества, как таковой [Станиславский, 2002].
Третий принцип — активность и действие. Это основа метода действенного анализа, на котором строится практическая часть «системы». Не нужно ждать, когда появится чувство, нужно действовать, и верное действие вызовет верное чувство.
Четвёртый принцип — органичность творчества актёра. Необходимо разбудить естественную человеческую природу актёра для органического творчества в соответствии со сверхзадачей. Ищи в работе над ролью от себя, стать другим, оставаясь самим собой — «Я есть».
Пятый принцип — творческое перевоплощение. Это конечный этап творческого процесса в актёрском искусстве — создание образа. Где нет художественных образов, там нет и искусства.
Система Станиславского — это практическое учение о законах творчества, которые основаны на законах природы. Эти законы не были созданы искусственно, а взяты из самой природы человеческих чувств и отношений. Они были систематизированы и организованы в систему для удобства использования [Яркова, 2011].
В чём же суть этого учения? Станиславский считал, что через сознательную технику можно достичь подсознательного творчества, которое происходит в органической природе актёра.
Основные элементы актёрского мастерства в системе Станиславского — это имя великого реформатора театрального искусства и основа всех актёрских и режиссёрских школ. В его идеях обобщён опыт нескольких поколений артистов, сформулированы важнейшие положения современной театральной эстетики, поэтому его идеи и программа получили всеобщее признание.
Его эстетические взгляды и новаторство не ограничиваются только театром. Мысли о творческом процессе могут быть применены к любой области художественного творчества. Он указал пути сознательного овладения творческим процессом и понимания человеческой жизни.
Благодаря системе Станиславского актёры, режиссёры и театральные педагоги впервые получили полноценное руководство по актёрскому мастерству и основам режиссуры. Это система профессионального воспитания актёра и режиссёра [Титов, 2022].
В системе рассматриваются элементы духовной и физической природы сценического искусства, их взаимосвязь и взаимодействие в процессе практической художественной деятельности. Она глубоко раскрывает сущность творческого процесса, в котором неразрывно участвуют все духовные и физические элементы человеческой природы.
В системе чётко сформулированы и практически разработаны принципы и методы жизненно-правдивого искусства, законы сценического действия и общения, законы словесного действия. Также указаны пути к правильному творческому самочувствию и созданию сценического образа, разработан метод физических действий [Абалкин, 1954].
Особое внимание уделяется учению о сверхзадаче, сквозном действии и методу действенного анализа произведения.
Сценическое внимание Станиславский рассматривал как способность человека сосредоточить энергию своих органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и ощущений) на определённом объекте.
Существуют два вида творческого внимания: непроизвольное и произвольное. В первом случае процесс сосредоточения происходит независимо от нашего желания и воли, объект сам привлекает наши ощущения и чувства, втягивая нас в активное общение с собой. Во втором случае мы сосредотачиваем внимание усилиями собственной воли, сознательно заинтересовывая себя определённым объектом и направляя энергию своих органов чувств на предмет, объект, устанавливая с ним активные отношения.
В сценическом искусстве задача — это цель, ради которой создаётся определённый фрагмент действия. Она включает в себя четыре элемента [Лобанов, 2016]:
• цель — «для чего я это делаю»;
• действие — «что я делаю»;
• приспособление — «как я это делаю»;
• элементы — то, из чего состоит задача.
К. С. Станиславский предложил новый подход к делению драматического действия на фрагменты. Раньше это делали интуитивно, основываясь на логической завершённости мысли или цели персонажа. Теперь же при работе над пьесой и анализе драматического действия границы определяются событиями, которые движут действие.
Драматург организует поступки персонажей и направляет действие пьесы с помощью системы событий, ситуаций, фактов и обстоятельств. Эти элементы влияют на реакции и действия героев, развивая драматическое действие в целом [Титов, 2022].
В театральной практике событие — это факт или обстоятельство, которое заставляет персонажей действовать. Оно побуждает их принимать решения и совершать поступки. События создают действия и поступки, а значит, и сценические задачи.
1.2. Приемы, методы, упражнения педагогической системы К.С. Станиславского
Система Станиславского — это метод актёрской техники, который включает в себя приёмы и методы, разработанные для всех, кто хочет достичь мастерства в общении.
Константин Сергеевич Станиславский, основатель новой школы актёрского искусства, разработал систему, которая позволяет обучить актёрскому мастерству даже тех, кто не обладает выдающимися талантами. Он утверждал, что существуют определённые приёмы актёрского ремесла, которые помогут создать любой образ. Этими приёмами Станиславский охотно делился со своими учениками.
Однако одного ремесленничества недостаточно. Без подлинного переживания роли актёр превращается в хорошо отлаженный механизм, но не вызывает у зрителя сопереживания. Станиславский глубоко разработал вопросы сценической теории, метода и артистической техники, которые в совокупности представляют собой целостное материалистическое учение об актёрском творчестве. Цель учения — помочь актёру воплотить на сцене «жизнь человеческого духа» роли через живые и художественно правдивые образы. Для достижения этой цели были найдены средства её практического осуществления и создана театральная педагогика [Утепова, 2014].