Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Современное состояние детско-юношеского спорта в Российской Федерации 6
1.2. Современные проблемы детско-юношеского спорта в России 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ СПОРТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА 17
2.1. Общая характеристика спортивных моделей 17
2.2. Нейросетевое моделирование детско-юношеского спорта Российской Федерации 18
2.3. Гуманистическая модель детско-юношеского спорта 21
2.4. Психологическая модель подготовки в детско-юношеском спорте 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Фрагмент для ознакомления
2
Искусственная нейросеть (нейронная сеть или нейросеть) - это программа, которая повторяет модель человеческих нейронных связей. На их основе создают обучаемые программы, которые можно научить распознавать или генерировать контент. Другими словами, нейросеть - это не явление, а способ «тренировки» компьютера, используемый при машинном обучении. Машинное обучение (ML) - это подраздел искусственного интеллекта, который использует техники для обучения компьютерных систем выполнять задачи. То есть, мы обучаем машину, как распознавать определенные шаблоны или вести себя определенным образом, на основе представленных данных.
Одной из основной сферы деятельности спортивного тренера является аналитика, как команды, так и отдельных игроков. Анализ данных после соревнований или тренировок важен как в командных, так и индивидуальных видах спорта. Так, при тренировке целой группы спортсменов тренеру необходимо проводить мониторинг каждого участника команды, что весьма непростая задача. Благодаря нейросетям, можно провести анализ совокупной работы команды, с детальными показателями каждого из её членов.
Например, в баскетбольной команде, в основной состав которой входит пять человек, на каждого из спортсменов во время тренировки можно закрепить специальный датчик, считывающий показатель игрока и его местоположение на поле. По окончании тренировки данные с датчика могут показать:
1. индивидуальные показатели каждого из спортсменов;
2.средние показатели на команду;
3. индивидуальную траекторию перемещения игроков по площадке;
4. точное количество бросков и прыжков спортсменов.
И это лишь некоторые из показателей, которые могут быть сняты с тренирующихся.
Однако, для чего тогда здесь нейросеть.Описанный выше способ сбора данных при тренировке позволяет собрать статистическую базу о команде спортсменов. Далее эти данные должны быть подвергнуты анализу тренерами, чтобы выявить некоторые закономерности и разработать наилучшие стратегии тренировок, как для конкретной команды, так и для развития рядовых спортсменов. После данного этапа обработанные
Среди нейронных сетей отметим нейронные сети, обучаемые без учителя и рассмотренные в работах [8; 28], которые используются для решения задач кластеризации многомерных данных, а также визуализации и снижения их людьми.
Данные отправляются в скрытый слой нейросети, в котором она моделирует бесчисленное множество тактик игры команды. На основе проведенных вычислений нейросеть создает «базу рекомендаций» для тренировки спортсменов с подробной аналитикой.
Таким образом, тренера получают инструмент, для более точного анализа тренировок спортсменов. Нейросеть выступает в качестве механизма, который, во-первых, на основе данных, полученных на прошлых тренировках, даёт рекомендации во время текущей тренировки, во-вторых, моделирует тренировки на основе реальных показателей и высчитывает наиболее эффективные стратегии для команды
. Данный метод, безусловно, необходимо протестировать на практике, так как существуют следующие риски:
1. получение неверных метрик с датчиков, установленных на спортсменах;
2. ошибочные выходные данные, которые предоставит нейросеть из-за неверных метрик;
3. возникновение ошибок в ПО.
Однако, у данной методики есть и перспективные плюсы:
1. при помощи точечного анализа, можно повысить эффективность каждой тренировки;
2. при помощи нейросети проще обработать большой объём данных о цикле тренировок и отдельных его элементов;
3. так как мы работаем со всеми типами данных (входными – метрики спортсменов, скрытым слоем данных – данные о прошлых тренировках, выходными – советы и отчёты нейросети), можно чётко контролировать динамику развития каждого спортсмена;
4. благодаря такому походу к тренировкам, можно выявлять как скрытый потенциал у отдельных игроков, так и незаметные, при обычной тренировке, проблемы фаворитов команды
В современном мире физическая культура и спорт [11], культивируя здоровый образ жизни граждан, выполняют не только здравоохранительную, но и правоохранительную, образовательную и оборонную функции, что отражено в работах [12–15].
Это способствует росту экономического потенциала государства [16] и усиливает его обороноспособность.
В связи с этим более весомым становится значение физической культуры и спорта в укреплении здоровья и воспитании детей, подростков и молодежи с целью повышения продолжительности жизни и ее качества, а также профилактики правонарушений, формируя образ и стиль жизни подрастающего поколения.
Обучение такого класса нейронных сетей осуществляется различными алгоритмами: алгоритмом на основе соревновательного обучения без учителя [28; 31], алгоритмом нейронного газа [32] и др.
Данные алгоритмы делают возможной визуализацию нелинейного многомерного входного пространства данных путем проецирования с сохранением топологии в нейроны выходного слоя, которые чаще всего формируют двумерную решетку. Выходной слой нейронов носит название топологической карты. К такому классу нейронных сетей принадлежат самоорганизующиеся карты (СОК) Кохонена, описанные в работах [25].
Следует отметить, что для осуществления нейросетевых концепций имеются специализированные программные продукты, которые описаны в работах [36; 3
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный Закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О физической культуре и спорте Российской Федерации».
3. Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/files/BzNG3 VRui0oPR1XemJK buIZ6UeXTwTD2.pdf (дата обращения04.02.2025).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 3894-р от 28 декабря 2021 г.
Научные источники
5. Алешин, И.Н., Слинкина Н.Е., Самойлова Е.Л. Неопределенность и нелинейность в спортивной подготовке: направления, формы проявления и реализация // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58 (3). – С. 33–40.
6. Анализ состояния медико-биологического обеспечения подготовки спортивного резерва / Вырупаев В.К. [и др.] // Наука и спорт: Современные тенденции. – 2018. – № 3 (20). – С. 47–52.
7. Багадирова, С. К. Указ. Соч.
8. Бабичев, И. В., Жихарева О. И. Психологическая подготовка теннисистов: учебно-методическое пособие. – Казань: Олитех, 2017. – 88 с.
9. Бабичев, И. В., Лапин А. Ю., Поляев Б. А., Жихарева О. И. Особенности психологического консультирования в спорте // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2017. – № 4 (142). – С. 49–53.
10. Влияние спорта на детей и подростков // ФБУЗ "Центр гигиенического образования населения Роспотребнадзора" URL: https://cgon.rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения: 5.02.2025).
11. Винокурова, У.А. Международные спортивные игры «Дети Азии» как социокультурный проект Республики Саха (Якутия)/У.А. Винокурова, Ю.И. Жегусов, А.Е. Местникова и др.//Теория и практика физ. культуры. -2017. -№ 3. -С. 94-96.
12. Гахария, Т. Н. Цифровые технологии в спорте: состояние и перспективы / Т. Н. Гахария // Техническое обеспечение спортивной деятельности: материалы V Международной научнотехнической конференции: электронное издание. Минск: БНТУ, 2018. С. 9–13.
13. Глазова, В.В. Детско-юношеский спорт: гуманистическая модель соревновательной практики // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5. С. 52–57.
14. Двейрина, О.А. О концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации / О.А. Двейрина, Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. - № 9 (187). – С.77- 84.
15. Егоров, А.Г., Пегов В.А. Физическое развитие и спорт, проблемы гуманизации // Теория и практика физической культуры. 1994. № 3–4. С. 33–45.
16. Кривцун, В.П. Методические основы физкультурно-оздоровительных занятий: курс лекций/В.П. Кривцун. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2024.48 с.
17. Лексаков, А.В., Макеев П.В. Актуальные вопросы совершенствования системы непрерывного образования тренеров в детско-юношеском футболе // Актуальные проблемы развития современного футбола: теория и методики спортивных тренировок, менеджмент и маркетинг. – 2019. – С. 120–124.
18. Никитушкин, В.Г., Алхасов Д.С. Педагогический контроль в тренировке 13-16- летних спортсменов, специализирующихся в восточных видах единоборств // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 8 (162). – С.140–145.
19. О вреде ранней специализации в спорте // Инфоурок URL: https://infourok.ru/ (дата обращения: 5.02.2025).
20. Павлова, А.Н. проблемы системы детского-юношеского спорта в России и за рубежом /А.Н. Павлова //Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2021. №4. С. 56.
21. Поплавский, А. В. Современные проблемы кадрового обеспечения в системе российского спорта / А. В. Поплавский // СИЛА систем. - 2018. - № 2 (7). - С. 52-56.
22. Сейранов, С.Г. К вопросу о недостатках и противоречиях системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации / С.Г. Сейранов, Н.Ж. Булгакова, С.П. Евсеев, Т.Г. Фомиченко // Вестник спортивной науки. – 2020. - №6. – С. 29-37.
23. Сейранов, С.Г. О концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации / С.Г. Сейранов, Н.Ж. Булгакова, С.П. Евсеев // Вестник спортивной науки. – 2021. № 1.
24. Столяров, В.И. Фундаментальные методологические проблемы наук о физкультурно-спортивной деятельности и телесности человека. М. : РУСАЙН, 2021. 221 с.
25. Строшкова Н.Т., Строшков В.П. Проблемы организации контроля интегральной подготовленности в юношеском спорте // Место и роль физической культуры в современном обществе. – 2020. – С. 172–178.
26. Хайнеманн, К. Модели спорта: хрестоматия по социологии физической куль туры и спорта / Сост.: В.И. Столяров [и др.]. М. : Физическая культура, 2005. Ч. 1. С. 277–278.
27. Шлемова, А. А. Профессиональные заболевания спортсменов и их медицинские аспекты/ А.А. Шлемова, Л. М. Лукьянова// Наука-2020, 2020.- №8 (44).- С. 146-148
28. Рабинер, И. Тайны олимпийского золота. Исинбаева, Дементьева и другие / И. Рабинер.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2018. – 384 с.
29. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник [для тренеров]: в 2 кн. / В.Н. Платонов. - К.: Олимп. лит., 2015. - Кн. 2. - 2015. - 752 с.
30. Bukov, Y.A., Bukova, L.M., Garmasar, I.O., Andryushchenko, L.B. Combination of floor barre and abdominal breathing in preventing spine disorders in women. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury, 2020, 2020(10), стр. 70–72