Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация
В данной работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с принципами обучения русскому языку младших школьников. Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а так же поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы. Рассматриваются общедидактические и частнометодические принципы обучения на основе работ Ушинского, Федоренко, Коменского. Практическое исследование построено на сравнительном анализе двух УМК по русскому языку для младших школьников: Русский язык: К тайнам нашего языка, М.С. Соловейчик и Русский язык. В.П. Канакина. В заключении описаны полученные результаты проделанной работы, а так же даны некоторые рекомендации в отношении обучении русскому языку.
ВВЕДЕНИЕ
Современный подход к начальному образованию делает акцент на приобретении знаний наряду с целостным развитием личности. Современные образовательные приоритеты требуют более системного, качественного и творческого подхода к обучению и воспитанию детей с акцентом на углубленное изучение родного русского языка.
Система образования активно использует достижения фундаментальной науки. Образовательные теории интегрируются в единый процесс, основанный на дидактических принципах, что приводит к созданию новой парадигмы, стимулирующей конструктивные изменения в образовании и обществе.
Принцип служит основополагающим элементом в организации образовательного процесса. Он также организует деятельность учащихся. На основе дидактических принципов формируется начальная школа на уроках русского языка. Эти принципы определяют эффективную практику преподавания (например, принципы научной точности, наглядных пособий, индивидуального и дифференцированного обучения).
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что изучение принципов преподавания русского языка младшим школьникам имеет большое значение для совершенствования разработки учебных программ и педагогической практики. Понимая, как обучающиеся лучше всего овладевают языковыми навыками, педагоги могут разрабатывать более эффективные стратегии обучения.
Цель данного исследования: исследовать принципы обучения русскому язык.
Задачи данного исследования:
1) Исследовать общедидактические принципы обучения.
2) Исследовать принципы обучения русскому языку.
3) Исследовать психолого-педагогические особенности младших школьников.
4) Проанализировать УМК по русскому языка для младших школьников.
Объект исследования: принципы обучения.
Предмет исследования: принципы обучения русскому языку младших школьников.
В работе использовались такие методы исследования как анализ, синтез, сравнение, практические методы.
Методологической и теоретической базой послужили существующие исследования и теории, связанные с принципами обучения русскому языку, а также конкретно в преподавании русского языка: Ушинский, К. Д., Ян Коменский, Срезневский И. И., Львов М. Р., Федоренко Л. П.
Структура работы определена задачами исследования, логикой раскрытия темы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Научная новизна данного исследования заключается во внесении нового вклада в область обучения русскому языку.
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Общедидактические принципы обучения
Принцип (нем. Prinzip < фр. principe < лат. prīncipium основа, начало). В современном русском языке слово «принцип» имеет следующие значения:
1) основное исходное положение какой-либо теории, научной системы, учения, политического устройства, руководящее положение, установка в какой-либо деятельности. Принципы обучения русскому языку. Принципы механики;
2) внутренняя убежденность в чем-либо, норма или правило поведения, свой взгляд на вещи. Не изменять своим принципам.
Изначально значения слова не разделялись (активное употребление слова началось во времена Петра I), что и зафиксировано в «Словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка» Чудинова А. Н. в 1910 г.: «Принцип — (от лат. princeps первый, знатнейший) первоначальная причина, начало, основное понятие, научное или нравственное начало, правило, от которого не отступают».
Принципы обучения представляют собой систему основных дидактических требований, регулирующих учебный процесс, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное развитие образования и достижение заявленных целей обучения [3].
Принципы обучения также понимаются как основополагающие идеи, постулаты и теоретические основы, на которых основывается выбор методов обучения, техник игры и других учебных ресурсов. Эти принципы отражают потребности общества и развиваются в соответствии с целями национальной политики в области образования.
Педагог Ян Коменский был одним из первых, кто сформулировал принципы обучения, особенно в своей “Великой дидактике”. Эти принципы, которые служат основополагающими для всего педагогического процесса, включали в себя такие правила, как движение от близкого к дальнему и от конкретного к абстрактному. Более поздние педагоги, такие как Жан-Жак Руссо с его “принципом соответствия природе” и Иоганн Генрих Песталоцци, который подчеркивал “принцип визуального обучения”, развили теоретическую основу этих принципов.
Существует два основных вида принципов преподавания: общедидактические принципы, применимые ко всем предметам, и частнометодические принципы, применимые только к преподаванию русского языка. Эти специфические принципы также иногда называют “предметными” или “методологическими” принципами. Общие принципы включают в себя такие вещи, как: научная точность, преподавание в правильном порядке, организованность, связь новой информации с тем, что учащиеся уже знают, связь теории с реальной практикой, обеспечение понимания учащимися, активное вовлечение учащихся, доступность материала, адаптация преподавания к индивидуальным потребностям учащихся. обеспечение того, чтобы учащиеся запоминали то, что они изучают, и использование наглядных материалов. Так, например, К. Д. Ушинский выделил ряд принципов, используемых в современной дидактике [11].
1. Систематичность, доступность обучения.
2. Сознательность и активность обучения.
3. Прочность знаний.
4. Наглядность обучения.
5. Народность обучения.
6. Воспитывающий характер обучения.
7. Научность обучения.
Принцип научной точности означает, что при обучении языку следует избегать неверных или устаревших идей. Вместо этого учителя должны использовать надежную и достоверную информацию. Это может быть непросто, потому что сегодня в лингвистике существует много разных мнений, особенно о том, как образуются слова (морфемика) и как структурируются предложения (синтаксис). Вот почему важно тщательно выбрать надежный лингвистический подход, который хорошо подходит для преподавания на определенном уровне, и убедиться, что курс хорошо организован и последователен. Курс должен иметь четкую логическую цепочку, избегать противоречий и помогать студентам приобретать как знания, так и практические навыки.
Принцип взаимосвязанности внутри курса диктует, что каждый последующий раздел основывается на совокупности знаний, полученных студентами в предыдущих разделах.
Преемственность и перспективность в настоящее время являются важными и обсуждаемыми принципами в педагогике. Очевидно, что последующие разделы учебной программы должны основываться на предварительных знаниях. Однако также важно учитывать, что школьная программа должна обеспечивать адекватную основу для последующего обучения на университетском уровне. В то время как единая (и обязательная) учебная программа ранее вызывала критику из-за расхождений между теорией и терминологией школьных и университетских курсов русского языка, в нынешних условиях признается, что стандартная школьная программа не предназначена непосредственно для использования в качестве довузовского курса. В настоящее время эту функцию в основном берут на себя специализированные школы, такие как гимназии и лицеи, которые предлагают углубленное изучение предмета.
Преемственность также связана с гарантированностью достижения определенного уровня освоения содержания курса, позволяющего продолжить дальнейшее обучение.
Принципы развивающего обучения и осознанного участия в образовании требуют от учащихся активной и самостоятельной работы. При разработке учебной программы крайне важно использовать не только репродуктивные методы (применение имеющихся знаний с помощью типовых упражнений), но и продуктивные методы, при которых учащиеся активно приобретают новые знания, самостоятельно выполняя упражнения, дополняющие представленный материал. Вовлеченность студентов повышается за счет новизны учебного материала (даже во время ознакомления теоретический материал должен быть
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: учебники 1-4 классов. - М.: Баласс. – 2010.
2) Буслаев, Ф. И. Преподавание отечественного языка / Ф. И. Буслаев. – М., 1992 (1-е изд в 1844 г.)
3) Быстрова Е. А., Львова С. И., Капинос В. И., Разумовская М. М., Гостева Ю. Н., Цыбулько И. П. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. — М., 2004.
4) Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. / Ред. М. Н. Скаткин. — М., 1989.
5) Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников // Начальная школа полюс до и после. - 2005. - № 2. - С. 19
6) Курцева 3. И. Использование средств наглядности на уроках русского языка:
7) Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учебное пособие /М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. - М.: Academia, 2015. - 664 c.
8) Панов, М.В. Лингвистика и преподавание русского языка в школе (+ CD) / М.В.Панов. - М.: Фонд "Развития фундаментальных лингвистических исследований", 2014. - 272 c.
9) Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. М., 1985.
10) Ушинский, К. Д. Родное слово / К. Д. Ушинский // Пед. соч.: в 6 т. – М., 1989. – Т.
11) Ушинский, К. Д. О первоначальнм преподавании русского языка / К. Д. Ушинский // Пед. соч.: в 6 т. – М., 1989. – Т. 4
12) Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. — М., 1973.
13) Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб., 2001.