Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Старший дошкольный возраст — это важный этап в жизни ребёнка, когда происходят значительные изменения в его интеллектуальном развитии и формировании личности.
Исследователи, такие как В.Н. Шацкая, считают, что дети дошкольного возраста ещё не могут полностью оценить глубину и художественную ценность произведений искусства, но они способны многое запомнить.
Исследования отечественных авторов, таких как А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.А. Репина, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Е.Г. Ковальская и другие, убедительно доказывают, что суждения некоторых зарубежных авторов о недоступности восприятия художественных произведений для детей не соответствуют действительности. Они подчёркивают необходимость активного участия ребёнка в процессе восприятия произведений искусства, а также важность обучения его наблюдению и выделению выразительных средств.
Развитие речи ребёнка тесно связано с развитием его мышления. Проблема развития связной речи детей широко известна среди педагогов, специалистов и психологов.
Использование наглядных материалов, таких как картины, рисунки и схемы, способствует развитию речи детей дошкольного возраста. Занятия с использованием картин занимают важное место в методике развития речи детей.
При восприятии художественного образа произведения происходит его осмысление и обогащение словарного запаса новыми словами и литературными выражениями.
Монологическая речь более сложна, чем диалогическая, так как требует от ребёнка умения подробно описывать события и использовать более распространённые предложения.
Исследования Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, О.И. Соловьёвой и других учёных показывают, что умение связно говорить развивается только при целенаправленном руководстве педагога и систематическом обучении на занятиях.
Благодаря контакту с изобразительным искусством ребёнок может передавать свои впечатления и ощущения.
В дошкольных образовательных учреждениях не уделяется достаточного внимания обучению детей составлению описательных рассказов по статичным картинам. Однако психолого-педагогические исследования доказывают, что детям дошкольного возраста доступно понимание изобразительного искусства, в частности пейзажной живописи, её содержательных аспектов и средств выразительности при целенаправленном обучении.
Всё это определяет актуальность выбранной темы исследования, поскольку восприятие пейзажной живописи может способствовать развитию описательной связной речи и образного мышления у детей, а также развитию эстетического восприятия.
Объект исследования — процесс развития составления описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — возможности использования пейзажных картин в обучении состоянию описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования — изучение возможностей использования пейзажных картин в обучении состоянию описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие «описательный рассказ» в современной лингвистике и методике развития детской речи.
2. Определить особенности составления описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть методику составления описательных рассказов по картине детей старшего дошкольного возраст.
4. Провести анализ содержания Федеральной образовательной программы.
5. Выявить роль изобразительного искусства в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: считаем, что занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по пейзажным картинам — это действенный способ развития у них навыков связной речи.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы состоит из введения, главы, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы обучения составлению описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажных картин
1.1. Понятие «описательный рассказ» в современной лингвистике и методике развития детской речи
Описательный рассказ — это повествование, в котором подробно описываются особенности различных объектов. В таком тексте обычно используется большое количество определений, уточнений и образных выражений.
Описательный рассказ — это один из видов связной речи. Ольга Алексеевна Нечаева даёт чёткое определение описания: «Описание — это монологическое сообщение, в котором перечисляются признаки предмета в широком смысле слова, и которое имеет определённую структуру, обусловленную языковыми средствами» [12].
Описание имеет свою структуру и композицию. В начале рассказа называется предмет или даётся краткое содержание картины, затем в порядке обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей, а в конце говорится о назначении предмета или о действиях с ним.
Описание трудового процесса опирается на его последовательность (как я делаю лодочку, стирка и т. п.).
Существуют два типа описательных рассказов: сравнительный и объяснительный. В детском саду детей учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сравнении их однозначных признаков (например, сначала по величине, затем по цвету, материалу, деталям, форме).
Полезны также объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом называемых действий. Объяснить что-то другому человеку — значит подвести его в определённой последовательности к пониманию главных связей и отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается. Например, ребёнок может объяснить товарищу, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в какую-либо игру.
Анализируя лингвистическую характеристику описания, данную О.А. Нечаевой, можно выделить ряд особенностей описания, которые отличают его от других типов монолога [12].
Во-первых, описание всегда имеет объект речи, который обычно называется в начале рассказа. В загадке объект подразумевается, а не называется, и его называет отгадавший, ориентируясь на перечисленные признаки.
Во-вторых, объектом описания могут быть предметы окружающего мира, игрушки, явления живой и неживой природы, люди, животные, помещения, их внутреннее убранство, ландшафты и т. д., а также их изображения (картины, фотографии).
В-третьих, описание выполняет специфические функции, которые заключаются либо в перечислении внешних признаков объектов (жанры описания — портрет, интерьер, пейзаж), либо в перечислении внутренних признаков объектов: качеств человека, особенностей его поведения, свойств материала, признаков сезона, повадок и мест обитания животных и т. д. (жанр описания — характеристика).
В-четвёртых, для описания характерна статичность, выражающаяся в едином временном плане. Признаки объекта описания наблюдались или наблюдаются в определённый момент, поэтому в описании обычно используются глаголы одного времени, смешение времён не допускается. Нередко описание сравнивают с фотографией предметов, явлений, запечатлённых в определённый момент времени [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательство центр «Академия», 2002. — 400с.
2. Белошистая, А.В. Волшебные краски. 3 - 5 лет: Пособие для занятий с детьми. / Белошистая А.В., Жукова О.Г. – М.: Аркти, 2013. - 32 с.
3. Гербова, Валентина Викторовна. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада : планы занятий / В. В. Гербова. — Москва : Мозаика-Синтез, 2011. — 129, с.
4. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5–6 лет: метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М. : Просвещение, 2006. — 206 с.
5. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с.
6. Зрожевская, А. А. Формирование связной описательной речи в средней группе детского сада : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. — Москва, 1986. — 151 с.
7. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. / Комарова Т.С. - М., 2008. - 158 с.
8. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство „Детство-Пресс“», 2019. — 352 с.
9. Конина, М. М. Некоторые вопросы обучения детей 3–5 лет грамматически правильной речи // Дошкольное воспитание. — 2008. — №11. — С. 28–31.
10. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — М.: «СМЫСЛ», 2000. — 504 с.
11. Мурашковска, И. Н. Картинка без запинки : методика рассказа по картинке (для воспитателей, учителей и родителей) / И. Н. Мурашковска, Н. П. Валюмс. — Санкт-Петербург : Изд-во ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
12. Нечаева, О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). — Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1974. — 261 с.
13. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений: В 6 т. / И. П. Павлов; Акад. наук СССР. — Изд. 2-е, доп. — Москва; Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР, 1951–1952.
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
15. Смирнов, А. А. Психология запоминания / А. А. Смирнов ; Академия педагогических наук РСФСР. Институт психологии. — М. ; Л. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948. — 328 с.
16. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : пособие для воспитателей детского сада / Е. И. Тихеева ; под редакцией Ф. А. Сохина. — 5-е издание, исправленное — Москва : Просвещение, 1981. — 159 с.
17. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. обр. учреждений [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: Владос, 2004. — 288с.
18. Ушакова, О. С. Развитие речи : методические рекомендации к программе «Мир открытий», игры и конспекты занятий : старшая группа детского сада / О. С. Ушакова, [Артюхова И. С.]. — Москва : БИНОМ. Лаб. знаний, 2019. — 106, с.
19. Фаззалова, А. Л. Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста / А. Л. Фаззалова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 86-88.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. – № 1155. – М., – 2013.
21. Флёрина, Е. А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях : Пособие для высш. педагог. учеб. заведений и педагог. техникумов : Допущено Наркомпросом РСФСР / Е. А. Флёрина. — Москва : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1934. — Обл., 96 с.