Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современном обществе проблема девиантного поведения приобретает все большую значимость, так как оно оказывает негативное влияние как на жизнь отдельного человека, так и на общество в целом. Девиантное поведение, проявляющееся в различных формах (алкоголизм, наркомания, агрессия, суицидальные наклонности и др.), часто связано с особенностями личности, среди которых важное место занимают акцентуации характера. Акцентуации, являясь крайними вариантами нормы, могут создавать предпосылки для развития отклоняющегося поведения, особенно в условиях стресса или неблагоприятной социальной среды. Изучение взаимосвязи акцентуаций характера и девиантного поведения позволяет не только глубже понять природу отклонений, но и разработать эффективные методы профилактики и коррекции. Это делает тему исследования особенно актуальной в контексте современной психологии и педагогики.
Объектом исследования является девиантное поведение личности как психологический и социальный феномен.
Предметом исследования выступает взаимосвязь акцентуаций характера и склонности к девиантному поведению личности.
Целью данной работы является изучение влияния акцентуаций характера на склонность личности к девиантному поведению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1Провести теоретический анализ понятий "акцентуации характера" и "девиантное поведение".
2Исследовать основные типы акцентуаций характера и их особенности.
3Проанализировать взаимосвязь между акцентуациями характера и различными формами девиантного поведения.
4Выявить, какие типы акцентуаций наиболее предрасположены к девиантному поведению.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что определенные типы акцентуаций характера (например, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый) являются факторами риска для развития девиантного поведения, так как их особенности (импульсивность, склонность к агрессии, зависимость от мнения окружающих и др.) способствуют нарушению социальных норм и правил.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов для разработки программ профилактики и коррекции девиантного поведения, особенно среди подростков и молодежи. Понимание взаимосвязи акцентуаций характера и девиантного поведения позволит психологам, педагогам и социальным работникам более эффективно выявлять группы риска и оказывать своевременную помощь. Результаты исследования могут быть применены в образовательных учреждениях, центрах психологической помощи и реабилитационных программах.
Структура работы
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.Введение – обоснование актуальности темы, формулировка цели, задач, гипотезы, а также описание практической значимости работы.
2.Глава 1. Теоретические основы изучения акцентуаций характера и девиантного поведения – анализ понятий, классификаций и подходов к изучению акцентуаций и девиантного поведения.
3.Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи акцентуаций характера и девиантного поведения – исследование влияния различных типов акцентуаций на склонность к девиантному поведению.
4.Заключение – подведение итогов исследования, формулировка выводов и перспектив дальнейшего изучения темы.
5.Список литературы – перечень использованных источников.
Таким образом, данная работа направлена на углубление понимания взаимосвязи акцентуаций характера и девиантного поведения, что имеет важное значение для теории и практики психологии.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты характера и его акцентуаций в истории психологии
1.1. История исследования характера и акцентуаций
Проблема характера занимает видное место в психологии, начиная с древности, когда Теофраст, которого с полным основанием можно считать пионером в постановке данной проблемы, написал свою знаменитую по резонансу в науке книгу “Характеры”.
В XVIII в. развернулась интересная полемика о происхождении характера между К. Гельвецией и Д. Дидро. Особое внимание психологии характера уделялось в XIX в. Достаточно указать на работы английских ученых Дж. Ст. Милля, Гальтона, Бэна, французских исследователей Пере, Фулье, Рибо, Полана, Малапера, занимавшихся по преимуществу типологией характера, монографии немецких ученых В. Штерна, Э. Кречмера, Гофмана, Эвальда, Клягеса [4].
Как особая область психологических исследований учение о характере получило развитие главным образом в зарубежной психологии первой половины XX в. Большой вклад в изучение характера внесли Л. Клагес, Э. Кречмера, У. Шелдон, З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер, Г. Олпорт и др.
В отечественной психологии исследованием характера занимались Н. О. Лосский, П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский, А. П. Нечаев, В. И. Страхов, Б. Г. Ананьев, Н. Д. Левитов и другие.
В психологии понятие характер (от греч. charakter -”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
В настоящее время существует два подхода к пониманию характера. В русле первого подхода под характером понимается совокупность фиксированных, устойчивых способов действий (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев) [3].
В рамках второго характер рассматривается как практическое выражение направленности личности (С.Л. Рубинштейн, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, В. Д. Шадриков, Б.А. Сосновский), что подчеркивает наличие связи характера и мотивации. Данная связь отражена в работах С. Л. Рубинштейна, по мнению которого, ключевым является вопрос о том, как ситуативный мотив превращается в то устойчивое, что характеризует саму личность человек.
В психологической литературе можно найти множество определений характера.
В. Н. Мясищев определяет характер как «структурную интеграцию отношений» (имеется в виду характерная для индивидуума структура личности). Личность характеризуется направленностью, уровнем развития, структурой, динамикой темперамента. Таким образом, направленность –вектор, а характер –соотношение мотивов и отношений вообще.
Н. Д. Левитов определяет характер как психический склад личности, выраженный в ее направленности и воли. Основное –направленность, которая определяет деятельность, воля подкрепляет ее.
Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной характерологии можно выделить три направления:
1) конституционно-биологическое (связано с именем Э. Кречмера: характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);
2) психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т.д.: характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека);
3) идеологическое (психоэтическая теория Робека: характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд: характер определяется социальным положением человека и т.д.) [30].
Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.
Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, от чего зависят мотивы его поступков и цели его действий.
Выступая как прижизненное образование человека, характер, определяется и формируется в течение всей жизни человека. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.).
В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив [5].
Черт характера чрезвычайно велико, каждая из черт имеет разную качественную степень выраженности. Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера.
Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард (K.. Leonhard) для разграничения патологических аномалий характера от крайних вариантов нормы. В работах К. Леонгарда используется как сочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера». Хотя все-таки главным у него является понятие «акцентуация личности». Им же разработана и описана известная классификация акцентуаций личности. Сама классификация К. Леонгарда - есть классификация акцентуированных личностей [29].
В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором А. Е. Личко.
А. Е. Личко пишет, что термин «акцентуированная личность» из всех ранее предложенных является более удачным, так как «подчеркивает, что речь идет именно о крайних вариантах нормы, а не о зачатках патологии и что эта крайность сказывается в усилении, акцентуации отдельных черт» [8]. Однако далее добавляет, что «правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера» [8], ведь личность - понятие более широкое, которое включает в себя интеллект, способности, мировоззрение и т. п., характер же считается базисом личности. Он формируется в подростковом возрасте, личность – уже при взрослении.
Одной из распространенных практических ошибок является трактовка акцентуации как установленной патологии. Однако уже в работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированные люди не являются не нормальными. В противном случае
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1Александров, А. А. Нарушение поведения подростков как один из критериев оценки степени психопатизации / А. А. Александров. // Патологические нарушения поведения подростков. – Л., 1973. – С. 37–48.
2Ананьев, Б. Г. Проблема формирования характера/ Ананьев Б. Г. // Избранные психологические труды. –М.: Педагогика, 1980.
3Батаршев, А. В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А. В. Батаршев. – Москва.: Психотерапия, 2006.
– 288 с.
4Беккер, Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избран. труды по экономич. теории / Г. Беккер. – М., 2003. – 178 с.
5Беличева, С. А. Основы превентивной психологии. / С. А. Беличева. – М.,1993.
6Беличева, С. А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков / С. А. Беличева. // Психол. журн. 1984. – Т. 5. – № 6. – С. 48 –54.
7Беличева, С. А. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер /
С. А. Беличева, В. М. Фокин. – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1992. – 77с.
8Выготский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л. С. Выготский. / Вопр. психологии. – 1972. – № 2. – С. 114 – 123.
9Ганнушкин, П. Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика / П. Б. Ганнушкин. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 166 с.
10Змановская, Е. В. Девиантология: (Пенхология отклоняющегося поведения). Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская .
– М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
11Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин.
– СПб: «Питер», 2011. – 703 с.
12Иванов, В. Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы»/
В. Н. Иванов.// Социально-политический журнал № 2, 1995г. – С. 129–146.
13Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера при участин «Орайт–М», 2001.
– 160 с.
14Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебн. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – М., 2004. – С. 141–154.
15Кондаков, И. М. Психология. Иллюстрированный словарь /
И. М. Кондаков. – СПб.: «Прайм–ЕВРОЗНАК», 2003. – 512 с.
16Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов на Дону: Изд–во «Феникс», 2000. – 544 с.
17Личко, А. Е. Подростковая психиатрия / А. Е. Личко. – Л., Медицина, 1979. – 336 с.
18 Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков : монография / А. Е. Личко. – Издание 2–е, дополненное и переработанное. – Л., : Медицина, 1983. – 256 с.
19Майсак, Н. В. Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением: монография / Н. В. Майсак. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – 167 с.
20Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделеевич – Москва, «МЕДпресс», 2001. – 427 с.
21Мертон, Р. К. Социальная теория и социальная структура /
Р. К. Мертон – М.: АСТ, 2006. – 873 с.
22Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов
– М.: Наука, 1986. – 256 с.
23Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология / Л. Пожар. – М.: Институт практической психологии, 1996.
24Санин, M. П. Анатомия человека / M. П Санин. Г. Л. Билич – Издание 2-е, дополненное и переработанное. М., 1999. – 256 с.
25Слободская, Е. Р. Развитие ребенка: индивидуальность и приспособление / Е. Р. Слободская – Новосибирск, 2004. – 416 с.
26Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. – М.: Юрид. лит., 1989. – 120 с.
27Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков / Д. И. Фельдштейн. – М.: Педагогика, 1982. – 222 с.
28 Филонов, Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения /Л. Б. Филонов. // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. – М., 1979. – 128с.
29 Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов / Н. И. Шлык – Ижевск: Удмуртский университет, 2009. – 259 с.
30Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин. // Вопр. психологии. – 1971. – №4. – С 6–20.