Фрагмент для ознакомления
2
Государство как субъект, формирующий общие условия ведения бизнеса, обладает мощным инструментарием таможенного регулирования для стимулирования инновационных и инвестиционных процессов и поддержки структурных изменений в экономике в необходимом направлении. Благодаря эффективному таможенному регулированию международный обмен позволяет государству увеличивать ВВП в большем размере, чем это возможно исключительно на национальной репродуктивной основе, переводить национальную экономику на инновационный путь развития и углублять участие государства в мирных отношениях в соответствии с целями внешнеторговой политики. Однако таможенное регулирование затрагивает как национальные интересы, так и интересы торговых партнеров государства, и поэтому оно всегда готово к компромиссу. В первую очередь это касается основного инструмента внешнеторговой политики – таможенного и таможенного регулирования внешней торговли, реализация которого напрямую связана с характером торгово-экономических и политических межгосударственных отношений.
Актуальность исследования заключается в том, что современные глобализационные процессы во всем мире привели к значительным изменениям функций, структур и термина «рынок», и поэтому требуют дальнейших исследований, которые определяют актуальность выбранной темы. Кроме того, актуальность курсовой работы обусловлена недостаточным изучением влияния различных факторов и характеристик, влияющих на структуру различных типов рынков.
Сегодня глобализация оказывает огромное влияние на нашу страну, а также на страны вокруг нас и их экономику. Многие страны сейчас работают вместе, поддерживают отношения на уровне мировой экономики и взаимодействуют друг с другом. Таким образом, финансовые трудности страны могут вызвать глобальный кризис. Мы видим, как страны взаимосвязаны и насколько важен качественный анализ валютной системы. Крайне необходимым условием функционирования рынка является взаимопонимание между предпринимателями, бухгалтерами и другими специалистами из разных стран. Денежная система необходима для регулирования денежных отношений. Они представляют собой совокупность организаций, правил, обычаев, договоренностей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между странами; то есть платежи, которые сопровождают международные экономические операции.
Актуальность данного исследования связана с тем, что в настоящем этапе мирового развития, учитывая сложившуюся внешнюю ситуацию, которая осложняет участие РФ в международных торгах, особое значение приобретает укрепление и повышение позиций отечественных производителей на международных рынках страны. Приоритетная задача органов государственной власти в таких сложных условиях - разработка эффективного управления экспортом. Чтобы увеличить долю продукции экспортеров России на мировом рынке, укрепить свои международные конкурентные позиции, необходимо выяснить конкурентоспособные сектора экономики России. При этом для решения этой задачи необходимо обратить внимание на опыт ведущих мировых экспортеров и определить возможности ее применения в России. В связи с современным состоянием национальной системы обеспечения экспорта и новыми вызовами глобальной конкурентной конкуренции поиск оптимальных структур мер стимулирования экспортеров российского экспорта является не только научным, а практическим.
Перемещение через таможенную границу минерального сырья, подпадающего под ограничение в виде лицензирования, актуально. Экспорт такого сырья осуществляется на основании лицензий, которые выдают уполномоченные государственные органы государства — члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель. В Российской Федерации уполномоченным органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Для оформления лицензии заявитель представляет документы, удостоверяющие законность добычи и владения товаром, а также иные документы, предусмотренные законодательством государства — члена Таможенного союза. Вывоз минерального сырья физическими лицами для личного пользования запрещён.
Кроме того, с 1 декабря 2024 года по 31 мая 2025 года включительно действует количественное ограничение на вывоз за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, минеральных удобрений
Сегодня лицензирование в рамках мирового хозяйствования становится фактором увеличения поступления прибыли в государство, экономической сферы расходов в народном хозяйствовании и роста скорости научного и технического прогресса.
Лицензирование дает возможность видоизменить сотрудничество между государствами и из формы обычного обмена продукцией претворить в форму обмена услугами, общего решения технических экономических задач, сотрудничество в научной сфере и производстве, а также других видах хозяйствования, среди которых организация совместных компаний. Лицензирование способствует переносу спроса на продукты и услуги с всемирного рынка в рамки национального рынка определенной страны. В этой связи возникает необходимость роста производственных мощностей, что обуславливает рост таких отраслей, как промышленность, сельское хозяйство, торговля, финансовые организации и сфера услуг. При стремительном развитии внутреннего рынка возникает превышение продолжения над спросом, поэтому развивается внешняя торговля, удешевляется капитал, производство и обращение становятся менее затратными.
Целью работы является анализ особенностей перемещения через таможенную границу минерального сырья, подпадающего под ограничение в виде лицензирования.
Задачи для достижения цели:
рассмотреть понятие, классификацию и место в товарной номенклатуре ВЭД минерального сырья, подпадающего под ограничение в виде лицензирования: понятие, классификация и место в товарной номенклатуре ВЭД;
описать порядок перемещения через таможенную границу минерального сырья, подпадающего под ограничение в виде лицензирования;
проанализировать оборот перемещения через таможенную границу минерального сырья, подпадающего под ограничение в виде лицензирования;
осуществить разработку рекомендаций по совершенствованию практики выявления и пресечения нарушений в отношении минерального сырья, подпадающего под ограничение в виде лицензирования.
Объектом исследования является процедура перемещения через таможенную границу минерального сырья, подпадающего под ограничение в виде лицензирования.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие порядок перемещения через таможенную границу минерального сырья, подпадающего под ограничение в виде лицензирования.
Методологическая основа исследования представляет собой общенаучный диалектический метод познания социальных явлений, процессов, общественных отношений, правовых норм, связанных с регулированием таможенной процедуры экспорта. Также в процессе исследования применялись такие методы, как: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-правовой, логический.
Теоретическую основу работы составляют научные труды и материалы периодической печати, посвященные теме исследования, в частности, использованы работы таких авторов, как: Иванова В.Ю. 12, Колумбекова Т.Е. 15, Матвеева Т. А. 17, Лодыженский К. 18 и др.
Структурно работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух разделов разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка. Во введении определена актуальность темы исследования, сформулирована ее цели и задачи, дана характеристика объекта и предмета выпускной квалификационной работы, а также приведены методологическая и теоретическая основы исследования. В первой главе рассмотрены организационно-правовые основы перемещения через таможенную границу минерального сырья, подпадающего под ограничение в виде лицензирования. Во второй главе проанализирована практика перемещения через таможенную минерального сырья, подпадающего под ограничение в виде лицензирования. Заключение содержит обобщающие выводы, сделанные по результатам проведенного исследования. Библиографический список представлен перечнем источников, используемых автором в процессе написания курсовой работы.
Сущность минерального сырья заключается в полезных ископаемых, которые используются в производственной сфере. Минеральное сырьё добывают из недр для непосредственного использования или последующей переработки. Оно играет важную роль в народном хозяйстве, особенно в промышленности.
Минеральное сырьё – это товарная продукция горного производства, представляющая собой полезные ископаемые, добытые из недр для непосредственного использования или последующей переработки. Минеральное сырьё, подпадающее под ограничение в виде лицензирования, – это виды минерального сырья, перемещение которых через таможенную границу ограничено и допускается только на основании лицензии. В Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на согласование заявлений о выдаче лицензий и оформление других разрешительных документов на вывоз минерального сырья в торговле с третьими странами является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Для отнесения к минеральному сырью вещество должно удовлетворять требованиям промышленности к качеству сырья, устанавливаемым для каждого вида сырья. Лицензирование минерального сырья осуществляется в соответствии с Законом РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года №2395-1 3. Лицензия удостоверяет право владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока, при соблюдении заранее оговорённых требований и условий. Предоставление лицензий осуществляется в основном посредством проведения аукционов (торгов), на которых побеждает заявитель, предложивший наибольшую оплату за пользование недрами, либо конкурсов. Победителем конкурса признаётся тот, кто отвечает условиям конкурса и доказал возможность их выполнения. Для получения лицензии необходимо собрать документы и заполнить заявку. К ней нужно приложить информацию по экспертизе ископаемых или участка, возможности его использования, проект с денежными расчётами и указанием подрядчиков.
Минеральное сырьё играет важную роль во внешнеэкономической деятельности. Экспорт минерального сырья возникает, когда одна страна имеет значительные запасы полезных ископаемых (страна-экспортер), а другая не имеет их или располагает незначительным количеством (страна-импортер). Например, к активным экспортёрам минерального сырья относятся Канада, Австралия, Южно-Африканская Республика и Россия. Импорт минерального сырья осуществляется странами, которые не имеют запасов полезных ископаемых в достаточном количестве, удовлетворяющем потребности по ассортименту и объёму. Также импорт предпочитают страны, которые предпочитают этот источник обеспечения по экономическим, экологическим или политическим соображениям 11, с. 43.
При ввозе минерального сырья необходимо соблюдать определённые правила и нормы, например:
1. Лицензирование. В некоторых случаях для импорта отдельных видов минерального сырья требуется получение лицензии от государственных органов. Например, это касается редких металлов, драгоценных камней и других специфических ресурсов.
2. Экспортно-импортный контроль. Некоторые виды минерального сырья подлежат контролю, так как могут иметь стратегическое значение для экономики страны. Контроль включает проверку документов, подтверждающих происхождение товара, а также соблюдение международных соглашений о торговле сырьевыми ресурсами.
3. Санитарно-эпидемиологический надзор. При ввозе некоторых видов минерального сырья необходимо пройти процедуру санитарно-эпидемиологического контроля. Это особенно актуально для тех случаев, когда сырьё может представлять опасность для здоровья людей или окружающей среды.
4. Сертификация. Для ряда видов минерального сырья необходима сертификация соответствия требованиям безопасности и качества.
Также при ввозе минерального сырья могут взиматься НДС и акцизы, ставки налогов зависят от типа продукции и её назначения.
Виды минерального сырья, оборот которых подлежит лицензированию:
виды минерального сырья;
коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, кости ископаемых животных;
свинцовые отходы и лом, а также необработанный свинец, вывозимые с территории РФ.
Лицензирование распространяется на товары, неконтролируемый оборот которых может влиять на безопасность здоровья граждан, их культурную и частную жизнь, а также на безопасность окружающей среды. Например, по постановлению Правительства РФ от 04.02.2025 №103 «О лицензировании экспорта свинца необработанного, отходов и лома свинцовых» до 20 июня 2025 года лицензирование распространяется на свинцовые отходы и лом, а также необработанный свинец, вывозимые с территории РФ. Требования к оформлению лицензии при ввозе или вывозе товаров устанавливаются отдельными нормативными документами.
Виды минерального сырья, подпадающие под ограничение в виде лицензирования:
аметист;
берилл (группа);
бирюза голубая;
гранаты (группа);
жадеит благородный;
кварц-волосатик;
кунцит;
лазурит;
малахит;
нефрит;
опал;
родонит (орлец);
скаполит;
топаз;
турмалин (группа);
фенакит;
хризоберилл.
Минеральное сырьё в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) относится к разделу V «Минеральные продукты». В этом разделе есть следующие группы:
Группа 25. Соль, сера, земли и камень, штукатурные материалы, известь и цемент.
Группа 26. Руды, шлак и зола.
Группа 27. Минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, минеральные воски.
В группе 25 включаются сырые или промытые, раздробленные, размолотые, превращённые в порошок, просеянные, обогащённые путём флотации, магнитной сепарации или с использованием других механических или физических процессов продукты.
Код ТН ВЭД для некоторых видов минерального сырья, подпадающего под лицензирование: агат — 7103 10 000 0. Также для янтаря (кроме уникальных янтарных образований) в ТН ВЭД ЕАЭС используется код 2530 90 000 . Кроме того, для прочих минеральных веществ, в другом месте не поименованных или не включенных, в ТН ВЭД применяется код 2530 900009.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Евразийском экономическом союзе) // Официальный сайт Евразийского экономического союза. 12.04.2017. Ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2017 № 317-ФЗ.
2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
3. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
4. Анохина, О. Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза [Текст] / О.Г. Анохина. - М.: Проспект, КОДЕКС, 2022. - 448 c.
5. Анохина, О.Г. 110 вопросов и подробных ответов для подготовки к экзамену специалистов по таможенным операциям [Текст]: Учебное пособие / О.Г. Анохина. - М.: Проспект, 2020. - 402 c.
6. Арестова, Е. Н. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела [Текст]: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Арестова, Н. И. Крюкова, А. Г. Никольская. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 243 с.
7. Башлуева, М.И. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами РФ, как составная часть экономической безопасности страны [Текст]: Монография / М.И. Башлуева. - М.: КноРус, 2019. - 860 c.
8. Боков, К. И. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства в России в XIX – начале XX века [Текст] / К.И. Боков. - М.: Проспект, 2024. - 172 c.
9. Буваева, Н. Э. Международное таможенное право [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2023. — 298 с.
10. Досмырза, Д. Концептуальные перспективы развития таможенного администрирования [Текст] / Д. Досмырза. // Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. - 2024. - С. 37-44.
11. Зубач, А.В. Комментарий к законодательству о службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] / А.В. Зубач. - М.: Деловой двор, 2024. - 629 c.
12. Иванова, В.Ю. Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности [Текст] / В.Ю. Иванова. // Вестник Сибирского федерального университета. - №3. - 2023. - С. 11-13.
13. Игошин, Р.Е. Анализ доходной части бюджета РФ, формирующейся за счет таможенных пошлин [Текст] / Р.Е. Игошин // Экономика и менеджмент инновационных технологий. №6. - 2023. - С. 13-19.
14. Истомин, С. И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов [Текст] / С.И. Истомин. - М.: Деловой двор, 2023. - 280 c.
15. Колумбекова, Т.Е. Совершенствование системы уплаты таможенных платежей в современных условиях [Текст] / Т.Е. Колумбекова. // Terra Economics. - №3. - Т. 3. - 2022. - С. 89-93.
16. Курдюмов, С. Г. Таможенная хроника Юга Российского [Текст] / С.Г. Курдюмов, Е.М. Некрасов. - М.: ПапиРус, 2021. - 640 c.
17. Лодыженский, К. История русского таможенного тарифа [Текст] / К. Лодыженский. - М.: Социум, 2021. - 309 c.
18. Матвеева, Т. А. Таможенное право [Текст]: учебное пособие для вузов / Т. А. Матвеева. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 224 с.