Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ 5
1.1 Анализ понятия нетрадиционные методы изобразительной деятельности 5
1.2 Средства и способы реализации нетрадиционных методов изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет в условиях реализации ФГОС ДО 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ 13
2.1 Организационно-педагогические условия использования нетрадиционных методов изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет 13
2.2 Методические рекомендации по использованию нетрадиционных методов изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет (из опыта работы педагогов) 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
Фрагмент для ознакомления
2
Человек не рождается с заданными способностями. Учёные считают, что врожденными могут быть лишь задатки, которые составляют природную основу развития способностей. Развитие творческих способностей играет большую роль для развития и формирования субъекта в целом. Нетрадиционные методы изобразительной деятельности позволяют говорить об успешном развитии творческих способностей детей, начиная с дошкольного возраста.
Планомерная и упорядоченная работа с детьми в области изобразительной творческой деятельности проводилась всегда, в том числе и в традиционной образовательной модели. Чтобы установить сегодня субъект - субъектные отношения между воспитателями и воспитанниками, необходимо признать за ребёнком право на личное развитие [11].
Воспитанник сегодня с малых лет является субъектом собственной деятельности. Ребёнок имеет право на самостоятельность и на творческое проявление индивидуальности. Но для этого необходимо верить в силы и возможности ребёнка и доброжелательно к нему относиться.
С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.Д. Шадриков считали, что способности – это сложное, синтетическое образование, которое вырабатывается в процессе определенным образом организованной деятельности. По мнению Б.М. Теплова, способные дети – это дети, рано обнаруживающие склонности к тому или иному виду деятельности. Он указывал на то, что способности всегда являются результатом развития субъекта и существуют способности только в развитии и деятельности [5].
Исследователи Н.А Ветлугина, Б.М. Неменский, Е.М. Торшилова и др., в качестве основного звена художественных способностей отмечают эстетическое восприятие и эстетическое отношение к действительности. Н.А. Ветлугина выделила следующие элементы художественных способностей:
-художественное восприятие как способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства;
-лёгкое вхождение в воображаемую ситуацию и эмоциональный отклик на красоту;
- оценочное суждение – способность оценивать прекрасное в окружающем и различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности;
- художественная деятельность как самостоятельный поиск и нахождение оригинальных приемов решения художественных задач.
Организация процесса овладения художественными навыками может быть обеспечена при использовании приемов нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных техник при рисовании и декоративно – прикладном искусстве сегодня очень популярно среди педагогов. В данном случае каждый ребёнок может выполнять то изделие, или рисунок, который хочется делать ему самому. Практика показывает, что каждый ребёнок в области изобразительного искусства тяготеет к чему – либо своему [20].
Использование педагогом нетрадиционных техник – это толчок ребёнка к проявлению самостоятельности. Он при этом проявляет особую инициативу и выражает индивидуальность. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику им использовать и др. Это необходимо для того, чтобы искомый образ получился более выразительным.
Рисование, или иное творчество, с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей. На занятиях у них всегда сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Большинство нетрадиционных техник специалисты относят к спонтанному рисованию. Изображение в этом случае получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Часто бывает неизвестно, какое изображение получится, но результат всегда успешен, поскольку дети заинтересованы в изобразительной деятельности и личном творчестве.
Под нетрадиционными методами изобразительной деятельности понимают это изобразительное творчество, в котором не используют привычные кисти, краски, цветные карандаши и фломастеры. Если их и применяют, то это происходит не так, как в классических традиционных техниках. В качестве примеров нетрадиционных методик рисования можно рассматривать монотипию, рисование солью, суми-э, эбру, рисование отпечатками, кляксографию и моногое другое.
При использовании монотипии, рисунок на бумаге получают с помощью оттиска. С одного изображения можно сделать только один оттиск. Под суми-э понимают японскую разновидность живописи тушью. Художник делает картину без эскизов, опираясь на свои ощущения в моменте. Эбру – рисунок сначала делают на воде, а потом переносят на бумагу или ткань. Это позволяет получить плавные переходы. При рисовании солью можно создавать рельефные картины с объёмными элементами [18]. (Приложение 1).
Рисуя отпечатками, можно покрывать краской самые необычные поверхности и делать ими отпечатки на бумаге. Здесь подойдут листья, штампики из половинок овощей или фруктов, комочки смятой бумаги и другие предметы с рельефной поверхностью и др. Используя кляксографию, можно на лист пятнами наносить краску, затем раздувать её в разных направлениях с помощью трубочек. Можно оставить рисунок как есть либо дорисовать кистью недостающие детали.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астафьева, Н.С. Оценка деятельности воспитателя: практический материал в помощь старшему воспитателю ДОУ / Н. С. Астафьева. – М.: Восхождение, 2018. – 64 с.
2. Абасова, Р.В. Использование интерактивной доски в ДОУ при работе с дошкольниками. - 2018. – URL: https://nsportal.ru/detskiysad/informatika/2019/10/09/ispolzovanie-interaktivnoy-doski-v-dou-prirabote-s-doshkolnikami (дата обращения 10.02.2025).
3. Анисимова, В.С. Мультимидийные презентации в образовательном процессе ДОУ: [сайт]. - 2017. – URL: http://doshkolnik.ru/iktdeti/17032.html (дата обращения 10.02.2025).
4. Багаутдинова, С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ / С.Ф. Багаутдинова. - Управление ДОУ, 2017. – N3. – С. 82-85.
5. Бабанина, Е.А. Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС / Е.А. Бабанина. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 404-407.
6. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособ. / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2016. – 205 с.
7.. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2010. – 173 с.
8. Волкова, Т.С. Произведения живописи как средство развития образной речи детей дошкольного возраста / Т.С. Волкова. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 244-246.
9. Врублевская, Е.В. Мини-музей как современный образовательный ресурс в дошкольном образовательном учреждении / Е.В. Врублевская. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 312-317.
10. Викторенко, О.П. Проектная деятельность в учреждении дошкольного образования как одна из форм работы с одаренными детьми / О.П. Викторенко. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 84-86.
11. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: метод. пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.
– 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2017. – 192 с.
12. Введение ФГОС в систему дошкольного образования / требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования: альманах: (из опыта работы) // Гос. авт. образовательное учреждение доп. проф. образования (повышения квалификации) специалистов Самарский обл. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Самара: Изд-во Асгард, 2014. – 287 с.
13. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2022. – 79 с.
14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - С.55-56.
15. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в дошкольном возрасте / Е.А. Васильева. — Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 10.02.2025).
16. Драчева, Е.В. Об организации работы с детьми дошкольного возраста в летний период в условиях деятельности учреждения дополнительного образования на примере реализации дополнительной общеразвивающей программы «Шагаем по России» / Е.В. Драчева. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 53-56.
17. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения 10.02.2025).
18. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2019. – 98 с.
19. Кудасова, О.В. Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочный фартук» как инструмент реализации принципа вариативности дошкольного образования / О.В. Кудасова. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 403-404.
20. Карпухина, Е.А. Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды / Е.А. Карпухина. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 137-139.
21. Лазарева, А.А. Нетрадиционное рисование в младшей группе / А.А. Лазарева. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 248-249.
22. Петрова, В.И. Этические беседы с дошкольниками. 4-7 лет. Основы нравственного воспитания / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика – Синтез, 2020. – 96 с.
23. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов / Под ред. О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др.; науч. рук. ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех». – М.: Просвещение, 2011 – 205 с.
24. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2017. – 37 с.
25. Юрченко, Л.Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность / Л.Ю. Юрченко. - Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 66-67. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10076/ (дата обращения: 10.02.2025).