Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в условиях научно-технического прогресса и гло-бализации возрастает количество предлагаемых потребителю товаров. Каждый предприниматель старается выделить свою продукцию среди мас-сы однородных товаров, старается быть неповторимым. Именно для того, чтобы производители могли выделяться, существует средства индивидуа-лизации, одним из которых является товарный знак.
На данный момент товарный знак является одним из наиболее разви-вающихся средств индивидуализации, поэтому вопрос защиты и правово-го регулирования исключительного права на товарные знаки является од-ним из наиболее актуальных и обсуждаемых на сегодняшний день.
Основные нормы, содержащие вопросы понятия товарного знака, исключительного права и его защиты закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК РФ). Как среди различных авторов, так и в судебной практике не существует одного конкретного мнения по поводу решения вопросов коллизий, возникающих при защите исключительного права на товарные знаки.
Защита исключительного права на товарный знак - один из самых актуальных вопросов современности. В связи с конкуренцией на рынке то-варов, недобросовестные производители всегда пытаются воспользоваться товарными знаками уже известных и узнаваемых брендов производителей среди потребителей, с целью продвижения своей продукции.
Осуществляя защиту исключительного права на товарные знаки, за-щищают интересы не только производителей, но также потребителей. По-скольку не урегулирование этих вопросов может ввести заблуждение по-требителей, нуждающихся в качественной продукции.
Объектом данного исследования является совокупность гражданско-правовых отношений, регулирующих вопросы защиты исключительного права на товарные знаки.
Предмет исследования составляют нормы права, устанавливающие правовой режим защиты исключительного права на товарные знаки; мате-риалы правоприменительной практики, касающиеся защиты товарных знаков.
Цель работы – рассмотрение товарного знака как инструмента за-щиты прав изготовителей товаров.
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть общие положения о товарных знаках;
- проанализировать вопросы защиты исключительного права на то-варный знак.
Для исследования данной темы будут использованы следующие ме-тоды: анализ, моделирование, обобщение, сравнение.
Для данного исследования, были использованы труды следующих учёных и юристов, как: Еременко В.И., Белова В.В., Гаврилова Э.П., Зе-нина И.А., Лейста О.Э., Мельникова В., Суханов Е.А., Тыцкой Г.И., и т.д.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение и библиографический список.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРНОГО ЗНАКА КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
1.1 Понятие, признаки, функции товарных знаков
На протяжении всего периода развития законодательства предпри-нимались попытки сформулировать понятие товарного знака, которое позволило бы отразить его сущность. Первое легальное определение то-варного знака было представлено в Законе от 25 февр. 1896 г. «О товар-ных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)» .
В начале XX века Г.Ф. Шершеневич именовал товарные знаки «наружными отметками» , а в годы советской власти товарные знаки име-новались «чем-то прикрепленным извне» .
В доктрине 60-80 гг. была представлена точка зрения И. Э. Мамио-фа, который писал о том, что «товарным знаком является отражение в об-щественном сознании объективно существующей установленной связи между специфическими потребительскими свойствами товара определен-ного рода и характерной внешней чертой этого товара или его упаковки» .
Легальное определение товарного знака в настоящее время находит свое отражение в п. 1 ст. 1477 ГК РФ, где под ним понимается обозначе-ние, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или инди-видуальных предпринимателей.
Говоря о понятии товарного знака, следует остановиться и на его признаках (критериях охраноспособности).
Одним из важнейших признаков товарных знаков является то, что товарный знак должен обладать различительной способностью. Данный признак товарного знака является очень важным, поскольку именно раз-личительная способность товарного знака позволяет предохранить его от размывания. Размывание может иметь место в тех случаях, когда товарные знаки стали использоваться потребителями не как обозначения конкретно-го вида товара, а самого вида товара как такового. Например, копиро-вальный аппарат XEROX ассоциируется у потребителя не с товарным зна-ком определенной фирмы, а с определенным видом аппарата, предназна-ченным для копирования.
В соответствии с п. 1 ст. 1483 ГК РФ недопустима государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью. В качестве примера подобных обозначений можно привести отдельные буквы или их сочетания, не имеющие словесно-го характера; цифры, лишенные нестандартного графического исполнения; линии и простые геометрические фигуры, не образующие оригинальных композиций и др. Кроме того, п. 1 ст. 1483 ГК РФ указывает на недопу-стимость государственной регистрации в качестве товарных знаков обо-значений состоящих только из определенных элементов. Например, в пп. 1 п. 1 ст. 1483 ГК РФ упоминаются элементы, вошедшие во всеобщее упо-требление для обозначения товаров определенного вида (целлофан, лино-леум, магнитофон, сахарин и др. ), а в пп. 2 п. 1 ст. 1483 ГК РФ указывает-ся на элементы, являющиеся общепринятыми символами (например, до-рожные знаки, чаша и змея в медицине) и т.д.
П. 3 ст. 1483 ГК РФ закрепляет невозможность государственной ре-гистрации в качестве товарных знаков обозначений, представляющих со-бой или содержащих элементы: 1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготови-теля (например, изображение головы коровы на этикетке в отношении то-вара «куриные котлеты» может породить представление о том, что котле-ты сделаны из говядины, а не из курицы); 2) противоречащие обществен-ным интересам, принципам гуманности и морали (например, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика, антигосу-дарственные лозунги, слова, изображения непристойного содержания и др.).
Действующее законодательство предусматривает, что не любое обо-значение может стать товарным знаком, а только то, которое соответствует признаку новизны. Признак новизны находит отражение в п. 6-10 ст. 1483 ГК, где прямо устанавливается запрет на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с другими товарными знаками. Из данного положения есть исключения: ре-гистрация возможна, если индивидуализируемый товар не является одно-родным, а в отношении однородных товаров - допускается регистрация обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не будет вводить в заблуждение потребителя (в отношении коллективных товарных знаков данное положение не применяется). При этом согласие правообладателя не может быть отозвано. Подобное согласие именуется «письмом-согласием», которое составляется в соответствии с требованиями, закрепленными в Ме-тодических рекомендациях.
Поскольку отсутствует определенность в отношении правовой при-роды письма-согласия, суды при разрешении подобных вопросов допус-кают различные варианты оформления такого согласия (например, как письмо о согласии на регистрацию товарного знака по заявке , как согла-шение о сосуществовании товарных знаков и др.).
Некоторые авторы применительно к требованию новизны отмечают еще одну особенность товарного знака - «специализацию товарного знака» как результат отсутствия признака абсолютной мировой новизны товарно-го знака (например, когда производимые товары являются разнородны-ми).
Говоря о признаке новизны товарного знака, следует раскрыть, что понимается под «тождеством», «сходством до степени смешения» и «одно-родностью товаров». Для этого обратимся к Методическим рекомендаци-ям, где указано, что обозначение считается тождественным с другим обо-значением, если оно совпадает с ним во всех элементах, т.е. обозначения являются одинаковыми и относятся к одному и тому же классу товаров .
Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обо-значением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдель-ные отличия (причем ассоциация формируется на основе общего впечатле-ния под воздействием любых особенностей обозначения).
В литературе указанная выше формулировка «сходства до степени смешения» подвержена критике. Так, например, В. М. Мельников указы-вает на то, что при такой формулировке понятие «ассоциация» становится тождественным понятию «сходство до степени смешения», что является не верным, поскольку ассоциация по своей сути - более широкое понятие . Некоторые авторы полагают, что данная формулировка является очень общей и может быть истолкована не однозначно . М. Я. Эпштейн указы-вает на то, что «сходство до степени смешения будет иметь место лишь то-гда, когда товарные знаки можно смешать, фактически спутать» . Данная точка зрения находит отражение в диссертационном исследовании С. В. Бутенко .
Интересным является то, что при подтверждении наличия или отсут-ствия вероятности смешения товарных знаков друг с другом суды учиты-вают мнения потребителей. Так, например, в некоторых делах решения о сходстве товарных знаков было принято, в том числе, на основании со-циологического опроса потребителей .
Что касается определения правовых оснований однородности това-ров, то они подробно раскрываются в Методических рекомендациях . Судебная практика определяющую роль в определении однородности то-варов, индивидуализируемых товарными знаками, отдает экспертизе .
Еще одним требованием, предъявляемым к товарным знакам, являет-ся необходимость прохождения государственной регистрации. Для того, чтобы обозначение стало товарным знаком, его необходимо зарегистри-ровать в установленном законом порядке.
Говоря о товарном знаке, необходимо отметить ряд функций, кото-рые он выполняет.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) // Закон. - № 7. - 1999.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : федер. закон Российской Федерации от 18 дек. 2006 г. № 2Э0-ФЗ ред. от 28 нояб. 2015 г. // Собрание законодательства РФ. - 2006. - 25 дек. - № 52 (1 ч.). - Ст. 5496.
3. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федера-ции «О товарных знаках, знаках обслуживания и на именованиях мест происхождения товаров» : федер. закон Российской Федерации от 11 дек. 2002 г. №166-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - 16 дек. - № 50. - Ст. 4927.
4. Об утверждении Методических рекомендаций по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания [Электронный ре-сурс] : приказ Роспатента от 31 дек. 2009 г. № 198 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Об утверждении Методических рекомендаций по проверке заяв-ленных обозначений на тождество и сходство [Электронный ресурс] : при-каз Роспатента от 31 дек. 2009 г. № 197 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Об утверждении Рекомендаций по отдельным вопросам экспер-тизы заявленных обозначений [Электронный ресурс] : приказ Роспатента от 23 марта 2001 г. № 39 // Справочная правовая система «Консультант-Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Об утверждении Рекомендаций по применению положений Граж-данского кодекса Российской Федерации, касающихся согласия правооб-ладателя на регистрацию сходного товарного знака [Электронный ресурс] : приказ Роспатента от 30 дек. 2009 г. № 190 // Справочная правовая си-стема «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Сингапурский договор о товарных знаках (г. Сингапур, 27 марта 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - 7 июня. - № 23. - Ст. 2801.
9. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной соб-ственности (ТРИПС) (г. Марракеш, 15 апр. 1994 г.) // Собрание законода-тельства РФ. - 2012. - 10 сент. - № 37 (приложение, ч. VI). - С. 2818-2849.
10. Авилов, Г. Е. Комментарий к части четвертой Гражданского ко-декса Российской Федерации / Г. Е. Авилов, К. В. Всеволожский, В. О. Ка-лятин [и др.] ; под. ред. А. Л. Маковского. - Москва : Статут, 2008. - 715 с.
11. Бутенко, С. В. Введение потребителя в заблуждение как абсолют-ное основание для отказа в предоставлении правовой охраны товарному знаку : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Бутенко Светлана Викторовна. - Москва, 2014. - 212 с.
12. Гаврилов, Д. А. Антимонопольное регулирование и охрана ин-теллектуальной собственности: поиск баланса / Д. А. Гаврилов // Конку-ренция и право. - 2023. - № 3. - С. 15-21.
13. Гаврилов, Э. П. Комментарий к Закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» / Э. П. Гаврилов, Е. А. Данилина. - Москва : Экзамен, 2004. - 320 с.
14. Городов, О. А. Субъекты прав на средства индивидуализации / О. А. Городов // Предпринимательское право. - 2023. - № 4. - С. 19-25.
15. Гульбин, Ю. Т. Гражданско-правовая охрана средств ин-дивидуализации в рыночных условиях : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.03 / Гульбин Юрий Терентьевич. - Москва, 2014. - 348 с.
16. Гульбин, Ю. Т. Исключительные права на средства индивидуали-зации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект: монография / Ю. Т. Гульбин. - Москва : Статут, 2007. - 284 с.
17. Дроздова, В. А. Правовая защита товарного знака / В. А. Дроз-дова // Политика, государство и право. - 2024. - № 3.
18. Еременко, В. И. Принцип исчерпания права на товарный знак и проблемы параллельного импорта / В. И. Еременко // Законодательство и экономика. - 2023. - № 6. - С. 25-28.
19. Змеевская, Т. Е. Практика признания товарных знаков общеиз-вестными / Т. Е. Змеевская // Патентный поверенный. - 2023. - № 6. - С. 6-10.
20. Медведев, Н. Ю. Охраноспособность товарных знаков по законо-дательству Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Медведев Николай Юрьевич. - Москва, 2008. - 138 с.
21. Мельников, В. М. Современное зарубежное законодательство о товарных знаках / В. М. Мельников. - Москва : ПАТЕНТ, 2017. - 164 с.
22. Петров, И. А. Охрана товарных знаков в Российской Федерации : учебно-практ. пособие / И. А. Петров. - Москва : Дело, 2002. - 176 с.
23. Прокофьев, А. С., Смирнова, В. М. Особенности правового регу-лирования лицензионных договоров о предоставлении права использова-ния товарного знака / А. С. Прокофьев, В. М. Смирнова // Журнал россий-ского права. - 2023. - № 7. - С. 44-54.
24. Рузакова, О. А. Система договоров о создании результатов ин-теллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.03 / Рузакова Ольга Александровна. - Москва, 2006. - 497 с.
25. Сергеев, А. П. Право интеллектуальной собственности в Россий-ской Федерации : учеб. / А. П. Сергеев. - Москва : ТК Велби, 2003. - 751 с.
26. Старженецкий, В. В. Досрочное прекращение охраны товарного знака в связи с неиспользованием / В. В. Старженецкий // Арбитражная практика. - 2014. - № 10.
27. Уколов, С. М. Судебная практика признания товарных знаков общеизвестными / С. М. Уколов // Журнал Суда по интеллектуальным правам. - 2023. - № 8. С. 29-48.
56. Шахназаров, Б. А. Правовое регулирование отношений по транс-граничной передаче прав на объекты промышленной собственности : ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Шахназаров Бениамин Алек-сандрович. - Москва, 2010. - 21 с.
57. Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права : учеб. / Г. Ф. Шершеневич. - Москва : Спарк, 1995. - 556 с.
58. Постановление Девятого Арбитражного суда апелляционного су-да № 09АП-23957/11 от 10 окт. 2011 г. по делу № А40-42354/11-12-370. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант-Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
59. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-33697/11 от 23 янв. 2012 г. по делу № А40-82415/11-12-679 [Элек-тронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
60. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 окт. 2013 г. № 09АП-32575/13 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
61. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2014 г. № 09АП-14142/14 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
62. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2014 г. № 10АП-6197/14 [Электронный ресурс] // Справочная пра-вовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
63. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 сент. 2014 г. по делу № А33-4306/2014 [Электронный ресурс] // Спра-вочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru.