Фрагмент для ознакомления
2
I РАЗДЕЛ. ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время состояние транспортной системы и ее развитие имеют исключительно важное значение для экономики, производственного потенциала и национальной безопасности всей страны и особенно ее регионов. Транспорт, наряду с энергетикой, связью, образованием и здравоохранением, а также другими инфраструктурными секторами и тесно с ними связан, обеспечивает нормальные условия для жизни людей, функционирования государственных учреждений, производства и потребления материальных благ.
Транспорт связывает города и страны, обеспечивает внешнеэкономическое взаимодействие. Транспортная система, а точнее ее развитие, играет важную роль для компаний при выборе рационального местоположения, формировании логистических цепочек и т. д. Поэтому в настоящее время ни один даже небольшой проект по переселению населения или созданию промышленного центра не утверждается без выяснения вопросов, связанных с транспортными связями, а значит, без предварительных научных исследований и планирования и картирования освоения территории.
В Российской Федерации, учитывая огромные расстояния даже внутри субъектов федерации, транспорт играет особую роль, поскольку развитая транспортная система является залогом сохранения территориальной целостности страны и вектором устойчивого развития ее экономики.
Актуальность исследования. Актуальность исследования размещения транспорта Уральского экономического района обусловлена несколькими факторами, связанными с его стратегическим положением, экономическим развитием и потребностями региона в эффективной транспортной инфраструктуре. Урал, как важный промышленный и транзитный узел, играет ключевую роль в обеспечении транспортной мобильности как внутри России, так и в международном масштабе. Развитие транспортной сети в этом районе влияет на конкурентоспособность местной экономики, способствует улучшению логистических процессов и, в конечном счете, оказывает влияние на уровень жизни населения.
Кроме того, в последние годы наблюдается активное изменение структуры производства и потребления в регионе, что требует адаптации существующих транспортных схем и внедрения новых технологий. Интенсивное развитие таких отраслей, как машиностроение, металлургия и высокие технологии, требует пересмотра подходов к размещению транспортных средств и маршрутов, чтобы обеспечить оптимальные условия для доставки продукции и сырья. Исследование транспортной инфраструктуры также имеет большое значение в контексте экологии и устойчивого развития, поскольку правильно спроектированные маршруты могут снизить негативное воздействие на окружающую среду и уменьшить количество транспортных выбросов.
Не менее важным аспектом является необходимость интеграции регионального транспорта в общероссийскую и международную сеть. Это особенно актуально в свете глобализации экономики и возрастания объемов грузоперевозок. Оптимизация транспортных потоков Уральского региона в сочетании с развитием автоматизированных систем управления и высокотехнологичного оборудования может значительно повысить эффективность перевозок. Таким образом, исследование размещения транспорта в Уральском экономическом районе является важным фактором для обеспечения устойчивого развития, улучшения экономических показателей и повышения качества жизни граждан.
Цель курсовой работы – заключается в анализе Уральского экономического района.
Данная цель предопределили задачи курсовой работы:
изучить население и промышленность Уральского экономического района;
описать природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей;
рассмотреть развитие транспорта Уральского экономического района в дореволюционный и послереволюционные периоды;
выявить внутренние и внешние экономические связи;
проанализировать проблемы развития транспорта и рекомендации к решению данных проблем.
Объектом курсовой работы – Транспорт экономического района.
Предметом курсовой работы – теоретический анализ размещения транспорта Уральского экономического района.
Информационная база. В процессе проведения исследования в рамках выполнения курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия, теоретические и научно-практические статьи, статистические материалы и электронные ресурсы.
Методологическая база. При написании курсовой работы были использованы такие общенаучные методы исследования, как логический и функциональный подходы, анализ и синтез.
Структурно работа состоит из: введения, где изложена актуальность, цели, задачи, основы исследования; основной части, которая включает в себя три раздела с подразделами; заключения, в котором подводятся итоги анализа предмета исследования; списка использованных источников.
Население Уральского экономического района
Население Уральского региона составляет более 20 миллионов человек. Это один из самых урбанизированных регионов Российской Федерации. Примерно ¾ всех жителей сосредоточены в городах и поселках городского типа. Наибольшее количество городских жителей приходится на Свердловскую и Челябинскую области, а также на Пермский край. В области насчитывается 150 городов и более 250 поселков городского типа. На Урале также есть города с населением более миллиона человек. Это Уфа, Пермь, Челябинск, Екатеринбург.
Крупными городами также являются Курган, Оренбург и Ижевск. Городские территории формируются вокруг крупных городов, которые в совокупности занимают 10% общей площади региона. Средняя плотность населения Уральского экономического района составляет 24,7 человека на квадратный километр. км. Самый высокий показатель плотности (48,1) характерен для Челябинской области, тогда как в Пермском крае плотность составляет всего 18,6 человек. Урал — многонациональный регион. Большинство проживающих здесь людей — русские. Вторая по численности группа — татары. В регионе также проживают удмурты, коми, башкиры и коми-пермяки.
Промышленность Уральского экономического района
Одной из основных отраслей экономики Уральского экономического района является машиностроение. В регионе действует около 120 машиностроительных компаний, представляющих практически все направления инжиниринга. В этом регионе процветают такие отрасли, как тяжелое и энергетическое машиностроение, транспортное и сельскохозяйственное.
В последнее время наблюдается активное развитие станкостроения, приборостроения и электротехники. Екатеринбург занимает ведущее положение в стране по производству турбин. В Челябинске сельскохозяйственное машиностроение находится на высоком уровне — здесь выпускаются тракторы и автотракторные прицепы. Вагонные заводы расположены в Нижнем Тагиле и Усть-Катаве, легковые автомобили производятся в Ижевске, грузовые машины — в Миассе, а автобусы — в Кургане. Кроме того, металлургическая отрасль в Уральском регионе также имеет значительное развитие.
Почти все предприятия находятся рядом с крупными месторождениями, что обеспечивает доступ к необходимым ресурсам .
В основном заводы в этом регионе перерабатывают местные ресурсы. Крупнейшими металлургическими центрами Урала являются Магнитогорск и Нижний Тагил. Наиболее известный комбинат по переработке расположен в Челябинске, где установлены установки коксового типа, работающие на угле из Кузбасского угольного бассейна. На Первоуральском комбинате изготавливаются различные виды труб. В середине XX века на территории района был построен горно-обогатительный завод, который также внес свой вклад в развитие региона. Не остается в стороне и химическая промышленность уральского экономического района, где наиболее развита основная химия. Здесь производятся сода, различные удобрения, соли, серная кислота и хлорная продукция. В Губахе и Екатеринбурге выпускаются разнообразные виды пластмасс.
Сельское хозяйство на Урале развито довольно хорошо, и регион обеспечивает не менее 15% всей сельскохозяйственной продукции страны. Здесь выращивают зерно, картофель и овощи. Также в этом экономическом районе сосредоточено 17% поголовья крупного рогатого скота, разводятся козы, свиньи и овцы. В Оренбургской области была выведена особая порода коз, из шерсти которых изготавливаются знаменитые оренбургские платки.
Уральский экономический район разделен на две географические зоны: Северная, где акцент сделан на молочное скотоводство и выращивание ржи, и Южная, которая характеризуется развитием мясо-молочного скотоводства, а также возделыванием проса, подсолнечника и яровой пшеницы. В Башкирии наблюдаются большие площади, отведенные под сахарную свеклу. На территории Уральского района представлены все виды транспорта, за исключением морского. Здесь особенно развит грузовой железнодорожный транспорт, что обусловлено необходимостью перевозки полезных ископаемых к местам их переработки.
Протяженность железнодорожных путей в регионе составляет 11 500 километров. Автомобильная инфраструктура включает дороги федерального значения, такие как М7, М36 и М571, общая длина которых достигает 79 000 км. Авиационный транспорт активно используется как для перевозки грузов, так и для пассажиров, и аэропорты действуют практически во всех крупных городах региона. В настоящее время Урал считается одним из самых загрязненных районов Российской Федерации. Это обусловлено высоким количеством промышленных предприятий, оказывающих негативное воздействие на экологическую обстановку. На долю предприятий Урала приходится около 50% всех выбросов ртути и 40% выбросов хлора в атмосферу. Большинство рек региона ненадежны для купания и отдыха. Объем твердых промышленных отходов в экономическом районе составляет примерно 20 миллиардов тонн. Эти отходы формируют огромные терриконы, способствуя загрязнению воды и почвы .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Галабурда В.Г., Соколов Ю.И., Королькова Н.В. Логистические основы управления транспортной системой: Учебное пособие. - М.: МИИТ, 2015. – 136 с.
2. Маренков Г.В. Транспортная инфраструктура Свердловской области – связующее звено между Европой и Азией. [Электронный ресурс]. URL: http://federalbook.ru/files/Infrastruktura/Soderjaniye/III/Marenkov.pdf (дата обращения: 16.02.2025).
3. Панферова Д.Н. Анализ транспортных потоков по территории Челябинской области// Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 12-1. С. 198-201.
4. Хегай Ю.А. Проблемы и перспективы развития транспортной системы в России // Теория и практика общественного развития. 2014. №4. С. 205-207.
5. Шуравина Е.Н. Проблемы современной транспортной системы России // Вестник СамГУ. 2011. №90. С. 58-62., с. 58.
6. Внешнеэкономические связи Урала // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 12.03.2024.— URL https://spravochnick.ru/ekonomika/vneshneekonomicheskie_svyazi_urala/ (дата обращения: 16.02.2025).
7. Статья «GavrilovUral2.pdf». [Электронный ресурс]. URL: http://www.ihist.uran.ru/files/GavrilovUral2.pdf (дата обращения: 16.02.2025).
8. Статья «Внутренние и внешние экономические связи Уральского экономического района — Яндекс: нашёлся 1 млн результатов». [Электронный ресурс]. URL: https://geographyinfo.tilda.ws/ural (дата обращения: 16.02.2025).
9. Статья «Развитие транспорта на южном урале в XIX-XXI ВВ.». [Электронный ресурс]. URL: https://school-science.ru/1/5/28743 (дата обращения: 16.02.2025).
10. Статья «Урок 15: Уральский район - 100urokov.ru». [Электронный ресурс]. URL: https://100urokov.ru/predmety/uralskij-ekonomicheskij-rajon (дата обращения: 16.02.2025).
11. Статья «Урок 15: Уральский район - 100urokov.ru». [Электронный ресурс]. URL: https://100urokov.ru/predmety/uralskij-ekonomicheskij-rajon (дата обращения: 16.02.2025).
12. Статья «Характеристика транспортной сети Уральского экономического района, Транспортная система, Описание видов транспорта, Автомобильный транспорт, Речной транспорт, Трубопроводный транспорт, Авиационный транспорт, Железнодорожный транспорт - Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района. Южно-Уральская железная дорога». [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/1821715/geografiya/harakteristika_transportnoy_seti_uralskogo_ekonomicheskogo_rayona (дата обращения: 16.02.2025).