Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: во-первых, обеспечение конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания. Проблемы административно-правовой регламентации статуса религиозных объединений неразрывно связаны с этим правом; во-вторых, несовершенство нормативной правовой базы, она отстаёт от общего уровня развития административного законодательства. Такая регламентация важна, поскольку при взаимоотношениях затрагиваются права и законные интересы личности, интересы общества и государства; в-четвертых, активное участие религиозных объединений в общественной жизни. Законодательное закрепление за ними права на приобретение статуса юридического лица сделало возможным их активное участие в общественной жизни, позволило более полно осуществлять социальное служение.
Объект исследования составляют общественные отношения, урегулированные нормами административного права, складывающаяся в процессе регулирования административно-правового статуса религиозных объединений.
Предметом исследования составляют нормы права, регулирующие административно-правовой статус религиозных объединений, особенности правового регулирования административно-правового статуса религиозных объединений в России: эволюция и современное состояние.
Целью исследования является анализ актуальных проблем административно-правового статуса религиозных объединений.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. раскрыть понятие и рассмотреть структуру административно-правового статуса религиозных объединений в России;
2. исследовать особенности правового регулирования административно-правового статуса религиозных объединений в России: эволюция и современное состояние;
3. выявить актуальные проблемы реализации административно-правового статуса религиозных объединений;
4. предложить направления совершенствования административно-правового статуса религиозных объединений.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный.
Нормативную базу исследования составили: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"; Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Теоретическая степень разработанности темы исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Калачян И.А., Корсун К.И., Зарипова А.М., Ахмедов Р.М., Баранова Е.С., Кузьмин Н.А., Садыки Г.М., Излученко Т.В. и другие авторы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников.
Свобода вероисповедания подразумевает свободу деятельности религиозных организаций на основе равенства. Будучи светским государством, Россия не отдает приоритета какой-либо религии и не запрещает религиозную деятельность (богослужения, обряды), если она не нарушает закон. Государственные органы не вмешиваются во внутренние дела религиозных организаций. Такая позиция государства обусловлена лояльностью религиозных организаций к государству .
Государство устанавливает правовой статус религиозных организаций путем принятия законов. ФЗ №125-ФЗ от 26 октября 1997 г . открыл новую страницу в регулировании свободы совести, свободы вероисповедания и отношений в области прав человека и гражданина для религиозных организаций.
Статья 28 Конституции РФ гласит: Каждому гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Это включает право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь, распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними как индивидуально, так и совместно с другими.
Свобода совести и свобода вероисповедания основываются на светском характере российского государства, и никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной. Религиозные организации отделены от государства и равны перед законом.
Административно-правовой статус религиозных объединений в России - это совокупность их прав, обязанностей и ответственности в отношениях с органами государственного управления. Он позволяет, с одной стороны, религиозному объединению исповедовать и распространять вероучение, а государству - осуществлять контроль над законностью этого процесса .
Выделим элементы административно-правового статуса религиозных объединений:
Права. Право создавать внутреннюю иерархию, осуществлять обучение в государственных и муниципальных учебных заведениях, получать права собственника на принадлежащее государству имущество культового назначения, свободно совершать обряды и церемонии, создавать собственные образовательные учреждения (ст. 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ).
Обязанности. Регистрироваться в установленном законом порядке, ежегодно публично отчитываться о своей деятельности, ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении деятельности.
Юридическая ответственность. Ликвидация религиозного объединения, административная ответственность религиозного объединения как юридического лица.
Базовыми правовыми актами, регулирующими правовой статус религиозных организаций, являются Конституция РФ и Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Структура административно-правового статуса религиозных объединений в России включает в себя следующие элементы:
Административно-правовые нормы, регулирующие порядок создания религиозного объединения, в том числе порядок его государственной регистрации.
Административно-правовые нормы, определяющие цели деятельности религиозного объединения.
Нормы административного права, регламентирующие порядок приостановления деятельности религиозного объединения.
Нормы административного права, закрепляющие права и условия деятельности религиозного объединения.
Нормы административного права, закрепляющие обязанности религиозного объединения.
Нормы административного права, регулирующие ответственность религиозного объединения.
Нормы административного права, регулирующие порядок ликвидации религиозного объединения.
Нормы административного права, закрепляющие гарантии реализации прав и исполнения обязанностей, возложенных законом на религиозное объединение, и административно-правовые нормы, закрепляющие гарантии их охраны .
К правам религиозных объединений относятся, например: право создавать внутреннюю иерархию, право осуществлять обучение в государственных и муниципальных учебных заведениях, право получать права собственника на принадлежащее государству имущество культового назначения, право свободного совершения обрядов и церемоний, право создавать собственные образовательные учреждения .
К обязанностям религиозных объединений относятся, например: регистрироваться в установленном законом порядке, ежегодно публично отчитываться о своей деятельности, ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении деятельности.
К юридической ответственности религиозных объединений относится, например: ликвидация религиозного объединения, административная ответственность религиозного объединения как юридического лица.
Правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации определяется Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами. Они устанавливают правила и процедуры, которые определяют правовой статус религиозных организаций, их взаимодействие с государственными органами, права и обязанности как религиозных объединений, так и государственных структур.
Оценка правового статуса религиозных объединений:
Принцип равенства религиозных организаций перед законом. Российское законодательство устанавливает одинаковые для всех религиозных объединений основные права, обязанности и запреты.
Неопределённость правового статуса религиозных групп. Это препятствует общественному объединению в приобретении и реализации конституционных и гражданских прав и обязанностей.
Отсутствие чёткого правового статуса монастырских хозяйств. Этот вопрос требует дополнительной регламентации.
Административно-правовой статус религиозных объединений представляет собой совокупность их прав и обязанностей. К правам относятся, например, право на создание внутренней иерархии, обучение в государственных и муниципальных образовательных организациях, получение в собственность принадлежащего государству имущества культового назначения, свободное совершение обрядов и церемоний, создание собственных образовательных организаций. В обязанности религиозных объединений входит регистрация в установленном законом порядке, ежегодный отчёт о деятельности организации и уведомление регистрирующего органа о продолжении деятельности.
Судебная практика в этой области позволяет выявить реальные проблемы и противоречия, возникающие при взаимодействии религиозных объединений и государственных органов. Изучение конкретных судебных дел и правовых позиций, занятых судами различных инстанций, помогает понять, каким образом правовые нормы применяются на практике и какие аспекты требуют дополнительного законодательного регулирования или уточнения.
Гарантии деятельности религиозных объединений в Российской Федерации:
Свобода совести и свобода вероисповедания. В том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание.
Отделение от государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Уважение внутренних установлений религиозных организаций. Они действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации.
Право на культовые здания и сооружения. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
Благотворительная и культурно-просветительская деятельность. Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.
Административная правоспособность и дееспособность религиозных объединений регулируются ст.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации .
Административная процессуальная правоспособность означает способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве. Она признаётся в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями.
Административная процессуальная дееспособность - способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве. Она принадлежит органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 39. - Ст.4465.
3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 30.09.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №3. - Ст.145.
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 20.03.2025) // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1391
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.02.2025) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Афанасьев С.Д. Особенности правового статуса религиозных объединений в России // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 5. С. 20 - 24.
7. Ахмедов Р.М. Взаимодействие институтов государства и религиозных объединений как важный фактор обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации / Р. М. Ахмедов // Гражданское общество в России и за рубежом. 2024. № 2. С. 24-26.
8. Баранова Е.С. Административно-правовой статус религиозных объединений: теоретические аспекты / Е. С. Баранова, А. П. Александров, О. И. Новикова // Аграрное и земельное право. 2024. № 10(238). С. 28-31.
9. Дородонова Н.В. Вопросы совместного участия государства и Церкви в защите прав человека // Права человека и политика права в XXI в.: перспективы и вызовы: Сб. науч. тр. по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 27 - 28 мая 2022 года. Саратов: Саратовский источник, 2022. С. 278 - 289.
10. Зарипова А.М. Законодательные основы свободы вероисповедания, светского государства и прав религиозных объединений в России / А. М. Зарипова // Молодой ученый. 2024. № 24(523). С. 343-345.
11. Излученко Т.В. Эффективность комплексного подхода в исследованиях деятельности религиозных экстремистских объединений / Т. В. Излученко // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 33, № 3. С. 215-223.
12. Калачян И.А. Религиозные организации и религиозные группы как формы религиозных объединений / И. А. Калачян // Закон и право. 2023. № 5. С. 80-82.
13. Калачян И.А. Принципы взаимодействия государства и религиозных объединений / И. А. Калачян // Закон и право. 2024. № 4. С. 53-56.
14. Калачян И.А. Особенности создания и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации / И. А. Калачян // Закон и право. 2023. № 4. С. 84-86.
15. Корсун К.И. Конституционно-правовая ответственность религиозных объединений в России / К. И. Корсун, Е. С. Корнякова // Вопросы российской юстиции. 2024. № 31. С. 37-41.
16. Кузнецов А.А. Конституционный статус религиозных объединений / А. А. Кузнецов, А. В. Панченко // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 104-9. С. 66-70.
17. Кузьмин Н.А. Отдельные вопросы противодействия незаконной финансовой деятельности религиозных объединений / Н. А. Кузьмин, А. А. Вихляев // Судебная экспертиза и исследования. 2024. № 3. С. 58-62.
18. Осавелюк А.М. Светское государство и изменения 2020 года в Конституции России // Енисейские политико-правовые чтения: Сб. науч. ст. по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 25 - 26 сентября 2020 года. Вып. V. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020. С. 253 - 259.
19. Рыбакова О.С. Правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации // Российская юстиция. 2023. № 10. С. 73 - 80.
20. Садыки Г.М.А. Конституционно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации / Г. М. А. Садыки // Столыпинский вестник. 2024. Т. 6, № 2.
21. Филатова Г.М. Особенности правового регулирования в сфере деятельности религиозных объединений / Г. М. Филатова, Е. Н. Изотова // Вестник Российской правовой академии. 2023. № 4. С. 94-102.
22. Хаштыров И.И. Принципы взаимодействия государства и религиозных объединений в российской Федерации / И. И. Хаштыров, Е. А. Барахоева // Интернаука. 2023. № 1-5(271). С. 29-31.