Фрагмент для ознакомления
2
Отечественная война 1812 года завершилась полной победой русской армии, прошедшей всю Европу до Парижа. Она при этом переняла много новых взглядов, идей, мыслей. В 1825 г. было восстание декабристов, закончившееся крахом. Однако их идеи все же остались как в среде народа, так и в среде передовой интеллигенции. Заметно усиливалась в России борьба против крепостного права. В целом Россия стала развиваться по пути капитализма. Выросло в ней и число наёмных рабочих [9, c. 8].
В такого рода условиях, в России в середине XIX века произошло формирование друг другу противостоящих два направления общественной мысли, а именно: славянофилы и западники.
То есть период развития оригинальной русской философии начинается именно с дискуссии славянофилов и западников относительно исторического пути России.
Среди славянофилов наиболее видимыми являлись А.С. Хомяков и И.В. Киреевский. В целом славянофилы активным образом выступали именно за самобытность России, которую они прослеживали в православии, соборности русского народа, а также крестьянской общине. Следует казать, что соборность представляет собой духовное единение людей именно в церковном коллективе, где личность не растворяется, а именно остается свободной. В этом случае людей объединяет общая любовь к Богу. Истинная вера, с позиции славянофилов, сохраняется исключительно в соборном сознании. В связи с этим в качестве хранителя истинной православной веры они называли народ, а вовсе не церковную иерархию. Также славянофилы убеждены были, что исключительно православие может человечество вывести на путь спасения. В обществе практически все беды и все зло происходят от того, что человечество в той или иной мере отошло от истинной веры и не смогло построить истинной церкви. При этом православие породило особую социальную организацию, получившую название сельская община. Община в себе сочетает следующие два начала: нравственное и хозяйственное. Она обязательно организует сельскохозяйственный труд и, вместе с этим, выступает в качестве источника нравственности народа, у последнего воспитывая следующие качества: честность, истинную готовность постоять за общие интересы, а также патриотизм.
Наконец, славянофилы с очень глубоким уважением относились и к западноевропейской культуре. Однако при этом они не принимали и не стремились принять западного образа жизни, который был порожден капитализмом (то есть в котором имело место господство индивидуализма, обособленность духовного мира людей, разъединенность, а также доминирование материальных интересов непосредственно над духовными). Основную причину разобщенности людей на Западе славянофилы прослеживали в рационализме, то есть в абсолютизации логического мышления. По их мнению, рационализм разрушительным образом влиял на цельность человеческого духа [18, c. 29].
То есть славянофилы считали, что Россия имела и имеет свой особый самобытный путь, который заметным образом отличается от европейских стран. Славянофилы, отрицая западную цивилизацию, искренне верили в то, что Россия сможет указать славянским народам путь поступательного движения, а также послужит примером для Запада.
Кроме этого, славянофилы актуализировали вопросы о судьбе и роли русского народа, об острой необходимости проведения переоценки допетровской Руси, наконец, о значении самоуправления, крестьянской общины, обычаев, земства. Но они не сумели дать на эти поставленные вопросы точных ответов. Славянофилы считали, что жизнь определяется борьбой и столкновением нравственно-религиозных идей. В связи с этим центром их внимания становится нравственный мир человека. Непосредственно здесь они старались выявить пути качественного преобразования жизни общества.
В трудах славянофилов многое являлось спорным, противоречивым, незаконченным. Нередко с ними не соглашались, с ними спорили, их часто критиковали. Однако не могли не признать их искреннего стремления Россию сделать независимой и сильной. Большинство славянофилов являлись выходцами из дворян. Тем не менее, все силы и все свои знания они старались отдавать Родине и народу. И это тоже огромная заслуга славянофилов.
Конечно же, идеи славянофильства, также, как и русское самосознание, не возникли сразу. Они существовали еще задолго до славянофилов, однако при этом не были оформлены в отдельную систему, а были только растворены в жизни народа [18, c, 30].
Следует указать, что в число славянофилов входило немало авторитетных и известных людей того времени. В качестве основателей славянофильства можно назвать К.С. Аксакова и И.С. Аксакова, И.В. Киреевского, А.И. Кошелева, Ю.Ф. Самарина и А.С. Хомякова.
Позиция славянофилов сводилась к тому, что у России уже имелся свой особый путь, который требовал уникальных подходов и решений. Славянофилы Россию описывали как землю, в которой семейные традиции и коллективизм являлись очень сильными, при том, как государственность играла именно второстепенную роль. Славянофилы полагали, что основное для России – это сохранение её самобытности, сохранение её исторической памяти, а также культурного наследия, наконец, родословной и памяти о своих предках. Они склонялись к мнению, что западные образцы нашей стране не могут быть переданы. Ведь у нас имеется своя история и культура, отличные от их.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аксаков, К.С. Собрание сочинений / К.С. Аксаков. – Москва: Знание, 1999. – 652 с.
2. Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России) / А.С. Ахиезер. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. – Т. II. – 600 с. – Текст: непосредственный.
3. Багаева, К.А. Западничество и славянофильство: двести лет спустя / К.А. Багаева, Н.А. Жапова. – Текст: непосредственный // Евразийство и мир. – 2020. – № 1. – С. 16–21.
4. Василенко, Л.И. Введение в русскую религиозную философию: курс лекций / Л.И. Василенко. – Москва, 2014. – 298 с. – Текст: непосредственный.
5. Величкина, О.В. Межцивилизационный синтез в России (славянофилы, западники, Владимир Соловьев: автореф. дис. … канд. культурологии / О.В. Величкина. – Краснодар 2005. – 24 с. – Текст: непосредственный.
6. Величкина, О.В. Проблема межцивилизационного синтеза в России (славянофилы, западники, B.C. Соловьев) / О.В. Величкина. – Текст: непосредственный // Кайгородовские чтения. Вып 2: Материалы науч.-практ. конф. – Краснодар, 2002. – С. 54-58.
7. Величкина, О.В. Русские философы XIX в. о возможности культурного синтеза в России. – Текст: непосредственный / О.В. Величкина. – Краснодар, 2015. – 64 с.
8. Воробьева, С.А. Диалектика национальных и общечеловеческих ценностей в социальных идеалах славянофилов и западников / С.А. Воробьева. – Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. – 2016. – Вып. 3. – С. 16–22.
9. Евлампиев, И.И. Русская идея и идея Европы / И.И. Евлампиев. – Текст: непосредственный // Вече. – 2017. – Вып. 29. – С. 8–19.
10. Евлампиев, И.И. Славянофильство и западничество как формы русского национального самосознания: анатомия конфликта и его результаты / И.И. Евлампиев, Е.В. Громова. – Текст: непосредственный // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2019. – Т. 20. – Вып. 3. – С. 130–141.
11. Киреевский, И.В. Избранные статьи / И.В. Киревский. – Москва: Современник, 1984. – 384 с. – Текст: непосредственный.
12. Киреевский, И.В. Разум на пути к истине: философские статьи, письма, дневник / И.В. Киреевский. – Москва: Правило веры, 2012. – 662 с. – Текст: непосредственный.
13. Каплин, А. Мировоззрение славянофилов / А. Каплин. – Москва: Ин-т рус. цивилизации, 2018. – 445 с. – Текст: непосредственный.
14. Койре, А. Философия и национальная проблема в России начала XIX века / А. Койре. – Москва: Модест Колеров, 2013. – 304 с. – Текст: непосредственный.
15. Комиссаренко, С.С. Западники и славянофилы: современные контрапункты проблемы национально-культурной идентичности России / С.С. Комиссаренко. – URL: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2016_Sbornik/2016_Dokladi/2016_sec2_020.pdf. (дата обращения: 07.02.2025). – Текст: электронный.
16. Митрошенков, А.О. Философия славянофилов в современных российских исследованиях / А.О. Митрошенков. – Текст: непосредственный // Вестник РУДН. Серия: Философия. – 2003. – № 1 (9). – С. 129–135.
17. Назаров, М.В. Русская идея и современность / М.В. Назаров. – Москва, 2010. – 322 с. – Текст: непосредственный.
18. Рубанцова, Т.А. Формирование национальной идеи в философском дискурсе западников и славянофилов в XIX веке / Т.А. Рубанцова. – Текст: непосредственный // Идеи и идеалы. – 2023. – Т. 15. – № 2. – С. 28-35.
19. Рябий, М.М. Об одной из причин разногласий западников и славянофилов / М.М. Рябий. – Текст: непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2009. – № 5. – С. 293–299.
20. Тарасов, Б.Н. Чаадаев / Б.Н. Тарасов. – Москва: Молодая гвардия, 1996. – 448 с. – Текст: непосредственный.
21. Хомяков, А.С. Всемирная задача России / А.С. Хомяков. – Москва: Благословение: Институт русской цивилизации, 2011. – 780 с. – Текст: непосредственный.
22. Хомяков, А.С. Сочинения. В 2 т. Т. 1 / А.С. Хомяков. – Москва: Медиум, 1994. – 589 с. – Текст: непосредственный.
23. Цимбаев, Н.И. Славянофильство (из истории русской общественно-политической мысли XIX века) / Н.И. Цимбаев. – Москва: Изд-во МГУ, 1986. – 271 с. – Текст: непосредственный.
24. Чаадаев, П.Я. Философические письма: статьи, афоризмы, письма / П.Я. Чаадаев. – Москва: Эксмо, 2006. – 541 с. – Текст: непосредственный.
25. Шапошников, Л.Е. История русской религиозной философии: учебник для вузов / Л.Е. Шапошников, А.А. Федоров. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2019. – 410 с. – Текст: непосредственный.