Фрагмент для ознакомления
2
Введение
К началу XIX в. образование в российском обществе начало выполнять заметные функции в сферах социализации и социального регулирования. В первой половине XIX в. складывается системное законодательство, крепко «впаявшее» формационно чуждый институт образования в общественно-политический строй служебным правом. Косметически подновляемое, это законодательство сохранилось до 1917 года. При всей видимости внешне рациональной организации институт образования стал одним из социокультурных тупиков, где к началу XX в. накопились важнейшие противоречия общества.
В XIX веке Россия была разделена на 6 образовательных округов, в каждом из которых располагались учебные заведения всех типов. Для организации и управления учебными заведениями было основано Министерство народного просвещения - центральное государственное учреждение в Российской империи, руководившее учреждениями народного просвещения и науки.
Кроме Московского университета были образованы университеты в Казани, С.-Петербурге, Харькове, Вильно, Дерпте. Близкими к университетам по учебным планам были лицеи – Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле, Ришельевский в Одессе. Это были в основном дворянские учебные заведения. В университеты же с каждым десятилетием главным образом поступали разночинцы. Таким образом, в начале XIX века число университетов в России выросло. Тем не менее в них училось всего лишь 4 тысячи студентов. Российские университеты стали говорить о своих научных изысканиях. «Университет имел большое значение. Он впервые дал свободный выход той огромной внутренней жизни, какая кипела и не могла проявляться в затхлых рамках гимназии... Менделеев, Меншуткин, Бекетов, Докучаев, Фаминцын, Богдагов, Вагнер, Сеченов, Овсянников, Костычев, Иностранцев, Воейков, Петрушевский, Бутлеров, Коновалов оставили глубокий след в истории естествознания в России. На лекциях ... раскрылся новый мир, и все бросились страстно и энергично в научную работу, к которой были так несистематично и неполно подготовлены прошлой жизнью»[ Вернадский В.И. Из прошлого. Февраль 1916 // Очерки и речи. Ч.2. – Пг., 1922. – С.104.].
Вопросы истории университетского образования в Российской Империи в XIX-начале ХХ вв. волнуют многих исследователей, не только историков, но и представителей смежных дисциплин. Крупнейшим исследователем студенчества является А.Е. Иванов[ Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX - начала ХХ вв.: социально-историческая судьба. - М.: РОССПЭН, 1999. - 414 с.]. В советской историографии тема высшего образования была менее популярна, однако в это время были написаны монографии В.Р. Лейкиной-Свирской[ Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. - М.: «Мысль», 1981. - 285 с.], Л.К. Ерманом[ Ерман Л.К. Интеллигенция в Первой русской революции. - М.: «Наука», 1966. - 372.] и Эймонтовой[ Эймонтова Р.Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX в. - М.: «Наука», 1993. - 272 с.]. История высшего образования сегодня весьма объемна, что отразилось в нескольких вышедших недавно очерках, и включает множество направлений[ Аврус А.И. История Российских университетов. Очерки. - Москва: Московский общественный научный фонд, 2001.]. Отдельный научный интерес представляет жизнь студенчества, подробно отразившаяся в воспоминаниях, дневниках бывших студентов, а также в классической художественной литературе.
Актуальность:
Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания исторических основ университетских уставов и их влияние на права и обязанности студентов.
Объект исследования: университетские реформы XIX – начала XX века и влияние их на студенчество.
Предмет: права и обязанности студентов.
Цель работы: рассмотреть вопрос о правах и обязанностях студентов в Российской империи 1804-1917 гг.
Задачи:
1. Дать характеристику университетских уставов: 1804, 1835, 1863, 1884 гг.
2. Рассмотреть права и обязанности студентов.
3. Познакомить с законодательным закреплением положения студентов.
Глава 1. Университетские уставы в XIX начале XX вв.
1.1. Начало формирования российской университетской системы
XIX век начался тяжелыми потрясениями, затронувшие все сферы жизни общества. В 1801 году в ходе произошедшего дворцового переворота был убит император Павел I, на престол взошел его старший сын Александр I. Император, пришедший к власти думал провести реформы во всех сферах жизни русского общества, а также в образовательной сфере.
В 1802 году Александр I дал поручения сенаторам М.Н. Муравьеву и Полоцкому вместе с академиком Н.И. Фусом созвать комитет для создания устава Императорского Московского университета. При обсуждении содержания устава проводились бурные дискуссии об уровне университетской автономии. Предпочтение стояло между французской моделью - строгим государственным контролем над университетом - и немецкой, которая предполагала наделение университета широкой автономией. В итоге члены комитета приняли немецкий вариант. Проект университетского Устава был составлен В.Н. Каразиным, а после откорректирован академиком Н.И. Фурсом[ Аврус А.И. История Российских университетов. Очерки. - Москва: Московский общественный научный фонд, 2001. – С. 65.].
5 ноября 1804 года император Александром I была подписана «Утвердительная грамота Императорского Московского университета», а также его устав. Спустя кое-какое то время, этот документ стал нормативным актом Казанского и Харьковского университетов[ Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М., 2009. – С. 187.]. Таким образом, он стал одним из первых общих университетских уставов Российской империи.
Он включал в себя 16 глав, которые входили 187 статей. Первая глава имела название «Об университете вообще» и определяла главные принципы организации университетского управления. В ней также ставился вопрос, что университет пользуется Высочайшим покровительством и подчиненяется Министерству народного просвещения. Также было указано о том, что университет имеет собственное Правление. Председателем Правления являлся ректор, членами - деканы факультетов. Вместе с Правлением в университете имелся Совет, который по-другому называли общим собранием университета. В ведении Совета была учебная часть университета, членами собрания являлись профессора и адъюнкты. В уставе также прописывалась структура университета. В параграфе № 3 говорилось, что университет составляют:
1. Ординарные и экстраординарные профессоры;
2. Адъюнкты;
3. Магистры;
4. Студенты;
5. Учителя языков, приятных искусств и гимнастических упражнений.
Очень важным является параграф № 8: «Университет имеет Типографию и собственную Цензуру для всех издаваемых Членами его и в Округе его печатаемых сочинений, также для книг, выписываемых им для своего употребления из чужих краев»[ Университетский устав (5 ноября 1804) / Летопись Московского университета. [Электрон. ресурс]. URL: http://letopis.msu.ru/documents/327.].
В первой главе университетского Устава от 1804 года прописаны общие правила касающиеся организации деятельности университетов. Был определен порядок подчинения, органы, управляющие университетом. Университетам было дано право проводить собственную цензуру, таким образом высшие учебные заведения имели возможность определять какие им книги издавать и выписывать из-за границы. Государственный надзор не играл роли при выборе литературы. Точно такой же политике придерживались и немецкие университеты, обладающие широкой автономией.
Следующие главы устава (вторая, третья, четвертая) указывали на информацию о сотрудниках университета – ректоре, профессорах и адъюнктах. Вторая глава, касающаяся ректора, прописывала порядок избрания. Его назначение проходило ежегодно на собрании ординарных профессоров. В главе также сказано о том, что ректор имел широкие полномочия. В некоторых случаях - например, в важных и «времени нетерпящих» случаях он мог единолично принимать решения, не собирая и не согласовывая с Университетским Правлением. Впоследствии, однако он должен был ознакомить членов Правления.
Третья глава устава «О Профессорах и их должностях» прописывала, что в университете должно было быть четыре факультета: отделение нравственных и политических наук, отделение физических и математических наук, отделение врачебных или медицинских наук и отделение словесных наук[ Андреев А. Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX в. М., 1999. – С. 145-148.]. В параграфе 27 прописано, что каждое отделение имеет своего старейшину или декана, который избирается общим университетским собранием из ординарных профессоров.
В главе также прописаны должностные обязанности профессоров:
1. Преподавать курсы самым лучшим образом и объединять теорию с практикой;
2. Следить за открытиями, которые делают европейские коллеги, и знакомить студентов с исследованиями зарубежных ученых;
3. Присутствовать на заседаниях, которые устраивают университетское Правление и другие органы управления университета;
4. Помогать адъюнктам «достигать высшего степени совершенства». В пункте 29 было прописано, что профессор сам выбирает книгу, по которой он будет преподавать студентам, при этом данный материал должен быть одобрен общим собранием университета, отсюда можно сделать вывод о том, что преподаватели не имели полной самостоятельности по этому вопросу.
Четвертая глава содержит информацию «Об Адъюнктах и их должностях», прописано, что – это помощники профессора, который обязан принимать участие во всех практических трудах своих наставников. При этом адъюнкты могли стать экстраординарными профессорами, это звание давало им возможность получать прибавку к жалованию.
В главах со II по IV Университетского устава была четко определена структура заведения, права и обязанности сотрудников и в каких случаях были предусмотрены поощрения за усердный труд. Из этих же глав можно сделать вывод о том, что преподаватели университета не имели больших прав, так как при выборе учебного материала они в первую очередь должны были согласовать с Советом, прежде чем обучать по ним студентов.
В главе X университетского устава 1804 года «О студентах вообще» рассматривался порядок поступления в учебное заведение. Молодой человек, решивший стать студентом, должен был представить Правлению университета свидетельство о своем состоянии и свидетельство директора гимназии, содержащую характеристику поведения ученика и его успехи в науке. Также каждый желающий должен был посетить и прослушать обязательный курс вступительных лекций и только после этого мог перейти к изучению отдельных отраслей науки.
Если студент, прослушавший все курсы своего отделения и пожелавший оставить университет, получал подписанный Правлением аттестат. В нем содержалась информация о том, сколько времени студент получал образование в университете, также внесена информация профессоров и название лекций, которые он прослушал и в обязательном порядке в свидетельство включалась информация о поведении студента.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аврус А.И. История Российских университетов. Очерки. - Москва: Московский общественный научный фонд, 2001.
2. Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М., 2009.
3. Андреев А. Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX в. М., 1999.
4. Вернадский В.И. Из прошлого. Февраль 1916 // Очерки и речи. Ч.2. – Пг., 1922. – С.104.
5. Дружинин Н.М. Воспоминания и мысли историка // Московский университет в воспоминаниях современников: Сборник / Сост. Ю.Н. Емельянов. - М.: Современник, 1989. - С. 601.
6. Ерман Л.К. Интеллигенция в Первой русской революции. - М.: «Наука», 1966. - 372.
7. Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1970-х годов. Записки очевидцев. - Л.: Лениздат, 1991.
8. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX - начала ХХ вв.: социально-историческая судьба. - М.: РОССПЭН, 1999. - 414 с.
9. Иванов А.Е. Студенческая самопомощь в высшей школе Российской Империи // Отечественная история 2002 № 4.
10. Из московских студенческих воспоминаний Ильи Петровича Деркачева// Воспоминания о студенческой жизни. В.О. Ключевский, П.М. Обнинский, Д.Н. Свербеев, С.М. Соловьев, А.И. Кирпичников, В.А. Гольцев, Ф.И. Буслаев и др., - М.: Издание Общества распространения полезных книг, 1899. - С. 191, 193.
11. Короленко В.Г. История моего современника в 4 тт. - Л., 1976.
12. Курова С.В. Гражданское право и образование. Учебно-методическое пособие. М.: 2003.
13. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. - М.: «Мысль», 1981. - 285 с.
14. Николаевский устав 1836-1862. Научная библиотека имени М. Горького. [Электрон. ресурс]. URL: https://library.spbu.ru/ru/521-gospodin-student-imperatorskogo-sankt-peterburgskogo-universiteta-nikolaevskij-ustav-1836-1862.html.
15. Отечественные университеты в динамике золотого века русской культуры / Под ред. Е.В. Олесесюка. СПб., 2005.
16. Полное собрание законов Российской империи 1825–1881 гг. Т. 38. Отделение 1 (1863 г.). СПб., 1866. 942 с.
17. Рожков Н. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики). Л. ; М., 1928. Т. 7. С. 114-139.
18. Русское общество 40-50-х гг. XIX в. Часть II. Воспоминания Б. Н. Чичерина. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 254 с.
19. Сабашников М.В. Воспоминания. В университете // Московский университет в воспоминаниях современников: Сборник / Сост. Ю.Н. Емельянов. - М.: Современник, 1989. - С. 556.
20. Указ Александра II от 6 апреля 1865 г. «О даровании некоторых облегчений удобств отечественной печати» [Электронный ресурс] // Медиатека факультета журналистики МГУ. URL: http://site.mediascope.ru/?q=node/64 (дата обращения: 11.02.2025).
21. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX в. - М.: «Наука», 1993. - 272 с.
22. Университетский устав (5 ноября 1804). [Электрон. ресурс]. Летопись Московского университета.URL: http://letopis.msu.ru/documents/327
23. Университетский устав (26 июля 1835). [Электрон. ресурс]. Летопись Московского университета. URL: http://letopis.msu.ru/documents/2123
24. Университетский устав (18 июня 1863). [Электрон. ресурс]. Летопись Московского университета. URL: http://letopis.msu.ru/documents/2760
25. Университетский устав (18 августа 1884). [Электрон. ресурс]. Летопись Московского университета. URL: http://letopis.msu.ru/documents/2761