Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Терроризм сегодня представляет угрозу безопасности как РФ, так и других государств. В XX веке терроризм стал международным, транснациональным криминальным явлением. Тогда для всего международного сообщества, не ограничиваясь границами государств, стало проблемой бороться с проявлениями террористической деятельности, которая в последние годы усилилась и расширилась. Наиболее эффективной основой для универсальной конвенции по международному терроризму может быть только точная формулировка юридического определения международного терроризма и логическое объяснение его состава. Такая ситуация делает особенно важным рассмотрение международного терроризма как международного преступления. Тема исследования остается актуальной в настоящее время. Угроза терроризма и экстремизма не только для отдельных государств, но и для международного сообщества - реальность. В последние десятилетия в России резко возросла опасность террористических актов, направленных на массовые убийства, взрывы и поджоги. Показательным примером активизации деятельности террористических группировок выступает активизация деятельности в Брянской области и террористический акт в «КРОКУС СИТИ ХОЛЛ», в котором пострадало более 300 человек. Терроризм представляет угрозу как для внутренней, так и для внешней безопасности государства. В этой ситуации совершенствование уголовного законодательства России в вопросе ответственности за терроризм и судебной практики играет важную роль. Вопрос об улучшении данной нормы остается открытым и вызывает серьезные дискуссии. Несмотря на принятие законодательных актов о противодействии терроризму, все еще существуют сложности с определением террористического акта и отграничением его от смежных преступных деяний.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: во-первых, острота угрозы терроризма в условиях реформирования социально-политического устройства и экономического развития России. В этих условиях меры противодействия террористам должны быть эффективными, но в реальности это не всегда удаётся сделать в силу ряда причин; во-вторых, препятствия в восстановлении нарушенных прав потерпевших от террористических актов, например, отсутствие чёткого понимания субъектного состава обязательств по возмещению вреда в результате террористического акта влечёт неурегулированность механизма возмещения вреда; в-третьих, несовершенство нормативной правовой базы. Практика применения Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» показывает наличие недостатков и противоречий в правовом регулировании соответствующих правоотношений. Устранение этих недостатков позволило бы обеспечить надлежащий уровень правовой и социальной защищённости жертв террористических актов.
Цель исследования анализ социально-правовой защиты лиц, пострадавших от терроризма.
Для достижения этих целей мы сформулировали следующие задачи:
-раскрыть понятие, рассмотреть основные задачи и цели социальной защиты;
-дать понятие, определить сущность и современные тенденции терроризма;
-исследовать социальную реабилитацию лиц, пострадавших в результате террористического акта;
-определить меры, направленные на предупреждение и пресечение терроризма, организационные основы противодействия терроризму;
-рассмотреть проблемы правового регулирования социальной защиты лиц, пострадавших от терроризма.
Объектом исследования выступают общественные, складывающиеся при исследовании социально-правовой защиты лиц, пострадавших от терроризма.
Предметом исследования являются: правовые нормы в России, касающиеся социально-правовой защиты лиц, пострадавших от терроризма.
Степень изученности темы в научной литературе.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: международные нормативные правовые акты: Устав Организации Объ-единенных Наций, международные конвенции, относящиеся к международ-ному терроризму, материалы Комиссии международного права, соответ-ствующие резолюции Совета Безопасности ООН, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Статут международного уголовного суда, Конституция РФ; законодательство РФ: Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», материалы правоприменительной и судебной практики.
Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Андрианова А.О., Бастрыкин А.И., Гетьман-Павлова И.В., Долгополов П.С., Землин А.И., Землин А.И., Кафтан В.В., Клевцов К.К., Липкина Н.Н., Кули-Заде Т.А., Муркштис М.И., Толстых В.Л., Чернядьева Н.А., Полякова С.Б., Телегина А.С., Шершень Т.В. и другие авторы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Характеристика основных особенностей работы. Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере правового регулирования социально-правовой защиты лиц, пострадавших от терроризма.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
1.1 Понятие, основные задачи и цели социальной защиты
Социальная политика в России основывается на конституционном принципе, согласно которому Российская Федерация является социальным государством, гарантирующим достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7 Конституции РФ).
Часть 2 ст.7 Конституции РФ предусматривает охрану труда и здоровья человека, гарантирует минимальный размер оплаты труда, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивает систему социальных служб, гарантирует государственные пенсии, пособия и иные виды социальной защиты.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ всем гражданам гарантируется социальное обеспечение по старости, болезни, инвалидности, потере кормильца, содержание детей и в других случаях, предусмотренных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность .
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на медицинское обслуживание и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается населению бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Часть 2 ст.43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый имеет право на свободный доступ к высшему образованию на конкурсной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч.3 ст.43 Конституции РФ) .
В соответствии с ч.7 ст.75 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются обязательное социальное страхование, социальная помощь гражданам, скользящие социальные пособия и иные социальные выплаты в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ч.2 ст.44 Конституции РФ, каждый имеет право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям.
В соответствии с пп. "в", "в.2" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, охраны окружающей среды, прав человека и гражданина, инвалидов и обеспечить функционирование системы социальной защиты инвалидов на основе полного и равного осуществления ими своих прав и свобод и социальной интеграции без дискриминации .
Социальная защита - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп.
Основные задачи социальной защиты: избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход у семьи ниже прожиточного минимума; оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях; содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.
Основные цели социальной защиты: предотвращение и смягчение социальных неравенств; обеспечение минимального уровня жизни и благополучия; поддержка граждан в сложных жизненных ситуациях (безработица, болезнь, инвалидность); создание условий для равных возможностей в доступе к образованию, здравоохранению, труду и другим социальным ресурсам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 года // A/RES/59/290
3. Арабская конвенция о наказании за терроризм // Международное право. International Law. - 2004. - № 1(17). - С. 224-240.
4. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и протоколы к ней. - Нью-Йорк: ООН, 2002. - 98 с.
5. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. Принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 года // Московский журнал международного права - Moscow journal of international law. - 2001. - №. 1. - С. 232-238.
6. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (одобрена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г.) // СПС Гарант. Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https://base.garant.ru/2541140. Дата обращения: 22.02.2025.
7. Статьи об ответственности государств за международно - противоправные деяния, разработанных Комиссией международного права ООН. Приложение к резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 56 / 589 от 12 декабря 2001 года / Лукашук И.И. Право международной ответственности. - М., 2004. - С. 381 - 393.
8. Дипломатическая конференция полномочных представителей под эгидой Организации Объединенных Наций по учреждению Международного уголовного суда, Рим, 15 июня - 17 июля 1988: Официальные отчеты. - Нью-Йорк: ООН, 2002. - Т. 1-2.
9. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность» // http://www.un.org/russian/secureworld.
10. Доклад Рабочей группы по разработке политики по вопросу о роли Организации Объединенных Наций в связи с терроризмом. - Нью-Йорк: ООН, 2002. - 20 с.
11. Резолюция Совета Безопасности ООН 1566 от 8 октября 2004 года // http://www.un.org/russian/document/scresol/res2004/resl 566. htm.
12. Резолюция Совета Безопасности ООН 1373 от 26 сентября 2001 г.//Дипломатический вестник. - 2001. - № 10. - С. 86-88.
13. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 42/159. // Вестник МИД СССР. - 1988. - № 10. - С. 21.
14. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954
15. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" // Собрание законодательства РФ, - 2006. - № 11. - Ст.1146
16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 4, апрель, 2012
17. Андрианова А.О. Некоторые особенности личности и роли субъекта преступления в рамках уголовно-правового противодействия финансированию терроризма // Юрист. 2021. № 3. С. 70 - 74.
18. Баженов, О. Н. Проблемы законодательного закрепления и применения уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за террористический акт / О. Н. Баженов // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. – 2021. – № 2(87). – С. 32-37.
19. Бастрыкин А.И. Современные способы противодействия терроризму и экстремизму // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 6. С. 167 - 170.
20. Гаджиева, Э. М. Террористический акт / Э. М. Гаджиева // Молодой ученый. – 2020. – № 40(330). – С. 98-100.
21. Долгополов П.С. Экстремизм: понятие и меры по противодействию // СПС КонсультантПлюс. 2023.
22. Долгополов П.С. Терроризм: понятие и противодействие // СПС КонсультантПлюс. 2023.
23. Землин А.И. Безопасность жизнедеятельности для транспортных специальностей: противодействие терроризму на транспорте : учебник для среднего профессионального образования / А. И. Землин, В. В. Козлов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 155 с.
24. Измайлов Т.А. Деятельность террористических и экстремистских организаций как основная угроза подрыва государственной и общественной безопасности / Т. А. Измайлов // Студенческий вестник. – 2021. – № 45-3(190). – С. 29-32.
25. Истомина, К. В. Уголовная ответственность за террористический акт и содействие террористической деятельности / К. В. Истомина, А. Г. Ковалев // Материалы Афанасьевских чтений. – 2020. – № 4(33). – С. 5-8.
26. Кафтан В.В. Противодействие терроризму : учебное пособие для вузов / В. В. Кафтан. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 261 с.
27. Клевцов К.К. Структура норм, регламентирующих международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции // Мировой судья. 2022. № 2. С. 7 - 11.
28. Кодзокова, Л. А. Феномены экстремизма и терроризма как актуальные проблемы современности / Л. А. Кодзокова, К. А. Карчаева // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 8(171). – С. 407-409.
29. Кучина Ю.А. Повышение благосостояния работников как приоритетная задача социальной политики государства // Трудовое право в России и за рубежом. 2023. № 4. С. 8.
30. Лизавин, Н. С. Проблема финансирования терроризма через невзаимозаменяемые токены (NFT) / Н. С. Лизавин // Научный аспект. – 2023. – Т. 7, № 4. – С. 877-881.
31. Мазний, Д. Н. Проблемы уголовной ответственности за террористический акт и акт международного терроризма / Д. Н. Мазний // Проблемы науки. – 2022. – № 6(74). – С. 66-68.
32. Правовые и организационные аспекты обеспечения противодействия терроризму на транспорте : учебник для вузов / А. И. Землин, О. М. Землина, В. В. Козлов, И. В. Холиков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 155 с.
33. Пузыревский, Р. В. Психология противодействия терроризму и экстремизму: технические средства и технологии против террористических угроз / Р. В. Пузыревский, Н. И. Ткаченко, П. С. Заигров // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 38. – С. 953-958.
34. Рысев, Ф. В. Международный терроризм и борьба с ним / Ф. В. Рысев // Академическая публицистика. – 2023. – № 12-2. – С. 335-340.
35. Террористический акт как преступление против общественной безопасности / М. А. Аверкина, В. В. Лизина, Н. С. Ямковенко, Д. А. Орлов // Интерактивная наука. – 2020. – № 4(50). – С. 99-103.
36. Толстых В.Л. Правовой режим Каспийского моря по Конвенции 2018 г. и интересы прикаспийских государств // Российский юридический журнал. 2020. № 1. С. 9 - 19.
37. Федякин, К. П. Терроризм как угроза национальной безопасности / К. П. Федякин // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2022. – Т. 2, № 4(103). – С. 124-130.
38. Шлыченко, Н. О. Информационный терроризм и борьба с ним / Н. О. Шлыченко, Л. А. Спектор // Аллея науки. – 2024. – Т. 1, № 3(90). – С. 457-461.
39. Яновская, О. Р. Социальная политика государства и базовый доход / О. Р. Яновская // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 7(156). – С. 156.