Фрагмент для ознакомления
2
В педагогике мировоззрение надо представить, как характерную форму сознания человека, которая включает в себя систему его знаний, взглядов, убеждений, идеалов и которое выражает его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах [2].
Формирование мировоззренческих знаний обеспечивается на протяжении всего развития человека. Оно совершенствуется, приобретает новую структуру.
В. И. Шинкарук и В. Т. Иванов утверждают: «Мировоззренческие знания, которые дает философия, органически влияют на формирование... людей уже в детстве, в семье, в школе, но не непосредственно, а через освоение проникнутой философскими идеями духовной культуры общества» [30; c. 47].
Основным компонентом процесса формирования научного мировоззрения является формирование знаний о процессе научного познания. Это связано с тем, что научное мировоззрение включает в себя не только понимание того, что из себя представляет окружающий мир, но и того, как человек познает мир [31; c.74].
Мировоззренческие знания — это знания, которые являются основой мировоззрения. Система знаний выражается в представлениях и понятиях и включает в себя знания, полученные разнообразным способом — повседневные, профессиональные или научные [20].
Мировоззренческие знания охватывают весь процесс обучения и даже выходят за него, так как в процессе своей деятельности ребенок использует различные знаний об окружающем его мире [1].
Базовые («бытовые») знания, то есть знания, полученные детьми в процессе повседневной жизни, которые семья закладывает в сознание младших школьников, помогают осознавать свою идентичность, различать добро и зло, формировать свои взгляды на окружающий мир [24; c.44].
На рисунке 1 приводится схема общих мировоззренческих знаний, которые получают свое развитие в начальной школе.
Рисунок 1 – Система мировоззренческих знаний в рамках изучения курса «Окружающий мир» [5]
Мировоззрение включает четыре компонента:
- Познавательный. Система знаний и представлений об окружающей реальности, полученных через рациональное познание, повседневный опыт или традиции.
- Ценностно-нормативный. Совокупность ценностей, идеалов, убеждений и нравственных принципов, которыми руководствуется человек.
- Эмоционально-волевой. Эмоциональное, чувственное отношение к ценностям и убеждениям, а также психологическая установка на готовность действовать в соответствии с ними.
- Практический. Реальная жизненная позиция и поведение человека, то, как убеждения, идеалы и ценности претворяются в практику повседневной жизни [11; c.45].
Мировоззренческие знания помогают детям:
1. Развивать критическое мышление: умение анализировать информацию, задавать вопросы и делать выводы.
2. Формировать нравственные ориентиры: понимание основ морали и этики, что способствует формированию ответственного отношения к себе и окружающим.
3. Создавать представление о мире: познание различных культур, традиций и исторического контекста, что расширяет кругозор и способствует развитию толерантности [3; 7].
Начальная школа – это период, когда обучающиеся особенно восприимчивы к новым знаниям, что позволяет им легче усваивать информацию. В этом возрасте у обучающихся формируется интерес к окружающему миру.У младших школьников активно развивается память и воображение, что помогает им визуализировать и запоминать события. Раннее знакомство с закономерностями развития окружающего мира способствует формированию мировоззренческих знаний [9; c.96].
Младший школьный возраст – это период начального обучения в школе. Ведущим видом деятельности является учение. В результате обучения у обучающихся формируются познавательные процессы, происходит формирование личности, формирование самосознания [7; с. 45].
Младший школьный возраст – это этап формирования личности в период от 7 до 10 лет, то есть период обучения в школе с 1 по 4 класс.
Л.С. Выготский утверждает, что младший школьный возраст является переходным рубежом между игровой деятельностью и учебной. В этот период у обучающихся наблюдается перестройка познавательных процессов, обретение нового социального статуса «школьника», переход в новый коллектив, овладение учебными действия [4; с. 141].
В исследованиях ученых (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.) обращается внимание на то, что именно этот возраст является сенситивным для формирования интеллектуальных, социальных и нравственных качеств, а это является основой формирования мировоззренческих знаний [4; 5].
Младшие школьники благодаря учебной деятельности учатся управлять вниманием, настраиваться на предстоящую работу, выполнять задания и решать познавательные задачи. У учеников развиваются и дифференцируются познавательные интересы, проявляются способности, что позволяет достигать успехов по определенным предметам, которые наиболее привлекательны [19; c.52].
Некоторые особенности формирования мировоззренческих знания младшем школьном возрасте:
–знания носят, в основном, непроизвольный, пассивный характер. Ребёнок не ставит перед собой специальные задачи представить себе что-либо и не владеет необходимыми для этого действиями.
– образы возникают в ходе игры, рисования, конструирования, слушания рассказов, сказок.
– отличительная особенность образов представления у ребёнка – их яркость, эмоциональность, лёгкость возникновения и смены.
– постоянное возникновение образов помогает ребёнку узнавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному [16; 24].
В работе Е.Ф. Козиной представлено содержание и педагогические условия, необходимые для формирования у младших школьников мировоззренческих понятий:
– необходимость поддержания преемственности в уже сформированных представлениях о пространстве и времени у обучающихся в период дошкольного возраста и вхождения в начальную школу;
– систематизация знаний обучающихся начальных классов о пространстве и времени, и реализация этой системы через методику изучения данных категорий;
– вовлечение обучающихся в целенаправленное наблюдение за реальными объектами и явлениями окружающего мира как отправная точка процесса формирования научных пространственно-временных представлений у младших школьников в рамках постоянно осуществляемого соотнесения модели и оригинала;
– реализация междисциплинарно-тематического подхода к исследованию учащимися начальных классов пространства и времени в предметах естественного, гуманитарного циклов [14; с. 63].
В начальной школе формируется интерес к обучению, который рассматривается как часть окружающего обучающегося мира, что способствует развитию его мировоззренческих знаний. Младший школьник на доступном уровне начинает понимать важность и ценность своего окружения, замечая в привычной среде новые стороны и учась взаимодействовать с ней осознанно [13; c. 141].
Л.А. Леньшина, Е.Н. Герасина, Н.В. Леньшина отмечают, что восприятие какой–либо информации младших школьников находится также в непосредственной связи с деятельностью. Соответственно, обучающиеся максимально полно усваивают информацию при условии, что выполняют какую–либо деятельность, связанную с ней. Обучающиеся младшего школьного возраста продолжают быть импульсивными, действия совершаются под влиянием эмоций. Недостаточная произвольность действий, слабость самоконтроля обусловлены формирующимися механизмами волевой регуляции поведения [17; с. 57].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранов, С. П. Сущность процесса обучения / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
2. Бекетова, С. И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии / С.И. Бекетов, Р.И. Гайсин. - Казань: Отечество, 2012. - С. 125.
3. Бекетова, С.И. Психолого-педагогические особенности формирования научного мировоззрения школьников / С.И. Бекетов, Ф.Г. Газизова// Образование и саморазвитие. - 2015. - № 4 (32). - С. 149-154.
4. Выготский, Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. – Москва: Лабиринт, 2020. – 127 с
5. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В.В, Давыдов. - М.: Пед. о-во России, 2001. - 423 с.
6. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. - М.: ЧеРо, 2005. - 524 с.
7. Герасимова Т. П., Ковалевская М. К., Панчешникова Л. М. Формирование мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения географии. М. : Педагогика. 96 с.
8. Голицына, И.Н. Формирование научного мировоззрения учащихся в условиях информатизации образования / И.Н. Голицына // Инновационные образовательные технологии. – 2020. – №1(5). – С. 29-34.
9. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста. – М.: ФЛИНТА, 2021. – 271 с.
10. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация / В.И. Загвязинский. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 192 с.
11. Залеский, Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г.Е. Залеский. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 146 с.
12. Замбацявичене, Э.Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей / Э.Ф. Замбацявичене // Дефектология. - 1984. - № 1. - С. 28-34.
13. Ильченко, В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников / В.Р. Ильченко. - М.: Просвещение, 1993. - 450 с.
14. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. - М.: Издательство «Юрайт», 2018. - 256 с.
15. Кривоногова, Н. Н. Методические рекомендации проведения экскурсий в начальной школе / Н. Н. Кривоногова, Р. В. Никитина // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 368-370. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47109/ (дата обращения: 07.03.2025).
16. Крутецкий, В. А. Психология / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
17. Леньшина, Л. А.Обучение без стресса, или Гармоничное развитие дошкольников и детей младшего школьного возраста = Гармоничное развитие дошкольников и детей младшего школьного возраста : настольная книга для каждого учителя, воспитателя, родителя / Леньшина Л. А., Герасина Е. Н., Леньшина Н. В. - Саратов : Десятая Муза ; Москва : [б. и.], 2016. - 119 с.
18. Магомедова, А.И. Научные знания - основа развития мировоззрения учащихся в процессе обучения физической географии // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-znaniya-osnova-razvitiya-mirovozzreniya-uchaschihsya-v-protsesse-obucheniya-fizicheskoy-geografii (дата обращения: 24.05.2025).
19. Машкова, В. С. Применение сезонных экскурсий в целях развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста / В. С. Машкова // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 550-552. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103966/ (дата обращения: 10.05.2025).
20. Мощанский В. Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики / В.Н.Мощанский. - М.: Просвещение, 1989. - 133 с.
21. Научное мировоззрение и социалистическая культура / [В. И. Шинкарук, В. П. Иванов, Н. И. Михальченко и др.; Отв. ред. В. И. Шинкарук, В. П. Иванов]; АН УССР, Ин-т философии. - Киев : Наук. думка, 1988. - 303 с.;
22. Петрова, Т. И. Роль экскурсии в экологическом образовании учащихся начальных классов / / Т. И. Петрова, С. С. Петров // МНКО. - 2020. - №4 (83). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ekskursii-v-ekologicheskom-obrazovanii-uchaschihsya-nachalnyh-klassov (дата обращения: 10.05.2025).
23. Приходько В. Е. Формирование личности в младшем школьном возрасте: монография. – М.: Перо, 2019. – 152 с.
24. Пуйлова, М.А. Формирование мировоззренческих представлений у младших школьников в процессе овладениями знаниями / М.А. Пуйлова И.А. Терских, С.Л. Налесная // Концепт. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mirovozzrencheskih-predstavleniy-u-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-ovladeniya-znaniyami (дата обращения: 08.03.2025).
25. Сластенин, В.А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
26. Смирнова, Н.З. Пришкольный учебно-опытный участок : учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева / Н.З. Смирнова, Е.А. Галкина. – Красноярск, 2009. – 192 с.
27. Соколова, С.Ю. Формирование научного мировоззрения старшеклассников на основе представлений о физической картине мира / С.Ю. Соколова // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2007. -№ 2(30). - С. 121-125.
28. Стаматова, Р. Использование экскурсий при изучении природы в начальной школе / Р. Стаматова // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-ekskursii-pri-izuchenii-prirody-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 04.03.2025).
29. Тест структуры интеллекта Амтхауэра : приложение к книге "Практикум по возрастной психологии" : [учебно-методическое пособие] / сост.: Ж. А. Балакшина, Т. В. Прохоренко. - Санкт-Петербург : Речь, 2002. - 45 с.
30. Шинкарук, В.И. Актуальные проблемы исследования мировоззренческих функций диалектического материализма / В.И. Шинкарук, В.Т. Иванов // Вопросы философии. - 1991. - № 2. - С. 47.