Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изучение конструктивистских теорий этносов крайне актуально в современном мире, поскольку они позволяют критически осмыслить природу этничности и особенности развития этнических процессов.
Большинство исследований, посвященных вопросам формирования этноса, основаны на примордиалистском подходе о том, что этническая идентичность является фиксированной. Однако конструктивисты придерживаются противоположного взгляда отмечая, что этническая идентичность меняется со временем и часто является продуктом тех самых политических и экономических явлений, для объяснения которых она используется.
Вместо восприятия этноса как данности, основанной на объективных признаках, конструктивизм акцентирует внимание на его формировании через социальные, политические и культурные процессы.
Это особенно важно для понимания и решения этнических конфликтов, которые зачастую возникают из-за представлений об этносе как о неизменной и исключительной категории. Анализ конструирования этнической идентичности позволяет выявить манипулятивные практики использования этничности в политических целях и способствует разработке стратегий для мирного сосуществования различных этнических групп.
Понимание того, как формируются этнические границы, позволяет критически оценить существующие мифы и стереотипы, а также способствует развитию мультикультурного общества. В эпоху взаимосвязанности мира критическое осмысление этничности становится необходимым условием для построения инклюзивного и справедливого мира.
Объектом исследования является этнические теории.
Предметом исследования являются конструктивистские теории этноса.
Целью исследования является выявление сущности и особенностей конструктивистских теорий этноса.
Достижению поставленной цели служат следующие задачи:
- рассмотреть примордиалистскую парадигму;
- раскрыть суть теории инструментализма;
- дать характеристику конструктивизму;
- проанализировать концепцию «воображаемых сообществ» Б. Андерсона;
- исследовать конструктивистскую парадигму Э. Хобсбаума;
- изучить конструктивистский подход Э. Геллнера.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания объективной действительности. Применялись также основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы, прежде всего конкретно-исторический, сравнительный, основные общелогические методы познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция.
Степень разработанности темы. Комплексное исследование научных проблем, поднятых в исследовании, вызвало необходимость обратиться к трудам российских ученых, занимавшихся анализом различных аспектов конструктивистских теорий: Бучек А.А. , Омелаенко Н.В. , Сертакова Е.А. , Согомонян А.С. , Шипулин В.О . и др.
В условиях роста этнической напряженности в мире вопросы, связанные с изучением конструктивистских теорий этничности, ключевыми из которых являются такие теории как «воображаемое сообщество», геллнеровская и хобсбаумская концепции формирования национализма и наций, позволят объяснить причины происходящих этнических процессов.
Анализ источников. Исследование проводилось на основе анализа трудов ведущих ученых-конструктивистов современности. Среди них стоит выделить Б. Андерсона , Э. Хобсбаума и Э. Геллнера .
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя шесть параграфов, заключения и списка источников и литературы.
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.1. Примордиалистская парадигма
Одной из первых теорий, объясняющих этнополитические процессы, является концепция примордиализма. Примордиализм - это понятие, которое впервые ввел в оборот американский социолог Эдвард Шилс (1910-1995). В своей известной статье, написанной в 1975 году, он утверждал, что национальная идентичность естественна, невыразима и «объясняется узами крови». Эдвард Шилз определил суть примордиализма следующим образом – это совокупность признаков, которые отличают ту или иную общность и которая отличается общим родственным происхождением . То есть представителей той или иной общности объединяет вера в общих предков, единство обрядов и языка.
Представители примордиализма считают, что этническая принадлежность — это врожденная, изначальная характеристика людей, укорененная в общей культуре, языке, религии или даже кровном родстве. Он рассматривает этнические группы как древние, почти неизменные общности, существующие задолго до формирования современных государств.
В понимании примордиалистов этническая идентичность глубоко укоренена в человеческой психике и определяет политическое поведение. Межэтнические конфликты объясняются естественной несовместимостью между разными этническими группами, которые стремятся сохранить свою уникальность. Это может проявляться в форме национализма и сепаратизма. Критики утверждают, что примордиализм игнорирует динамику этнической идентичности, упрощает сложные социальные процессы и может служить оправданием для дискриминации и насилия.
Учитывая, что этническая идентичность имеет древнее происхождение, она играет решающую роль в формировании личной и коллективной идентичности, часто приводя к сильной лояльности среди членов группы.
В какой-то степени нации обладают «естественной» сущностью, которую можно рассматривать как объединяющую силу и источник конфликтов в различных обществах.
В современном дискурсе теория примордиализма используется для объяснения причин этнополитических конфликтов и националистических движений в различных частях мира.
По сути, сторонники примордиализма считают, что этническая идентичность и объективные элементы, такие как религия, язык, кровные узы, уже «даны». И эти ценности передаются из поколения в поколение без особых изменений. Примордиалисты склонны считать, что нации формируются естественным образом.
Стоит отметить, что примордиалисты относят этничность к первой стадии, а национализм - ко второй. Более того, примордиалисты считали, что национализм — это явление, возникшее после формирования этничности. Кроме того, разделение людей на различные этнические группы является частью естественного процесса, и эти группы исключают то, что они считают для себя чуждым.
«Происхождение» — это самая центральная тема для примордиалистов. Понятия родства, биологических связей, крови и родословной очень важны для национальной лояльности. Однако для примордиалистов существует разница между расизмом и национализмом. В понимании примордиалистов расизм — это идеология, которая учитывает биологические и физические различия, в то время как национализм - гораздо более гибкая идеология, которую можно рассматривать по-разному. На наш взгляд, справедливо отмечает американский историк Джордж Фредриксон, что «о расовых настроениях или идеологии можно говорить в том случае, когда различия, которые могли бы рассматриваться просто как этнокультурные, представляются врожденными, неустранимыми и неизменными» .