Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сказочные персонажи появляются у детей, которые еще не умеют говорить. Вместе с родителями иллюстратор становится их первым воспитателем и учителем. Иллюстрации несут в себе высокохудожественную образность, которая дает ребенку ценностные ориентиры для таких понятий, как добро и зло, правда и ложь, простота и хитрость, гармония и вражда. Это первое, что формирует эстетическое чувство ребенка, учит ассоциативному мышлению, восприятию образов, цветов, пропорций и фактур. Рассматривая созданные иллюстратором образы, ребенок узнает о своей стране, ее людях и накопленной веками высшей мудрости.
А те, кто вырос на сказках своей страны, всегда будут уважать чужие традиции и культуру. В детских художественных школах много времени уделяется иллюстрированию народных сказок. Однако следует попытаться систематизировать этот опыт и обратиться к русским народным сказкам, чтобы найти новые приемы и методы обучения маленьких учеников. Сказки с героями-животными, как правило, короткие и имеют единый сюжет. Это позволяет детям лучше понять структуру сюжета. Они рассказывают о симбиозе диких и домашних животных, птиц, рыб, насекомых и человека.
Процесс изучения и изображения сказок можно охарактеризовать как интеллектуальную игру, игру, в которой образы создаются художественными средствами. Как известно, в начальной школе знания и умения учащихся еще слабы, и учителю необходимо, прежде всего, развивать у них наблюдательность и зрительную память.
При иллюстрировании произведений русского фольклора с детьми младшего школьного возраста необходимо изучить следующие аспекты работы иллюстратора: изучение строения и пластики фигур и животных, обучение приемам декоративно-художественной иллюстрации, описание их особенностей, создание сказочных образов, изучение различных художественных приемов преобразования реалистических предметных форм в декоративные мотивы, изучение различных художественных приемов, необходимо сосредоточиться на изучении стилистических особенностей иллюстраторов.
Цель исследования: Выявить педагогические условия, влияющие на развитие творческого воображения учащихся средней школы в процессе иллюстрирования литературных произведений.
Задачи исследования: провести теоретическое исследование литературных источников по развитию воображения;
проанализировать влияние устного народного творчества на развитие воображения учащихся средней школы;
выявить конкретные методы обучения устному народному творчеству в процессе иллюстрирования литературных произведений;
Объект исследования: процесс развития творческого воображения учащихся средней школы. Предмет исследования: Творческое воображение учащихся средней школы на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений. Гипотеза исследования: Использование устной литературы на уроках изобразительного искусства в начальной школе способствует развитию воображения учащихся. Методы исследования: теоретический обзор литературы по вопросам творчества и развития воображения; анализ методов преподавания иллюстраций. Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных материалов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика понятия «творческое мышление»
Использование новых, нестандартных и интересных методов развития творческого мышления у учащихся начальной школы способствует развитию познавательного интереса учащихся к обучению и познавательной активности. Стремление повысить познавательный интерес учащихся к предмету побуждает их к поиску форм, приемов и методов работы, которые более эффективно и действенно влияют на уровень мотивации и обеспечивают сознательную активность учащихся в попытках приобретения знаний. Деятельность преподавателя и студентов на занятиях определяет ключевую роль выбора методов.
Все методы, используемые в сфере образования, определяются спецификой искусства. Для развития творческого мышления учащихся на уроках искусства можно использовать следующие педагогические методы Метод «открытий», когда творческая деятельность порождает новые идеи и открытия. Метод индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности. Процесс исследовательской деятельности стимулирует творческую активность учащихся младших классов и помогает им найти оптимальное решение изучаемой проблемы. Метод свободной деятельности в рамках ограничений.
С одной стороны, постоянно стимулируйте творческие способности учащихся в рамках широкой палитры возможностей, с другой - уточняйте границы и следите за их соблюдением. Диалоговые методы. Учитель и ученик - собеседники. Методы сравнения. Методы стимулирования творческого мышления. В классе необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же проблемы. Творческие мастерские. Мастерские функционируют как ряд развлекательных, образовательных, культурных, художественных и творческих пространств, где дети приобретают жизненный опыт и ценности, открывают факты, строят собственные знания, формируют ценности и культуру [3].
Одним из эффективных способов поддержания интереса к занятиям искусством являются выставки и конкурсы или вернисажи, на которых демонстрируются творческие работы учащихся. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и социальной творческой активности [8]. Такие техники, как «акватипия», «граттаж», «набрызг», «брызги», «эстамп», «кляксография», «монотипия» и работа на манке, можно использовать на уроках, чтобы увлечь учащихся и дать возможность каждому выявить и развить свои таланты и творческое мышление.
На уроках учащиеся могут использовать различные техники, например, рисовать пальцем, палочкой, кистью или карандашом; рисовать на скомканной или сырой бумаге; комбинировать различные материалы для рисования; печатать картины, используя различные методы и материалы. Несмотря на то, что эти задания относительно просты, они очень важны для развития творческого воображения, так как позволяют учащимся понять механизмы создания художественных образов.
Для успешного решения поставленных задач организация творческой деятельности подчиняется следующим правилам: со-творческий диалог; свободный выбор действия; равенство - все участники равны; соответствующий эмоциональный фон поля, возможность ошибаться. Все занятия проводятся по схеме «от простого к сложному». Это дает равные возможности для освоения визуальных языковых навыков. Возможны и нетрадиционные уроки: игровые, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины, уроки-праздники.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астахов А.И. Креативное развитие младших школьников творчеством / А.И. Астахов. – М, 2006. – 580 с.
2. Богоявленская Д.Б. Путь к реальному творчеству / Д.Б. Богоявленская. – М. : Знание, 2007. – 98 с.
3. Божович Л.И. Формирование личности в младшем школьном возрасте / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 1999. – 464 с.
4. Борзова В.А. Развитие креативного мышления в начальной школе / В.А. Борзова. – М, 2012. – 320 с.
5. Венгер А.А. Педагогика способностей / А.А. Венгер. – М. : Просвещение, 2001. – 106 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 2007. – 93 с.
7. Горяева Н.А. Путешествие в мир искусства: Из опыта работы / Н.А. Горяева. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.
8. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева // Начальная школа. – 2001. – 31 с.
9. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении младших школьников изобразительной деятельности: Книга для учителей начальной школы / Г.Г. Григорьева. – М. : Просвещение, 2005. – 64 с.
10. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей / В.Н. Дружинин. – М. : Наука, 2011. – 44 с.
11. Еремина Р.А. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей младшего школьного возраста: Учебное пособие / Мордовский–государственный педагогический институт / Р.А. Еремина. Н.И. Кудрина. – Саранск, 2014. – 70 с.
12. Зальцман Б. Учись! Твори! Развивайся! Ч.2. / Б. Зальцман. – Рига: «Эксперимент», 2009. – 34 с.
13. Иванова Э. Воображение и творчество младшего школьника / Э. Иванова // Начальная школа. – 2007. – 51 с.
14. Иванов И.А. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.А. Иванов. – М. : Педагогика, 2003. – 185 с.
15. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева. – 2011. – 76 с.
16. Ковалев А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – М. : Просвещение, 2005. – 237 с.
17. Комарова Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – М., 2013. – 156 с.