Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ………………………………………. 6
1.1 Проблема формирования личности в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………... 6
1.2 Самосознание как компонент личности .......................................... 10
1.3 Теоретические подходы к изучению самосознания и его
структуры ……………………………………………………………….. 13
Выводы по 1 главе ……………………………………………………... 17
2. АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ………………................................. 18
2.1 Особенности самосознания лиц с высоким уровнем тревожности (Слонова А.И.) …………………………………………………………. 18
2.2 Исследование самосознания личности детей младшего подросткового возраста на основании применения качественного контент-анализа (Вилкина А.Л.) ……………………………………… 20
2.3 Развитие «Образа Я» у воспитанников дома ребенка в первые три года жизни (Авдеева Н.Н.) ……………………………………………. 23
Выводы по 2 главе …………………………………………………….. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…… 31
Фрагмент для ознакомления
2
Самосознание личности — это процесс, в ходе которого человек осознаёт себя через понимание своих потребностей, мотивов, достижений и инстинктов. Наше представление о себе формируется постепенно на протяжении всей жизни и изменяется под влиянием личного опыта. Все мы проходим через схожие этапы развития, которые заложены в нас и не происходят мгновенно.
В психологии самосознание личности — это процесс, в ходе которого человек осознаёт себя и свои взаимоотношения с другими людьми. Важно учитывать индивидуальные особенности самосознания каждого человека, чтобы сформировать полное представление о своей сущности и месте в мире.
Осознание себя как целостной личности позволяет человеку видеть себя со стороны и рассматривать своё «я» как объект взаимодействия с окружающим миром [5].
Первый шаг к самосознанию личности — это осознание себя как активного субъекта, который может оценивать свои действия. По мере развития этой способности важно перейти от простой оценки действий к более сложному процессу самооценки. Важно отметить, что физическое «я» обычно выделяется сначала, а затем возникает и духовное «я». Для подростков процесс самосознания личности происходит в период переходного возраста и сопровождается новыми качествами и изменениями восприятия.
Личность стремится к саморегуляции, самопознанию и формированию отношения к себе через ощущение различия между тем, кем она является на самом деле, и тем, какой могла бы быть в идеальном мире. Это внутреннее сопоставление является важным стимулом для развития самосознания.
Критерии самосознания
Существуют различные критерии самосознания:
1. Отдаление человека от окружающей среды.
2. Принятие того, что человек может управлять своими действиями и мыслями.
3. Перенос качеств других людей на себя.
4. Умение заглянуть внутрь себя, обнаружить скрытые потребности и определить глубинные мотивы своих поступков.
5. Понимание своих характерных черт, личностных особенностей, не только тех, которые есть сейчас, но и тех, которые хотелось бы приобрести в будущем.
Функции самосознания личности
Человек выполняет множество функций, которые являются уникальными для его сущности [21]:
1. Регулятивная. Самосознание личности играет ключевую роль, когда человек проявляет своё отношение к себе и взаимодействует с другими людьми. Это влияет на контроль, организацию и регулирование поведения человека. Национальное самосознание также является частью этого процесса, определяя взаимодействие человека с окружающим миром.
2. Развивающая. Осознание себя является ключом к внутренним и внешним изменениям. Личность, вдохновлённая целью, осуществляет качественные перемены и направляет себя к самореализации.
3. Экзистенциальная. Желание найти смысл жизни возникает из осознания себя как личности.
4. Интегративная. Понимание своей сущности и её роли в формировании внутреннего убеждения является основой для создания гармоничного внутреннего мира. Объединение личных ценностей с культурными традициями, общественными нормами и коллективным опытом — это основа для создания целостного и стабильного ментального мира. Важным аспектом этого процесса является стремление человека согласовать свои интересы с общественными потребностями и целями.
5. Защитная. Человек стремится сохранить свой образ и всегда стремится удовлетворить свои потребности в самосознании.
Процесс развития самосознания личности включает в себя несколько этапов, которые можно условно разделить на четыре стадии.
На первой стадии, которая начинается примерно в возрасте одного года, ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность. Он начинает понимать, что его действия и желания отличаются от действий и желаний окружающих [16].
На второй стадии, которая приходится на возраст от двух до трёх лет, ребёнок начинает понимать разницу между своими действиями и действиями других людей. Он начинает использовать личные местоимения и различать ощущения, которые вызывают внешние объекты.
Примерно в возрасте семи лет ребёнок начинает формировать способность к самооценке. Этот процесс играет важную роль в становлении личности и оказывает значительное влияние на его будущее.
На четвёртой стадии начинается активное исследование себя и поиск своего стиля. Человек начинает осознавать свои внутренние качества и учится ценить их. Если предыдущие стадии были пройдены успешно, то вероятность избавления от комплексов значительно возрастает.
Становление самосознания личности происходит через различные аспекты [10]:
• формирование самоуважения;
• развитие целостного представления о себе;
• принятие необратимости времени;
• открытие внутреннего мира;
• осознание любви.
Родителям может быть сложно понять, как помочь ребёнку в сложных ситуациях. Однако важно развивать у детей уверенность в себе, учить их не бояться неудач и правильно оценивать людей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абитов И.Р. Современная психология личности / И.Р. Абитов, Л.М. Попов // Психологический журнал. – 2021. – T. 42. – № 2 C. 135-138.
2. Авдеева Н.Н. Развитие «Образа Я» у воспитанников дома ребенка в первые три года жизни // Психологическая наука и образование. – 2019. Том 14. – № 3. – С. 13–23.
3. Ахметова Г.Ф. Самооценка и уровень притязаний в юношеском возрасте / Г.Ф. Ахметова // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 7-2. – С. 193-193
4. Байдукова Л.Д. Проблемы социализации личности в условиях дистанционного обучения / Л.Д. Байдуков, Ж.В. Богатырева // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 7-2. – С. 179-181
5. Бекова Ш. Д. Особенности этнического самосознания личности и учет его в социализации молодежи / Ш. Д. Бекова. // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2019 г.). Челябинск : Два комсомольца, – 2019. – С. 92-94.
6. Болотова А.К. Самосознание и развитие личности как «особый временной момент» / А.К. Болотова, Е.Б. Башкин // Культурно-историческая психология. – 2020. – Том 5. – № 1. – С. 19–27.
7. Бочарова Е. Е. Роль динамических свойств в социальной активности личности / Е.Е. Бочарова, Е.В. Невский, Р.М. Шамионоров // Психологический журнал. – 2022. – T. 43. – № 3 C. 69-79 .
8. Верховод А. В. Изучение процесса формирования личности человека / А. В. Верховод // Молодой ученый. – 2021. – № 14 (356). – С. 53-54.
9. Вилкина А. Л. Исследование самосознания личности детей младшего подросткового возраста на основании применения качественного контент-анализа / А. Л. Вилкина // Молодой ученый. – 2023. № 47 (494). – С. 480-485.
10. Волкова Т. Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности / Т. Г. Волкова. // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2019 г.). Пермь : Меркурий, – 2019. –С. 1-4.
11. Гладышева Е. Н. Личность и коллектив / Е. Н. Гладышева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). Казань : Молодой ученый, – 2022. – С. 5-8.
12. Гонта А. В. Понятие личности в российском законодательстве / А. В. Гонта // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). Казань : Бук, 2020. – С. 5-7.
13. Гришина Н.В. Процессуальный подход: устойчивость и изменчивость как основания целостности личности / Н.В. Гришина, С.Н. Костромина // Психологический журнал. – 2021. – T. 42. – № 3 C. 39-51.
14. Дубовицкая Т.Д. Рефлексивные основания морального поведения личности / Т.Д. Дубовицкая // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 2-3. – С. 476-480
15. Дудченко З.Ф. Психологическое здоровье личности: к истории вопроса в отечественной психологии / З.Ф. Дудченко, Г.С. Никифоров // Психологический журнал. – 2019. – T. 40. – № 6 C. 55-65.
16. Долгова В.И. Социальный стресс как фактор дезадаптации личности / В.И. Долгова, Е.А. Василенко // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8-2. – С. 303-306
17. Елизаров С. Г. Проблемы малой группы и личности в научном творчестве А. С. Чернышева (к 85-летию со дня рождения) / С.Г. Елизаров, Г.Н. Ларина, С.В. Сарычев // Психологический журнал. – 2021. – T. 42. – № 5 C. 109-118.
18. Знаков В.В. Динамический подход к исследованию личности и процессуальный анализ в психологии субъекта / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2019. – T. 40. – № 5 C. 27-34.
19. Канаева Н. А. К проблеме формирования профессионального самосознания личности / Н. А. Канаева. // Молодой ученый. – 2021. – № 11 (34). – Т. 2. – С. 77-80.
20. Канаева Н. А. Ценности и их влияние на формирование личности / Н. А. Канаева // Молодой ученый. – 2021. – № 1-2 (13). – Т. 2. – С. 200-202.
21. Коржова Е. Ю. Типология личности в творчестве Ф. М. Достоевского // Психологический журнал. – 2021. – T. 42. – № 3 C. 64-74.
22. Лушина Е. В. Самосознание и самопознание как основные компоненты духовно-нравственного воспитания личности студента / Е. В. Лушина. // Молодой ученый. – 2019. – № 12 (12). – С. 383-387.
23. Мамедова Е.Н. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / Е.Н. Мамедова, Л.В. Мамедова // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 11-2. – С. 364-368
24. Мишечкина Н. А. Разбор понятия «личность» на примере работ отечественных авторов / Н. А. Мишечкина. // Молодой ученый. – 2021. – № 20 (206). – С. 75-77.
25. Слонова А.И. Особенности самосознания лиц с высоким уровнем тревожности // Экспериментальная психология. – 2023. – Том 16. – № 1. – C. 101—118.
26. Сомова Н.М. ЛИЧНОСТЬ В ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ / Н.М. Сомова, И.С. Овечкина // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 6. – С. 64-65
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286, в ред. приказа от 08.11.2022) // Справочная правовая система КонсультантПлюс – https://iro86.ru/images/01.03.2023/5._Приказ_Минпросвещения_России_от_31.05.2021_N_286_ред._от_08.pdf (дата обращения: 09.02.2025).
28. Худайкулов Х. Д. Личность в системе человеческих взаимоотношений / Х. Д. Худайкулов, Т. А. Омонов // Молодой ученый. 2019. № 4 (84). С. 645-647.
29. Черкесов Б.А. О.Б. Лобода СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ЛИЧНОСТЬ / Б.А. Черкесов, О.Б. Лобода // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 10. – С. 165-169
30. Чернова А. Д. Особенности самосознания подростков / А. Д. Чернова. // Молодой ученый. – 2019. – № 19 (257). – С. 324-325.