Фрагмент для ознакомления
2
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией представляет собой сложную и актуальную проблему современной логопедии и коррекционной педагогики. Моторная алалия, как системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное поражением корковых речевых зон головного мозга, оказывает значительное влияние на формирование коммуникативных навыков, познавательных процессов и социальной адаптации ребенка.
Речь как фундаментальная человеческая функция представляет собой не только средство коммуникации, но и основу специфически человеческого мышления. Формирование речевой деятельности - сложный процесс, требующий достаточной зрелости коры головного мозга и полноценного развития анализаторных систем, особенно речеслухового и речедвигательного. Нарушения этого процесса (речевой дизонтогенез) относятся к наиболее тяжелым формам отклонений в становлении высшей психической деятельности.
Проблема алалии как системного нарушения речевого развития изучается специалистами на протяжении десятилетий. Значительный вклад в исследование данной патологии внесли М.Е. Хватцев, Н.Н. Трауготт, Е.М. Мастюкова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, В.А. Ковшиков и другие ученые. Их работы выявили характерные особенности речевого развития при алалии: позднее формирование экспрессивной речи, трудности овладения слоговой структурой слова, качественное своеобразие лексики и нарушение процессов семантического выбора слов.
Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой сложную речевую патологию, которая объединяет детей с различными клиническими проявлениями. Как отмечает Е.М. Мастюкова [22, с. 67], в зависимости от этиопатогенеза можно выделить три основные группы детей с алалией.
Первая группа включает детей с неосложненной формой алалии, при которой отсутствуют выраженные поражения центральной нервной системы (ЦНС). Для этой формы характерны признаки минимальной мозговой дисфункции: недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных дифференцировок, эмоционально-волевая незрелость, а также слабая регуляция произвольной деятельности.
Вторая группа – это дети с осложненной формой алалии, при которой речевые нарушения сочетаются с неврологическими и психопатологическими синдромами, такими как цереброастенический, неврозоподобный синдромы, синдромы двигательных расстройств и др. У таких детей наблюдается низкая работоспособность, снижение познавательной активности, а также нарушения отдельных видов гнозиса и праксиса, что приводит к общей моторной неловкости [20, с. 67].
Третья группа представлена детьми с грубым и стойким недоразвитием речи, обусловленным органическим поражением речевых зон коры головного мозга. К этой категории относятся, в частности, дети с моторной алалией. Клинические и энцефалографические исследования показывают, что у таких детей имеются не только локальные поражения коры, но и нарушения в подкорковых структурах мозга [22, с. 67].
Ж.В. Антипова и соавторы [3, с. 62] выделяют среди ведущих причин развития моторной алалии постнатальные факторы, такие как неблагоприятная речевая среда, ошибки воспитания, дефицит общения, а также билингвизм. Особое значение имеет психическая депривация в период активного формирования речи, которая, по данным Е.М. Мастюковой и Т.Б. Филичевой [37], может приводить к задержке речевого развития. При сочетании этих факторов с минимальной органической недостаточностью ЦНС или наследственной предрасположенностью речевые нарушения приобретают стойкий характер [1, с. 48].
Таким образом, возникновение речевых нарушений у детей может быть обусловлено комплексом факторов, включая экзогенные (внешние) воздействия, эндогенные (внутренние) нарушения, а также неблагоприятные условия окружающей среды. Наиболее часто речевые расстройства наблюдаются у детей, подвергшихся негативным воздействиям в пренатальном, натальном и раннем постнатальном периодах развития.
С точки зрения психолого-педагогической классификации, Р.Е. Левина [21, с. 3] выделяет три уровня речевого развития у детей с алалией:
1. Первый уровень – характеризуется отсутствием общеупотребительной речи. Дети используют отдельные звукокомплексы, сопровождаемые жестами и мимикой. Понимание речи грубо нарушено, отмечается полисемантизм (одно и то же слово обозначает разные предметы).
2. Второй уровень – появляются начатки фразовой речи в виде коротких аграмматичных предложений. Расширяется словарный запас, улучшается понимание речи, однако сохраняются выраженные нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов [21, с. 44].
3. Третий уровень – отличается развернутой фразовой речью с остаточными нарушениями лексики, грамматики и фонетики.
Позднее Т.Б. Филичева дополнила классификацию, выделив четвертый уровень речевого развития, для которого характерны остаточные явления недоразвития языковых компонентов.
Так алалия представляет собой стойкое системное недоразвитие речи, возникающее вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга в пренатальном, натальном или раннем постнатальном периодах. Данное нарушение занимает особое место среди форм речевой патологии: встречается у 1% дошкольников и 0,2-0,6% школьников, характеризуясь выраженным недоразвитием всех компонентов речеязыковой системы - фонетико-фонематического, лексического и грамматического.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений /М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – 3е изд., стереотип. – М. : Академия, 2000. - 400 с.
2. Антипова Ж.В. , Белянин В.П. Методика обучения детей русскому языку в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для пед. училищ и пед. ин-тов спец. № 03.07.02 " Педагогика и психология (дошкольная)" / Ж.В. Антипова – М.: Дана, 2012. – 220 с.
3. Артемьева М. Ю. Схема обследование детей с алалией [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/04/21/shema-obsledovanie-detey-s-alaliey (дата обращения 18.05.2025)
4. Бобылова М. Ю. и др. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики //Русский журнал детской неврологии. – 2017. – №. 4. – С. 32-42.
5. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. О. Болотова // Молодой ученый. – 2016. – №7.– С. 35-38.
6. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст] : учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. - М. : АСТАстрель Транзиткнига, 2005. - 384 с.
7. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 703 с.
8. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с.
9. Воробьева В.К. Формирование связной речи у учащихся с моторной алалией [Электронный ресурс]. – М., 1986. – URL: http://www.pedlib.ru (дата обращения: 01.10.2023).
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. проблемы общей психологии. / Под ред. В.В. Давыдова, – М: Педагогика, 1982 – 504 с. 17. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997.-224 с.
11. Гавриш, Н. В. Развитие речетворческой деятельности в дошкольном детстве / Н. В. Гавриш // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 12. – С. 17–21.
12. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2004. C. 8-15.
13. Шаховская С.Н. Глава 12 «Алалия» из книги: Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛОДОС., 1998. – 680 с.
14. Глущенко Е. А., Исмаилова И. С. Моторная алалия у детей дошкольного возраста: причины и симптоматика //АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. – 2020. – С. 364-369.
15. Гольская О. Г. Методики обследования связной речи у дошкольников [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/user/664283/page/metodiki-obsledovaniya-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov (дата обращения 15.05.2025)
16. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие . -- М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
17. Ковшиков В. А. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ АЛАЛИИ //Российская оториноларингология. – 2001. – №. 3. – С. 49.
18. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. – СПб.: КАРО, 2006. – 304 с.
19. Кузнецова, Г. А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с экспрессивной (моторной) алалией и недоразвитием речи третьего уровня / Г. А. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития современной науки : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Кишинев, Молдавия, 20 декабря 2019 года. – Кишинев, Молдавия: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. – С. 145-149.
20. Лазарева, М. В. Особенности целевого и содержательного компонентов теоретической модели интегрированного обучения дошкольников / М. В. Лазарева // Педагогическое образование и наука. – 2008. – №1. – С.19–23.
21. Левина, Р.Е. Воспитание отношения к информации в системе предшкольного образования / Р.Е. Левина // Педагогика. – 2009. – № 9. – С. 44–51.
22. Мастюкова, Е. М. Интегрированное занятие по речевому и музыкальному развитию детей / Е. М.Мастюкова // Логопед в детском саду. – 2013. – № 2. – С. 67–69.
23. Матвиенко, Е. Н. Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией / Е. Н. Матвиенко, О. Д. Минаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 26 (160). — С. 169-170. — URL: https://moluch.ru/archive/160/44987/ (дата обращения: 04.04.2025).
24. Репина З. А., Щербакова Ё. С. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с моторной алалией //Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2018. – №. 1 (52). – С. 65-70.
25. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. – М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с.
26. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (Дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) : Учеб. пособие / Е. Ф. Соботович ; Е. Ф. Соботович. – Москва : Классикс Стиль, 2003. – 160.
27. Сокурова Л. Б. ПРИЧИНЫ, МЕХАНИЗМЫ, СИМПТОМАТИКА МОТОРНОЙ АЛАЛИИ //Вестник науки и образования. – 2024. – №. 1 (144)-2. – С. 81-83.
28. Степанова А. А. Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с моторной алалией посредством логоритмики : дис. – 2025. – 90 с.
29. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет/ Под ред. Т. А. Ткаченко. Ульяновск: М.: Аркти, 2010. C. 10-35.
30. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина - М.: Просвещение, 1989.—223 с.:
31. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
32. Цыбулева Ю.В. Коррекционно-логопедическая работа при сенсо-моторной алалии [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/korrekcionno-logopedicheskaya-rabota-pri-sensomotornoj-alalii-5413192.html
33. Чернобровкин В. А. и др. Глобальное чтение как метод успешной коррекции сенсорно-моторной алалии [Электронный ресурс] Режим доступа: https://s.top-technologies.ru/pdf/2024/2/39937.pdf
34. Игнатьев А. Е. Опыт работы логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи (на примере моторной алалии) //Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2014. – №. 1. – С. 270-272.
35. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. – М.: Классикс стиль., 2003. – 160 с.