Фрагмент для ознакомления
2
Суть воспитательной функции образования проявляется через понятие «воспитание». В законе «Об образовании» воспитание трактуется как «органичный ценностно-целевой блок и приоритет модернизируемого образования, который определяет содержание, формы и методы обучения в соответствии с основными воспитательными ценностями; это качественный показатель образовательной деятельности; процесс, нацеленный на развитие личности и создание условий для самоопределения и социализации учеников, основанный на социокультурных и духовно-нравственных ценностях, а также на общественных правилах и нормах поведения» [1].
Основная цель воспитания заключается в «формировании и развитии прежде всего Человека-креативного, самостоятельного, социально ответственного и коммуникативного, с развитыми потребностями в познании окружающего мира и себя, а также самостоятельной реализацией с учетом индивидуальности». В ФГОС НОО воспитательная работа понимается как «педагогическая деятельность, направленная на создание воспитательной среды и управление различными видами деятельности воспитанников для достижения гармоничного развития личности». Воспитание, согласно современной теории, проявляется в социальном взаимодействии между педагогом и воспитанником и осуществляется через организацию их совместной деятельности [18].
Организация воспитательной работы приводит к тому, что как отдельная личность, так и группа могут достичь высокого уровня воспитанности. При планировании воспитательной деятельности с младшими школьниками важно учитывать, что наиболее эффективными являются следующие формы работы: познавательная, трудовая, игровая, художественно-эстетическая и спортивная. Особое значение следует придавать игре, так как она играет ключевую роль в жизни детей младшего школьного возраста. Игровая деятельность не только служит формой совместного взаимодействия, но также является основным элементом, интегрирующимся во все другие виды активности.
В «Стратегии развития воспитания до 2025 года» выделяются следующие направления:
- Гражданское и патриотическое воспитание (развитие у детей целостного мировоззрения, формирование российской идентичности, уважение к своей семье, обществу и государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также к национальному культурному и историческому наследию и стремление к его сохранению и развитию);
- Духовно-нравственное развитие (воспитание у детей чувств достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к родителям, учителям, старшему поколению, сверстникам и всем людям);
- Приобщение к культурному наследию (обеспечение равного доступа всех детей к культурным ценностям);
- Физическое развитие и культура здоровья (воспитание у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и стремления к здоровому образу жизни);
- Трудовое воспитание и профессиональная ориентация (воспитание уважения к труду, трудовым достижениям и людям, которые трудятся);
- Экологическое воспитание (формирование у ребенка экологической культуры и бережного отношения к родной земле) [18].
Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее – Стандарты) уделяют значительное внимание воспитанию: его целям, условиям, создаваемым в учебных заведениях для реализации воспитательной деятельности, программному обеспечению воспитательного процесса и прочему. Но что же в Стандартах сказано об анализе качества воспитания? Данная проблема находит адекватное освещение в Стандартах и связанных с ними документах.
Таким образом, оценка качества воспитанности учащихся не может рассматриваться как итоговая оценка самих ребят. Это всего лишь индикатор результатов работы школы, семьи и других социальных институтов, ответственных за данную воспитанность. Мониторинг воспитанности школьников служит средством профессионального самоанализа и самооценки педагогов данной образовательной организации, позволяя им выявлять проблемы и определять направления собственной профессиональной деятельности.
Воспитание – одно из самых распространенных понятий в нашем профессиональном языке. Оно представляет собой управление процессом формирования личности через создание благоприятных условий для этого [18].
Начнем с того, что детско-взрослая общность (под этой общностью понимается объединение людей на основе их чувства принадлежности друг к другу) не является лишь одним из факторов, влияющих на воспитание, наряду с другими аналогичными аспектами. Это не просто средства воспитания, которые педагоги используют вместе с такими же методами, и не одна из воспитательных сред, существующих наряду с другими. Детско-взрослая общность выступает источником любого личностного развития ребенка, происходящего как в процессе воспитания, так и в ходе его естественной социализации и саморазвития [12].
Общность между детьми и взрослыми играет критически важную роль во всех трех перечисленных процессах: саморазвитие, социализация и воспитание ребенка могут проявляться только в сообществах, которые он формирует со значимыми для него взрослыми. Говоря о важности детско-взрослой общности в воспитании, стоит подчеркнуть, что чем больше таких общностей будет объединять педагога и ребенка, тем эффективнее будет весь процесс воспитания [13].
В процессе организации воспитательной работы можно выделить следующие цели:
• освоение ребенком социально значимой информации (знания основных норм и традиций общества, в котором он живет), что относится к целям первого уровня;
• формирование его социально значимых отношений (позитивного отношения к объектам и явлениям окружающего мира, которые общество считает ценностями), что является целями второго уровня;
• накопление опыта социально значимого действия – это цели третьего уровня [11].
Тем не менее, этим цели не исчерпываются.
В значительной степени успешная реализация воспитательного потенциала совместной деятельности педагогов и обучающихся зависит от форм этой деятельности. Дело в том, что различные уровни воспитательных целей, упомянутые выше, могут быть достигнуты только в рамках соответствующих форм: чем выше уровень поставленной цели, тем более сложными будут эти формы.
В педагогическом сообществе давно сложилось мнение о том, что качество воспитания в общеобразовательной организации считается высоким, если выполняются следующие условия: проводится множество мероприятий как внутри класса, так и на уровне всей школы; регулярно организуются заседания педагогических советов для обсуждения вопросов воспитания; имеется разветвлённая сеть кружков, секций и клубов; предоставлено широкое разнообразие оборудования и инвентаря для воспитательного процесса [17].
Оценка качества воспитания в школе основывается на нескольких ключевых принципах. Один из них – принцип развивающего характера оценки. Главная цель оценки состоит в содействии прогрессивному развитию воспитания в системе общего образования. Результаты оценки должны использоваться не для поощрения или наказания отдельных педагогов или учебной организации, а для выявления проблем, которые необходимо решить, а также для правильной постановки целей в воспитательном процессе и адекватного планирования работы с детьми. Эта оценка помогает школе понять, над чем ещё необходимо поработать, как улучшить результаты своей деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании» // СПС Консультант Плюс
2. ФГОС НОО // СПС Консультант Плюс
3. Белинская А. Б. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя: педагогическая конфликтология : учебник для среднего профессионального образования / А. Б. Белинская. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2025. — 206 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566044 (дата обращения: 12.02.2025).
4. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Н.И. Болдырев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 223 с.
5. Буданова Г. П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя / Под ред. Г. П. Буданова, Л. Н. Буйлова. - М.: Просвещение, 2011. - 256 с.
6. Веденеева О. А., Савва Л. И., Сайгушев Н. Я. Теория и практика работы классного руководителя. М., 2016. - 280 с.
7. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.
8. Дружинин И.Н. Заботы и радости классного руководителя. - М.: Просвещение, 1978. - 262 с.
9. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова; рец.: В.Т. Волов, В.Л. Савиных. - М.: Юрайт, 2014. - 314 с.
10. Классное руководство : учебник для вузов / И. Ф. Исаев [и др.] ; под редакцией И. Ф. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 342 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566388 (дата обращения: 12.02.2025).
11. Коджаспирова Г. М. Педагогика : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2025. — 711 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560307 (дата обращения: 12.02.2025).
12. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: «Академия», 2009. - 160 с.
13. Методика воспитательной работы [Текст]: учеб. пособие / Ю.П. Азаров, Л.М. Байтенова, Е.П. Белозерцев и др.; Под ред. Л.И. Рувинского. - М.: Просвещение, 1989. - 335 с.
14. Петрова Л. И. Воспитание младшего школьника: учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 347 с.
15. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: [Текст]: учеб. пособие. / В.С. Селиванов; под. ред. В.А. Сластенина. - М.: центр Академия, 2000. - 336 с.
16. Сергеева В. П. Методика воспитательной работы. - М.: Академия, 2010. -368 с.
17. Сковородкина И.З. Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие для исп-ия в учеб. процессе образоват. учр-ий, реализ. программы СПО по спец. «Преподавание в начальных классах» / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов; рец. Н.Л. Селиванова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2015. - 320 с.
18. Тимирханова О.Г. Организация воспитательной работы с младшими школьниками в школе. – Екатеринбург, 2018. [Ресурс локального доступа]
19. Усманова Г.Р. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в работе классного руководителя. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/planirovanie-vospitatelnoy-raboty-s-mladshimi-shkolnikami-v-deyatelnosti-klassnogo-rukovoditelya?ysclid=m71xxz51p9245549357 (дата обращения 12.02.2025)
20. Цариценцева С. А. Диагностика и мониторинг в воспитательной работе в начальной школе. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/01/19/diagnostika-i-monitoring-v-vospitatelnoy-rabote-v (дата обращения 12.02.2025)