Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена люди стремились воспитать ребёнка духовно-нравственным человеком. Семья всегда была основой, где человек учился творить добро. Однако в современном мире социально-экономические отношения стали играть ключевую роль, и отношение к моральным ценностям изменилось. Семейные отношения тоже претерпели изменения. В связи со сложной экономической ситуацией в стране старшим членам семьи приходится много работать, чтобы заработать деньги, поэтому они уделяют меньше времени воспитанию детей.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время общество вступило в качественно новый виток развития. В связи с этим формирование основ духовно-нравственного развития детей необходимо решать уже с дошкольного детства.
Цель исследования - обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка-дошкольника в условиях семьи.
Задачи исследования:
1. Определить развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
2. Определить роль семьи в воспитании духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
3. Рассмотреть план мероприятий с родителями для воспитания духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
Предмет исследования: духовно-нравственные качества личности дошкольника.
Объект исследования: семья в воспитании духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
В работе использовались такие методы исследования как анализ, синтез, сравнение, практические методы.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1.1. Основы воспитания духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
В период дошкольного возраста закладываются основы духовно-нравственных ценностей. Сначала у ребёнка формируется эмоциональное отношение к духовным и нравственным ценностям, затем появляются первые представления о ценном и значимом, после чего наступает осознание и принятие этой значимости. Дети не рождаются плохими или хорошими, безнравственными или нравственными. Формирование духовно-нравственной личности зависит от воспитания в семье и обществе, включая работу дошкольных учреждений. Поэтому важно создать эффективную систему духовно-нравственного развития в дошкольных учреждениях. Она должна быть основана на ценностях традиционной духовной культуры, соответствовать потребностям развития ребёнка и способствовать становлению здорового человека — как физически, так и духовно.
Формирование духовно-нравственных качеств личности — длительный процесс, который подразумевает внутренние перемены в каждом участнике. Эти изменения могут проявиться не сразу, не в дошкольном возрасте, а гораздо позже [3, c. 38].
Согласно стратегии развития воспитания в России до 2025 года, главная цель — воспитать новое поколение. Оно должно обладать знаниями, умениями и навыками, которые соответствуют требованиям XXI века, а также разделять традиционные нравственные ценности народа. [1]. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Ключевая задача государственной политики Российской Федерации — обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина. Порядочность, соблюдение законов, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это напрямую зависит от того, разделяет ли гражданин России общенациональные и общечеловеческие ценности и следует ли им в личной и общественной жизни. Поэтому духовно-нравственное воспитание и развитие — первостепенная задача современной системы образования и важный компонент социального запроса к ней.
Воспитательная работа должна быть связана с социальной жизнью и ближайшими объектами, которые окружают ребёнка [5, c. 73]. Необходимо с ранних лет, ещё в дошкольном возрасте, прививать любовь к духовным и нравственным ценностям. Именно тогда закладывается фундамент нравственности: появляются первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, которые определяют дальнейшее формирование личности.
Методы и приёмы духовного и нравственного воспитания выбирают с учётом психологических особенностей дошкольников: образности и конкретности мышления, эмоционального восприятия окружающего мира, понимания социальных явлений.
Воспитание детей предполагает в первую очередь развитие социально значимых отношений дошкольников и накопление ими опыта социально значимой деятельности. Среди наиболее важных аспектов можно выделить следующие:
– быть послушным, отзывчивым и любящим сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим;
– быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца;
– знать и любить свою родину (свой родной город, улицу, дом, двор);
– беречь и охранять природу (заботиться о своих домашних питомцах; ухаживать за комнатными растениями в детском саду, дома, на даче; подкармливать птиц зимой);
– проявлять миролюбие к окружающим взрослым и детям, не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
– быть скромным и приветливым, вежливым и опрятным в общении с людьми;
– уметь сопереживать, прощать обиды, защищать слабых;
– уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу [4, c. 100].
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения [2, c. 125].
В детском саду воспитатели создают условия, в которых дети на примерах из опыта учатся различать, что хорошо, а что плохо. Поскольку взрослый — образец для подражания, его поведение формирует у ребёнка нравственные нормы. Поэтому важно, чтобы взрослые осознавали свои действия и слова в присутствии детей. Поступки и речь влияют на формирование нравственных качеств ребёнка. Если примеры из опыта ребёнка отрицательные, то не стоит ожидать от него развитых нравственных качеств. Эффективное нравственное воспитание включает обсуждение с ребёнком нравственной стороны поступков других людей или персонажей художественных произведений. Во время таких бесед мы одобряем положительные поступки и качества или порицаем отрицательные, формируя тем самым знания о добре и зле.
1.2 Ценность семьи в воспитании духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
Семья — это первый и основной источник нравственных ценностей для ребёнка. В семье он учится любить, уважать, сопереживать, заботиться и нести ответственность. Родители служат главным примером для своих детей: их поступки, взаимоотношения и отношение к другим людям определяют нравственное развитие ребёнка.
Родители, наряду с педагогами, стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Несмотря на то, что детский сад играет важную роль в воспитании детей, именно семья предоставляет ребёнку первый жизненный опыт. В семейном кругу закладываются основы характера и морального облика ребёнка, и во многом от семьи зависит формирование его интересов и склонностей.
Сейчас родители не всегда хорошо разбираются в вопросах духовно-нравственного воспитания и сталкиваются с определёнными трудностями. Для многих воспитание сводится к тому, чтобы вырастить успешного, умного и образованного человека. Сегодня родители в основном заботятся о том, чтобы дети получили конкретные знания, а разговоры о человеческой природе и добродетелях ведутся редко. [6, c. 253].
Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Многие родители просто не понимают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно они родители ответственны за воспитание детей. Лидирующую позицию в воспитании духовно-нравственных ценностей детей занимает взаимодействие педагога и родителя. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями. Чтобы оказать помощь, педагог должен знать проблемы физического и психического здоровья своих воспитанников, а так же особенности семейного воспитания.
В наше время семейные традиции стали редкостью, хотя именно они сближают родных людей. Благодаря традициям в доме создаётся комфортная атмосфера и укрепляются отношения между членами семьи. Поэтому родителям и педагогам стоит объединить усилия для развития и возрождения традиций. Ведь именно на них строится духовно-нравственное воспитание детей. Семейные традиции — это не только праздники, но и ежедневные ритуалы, которые объединяют семью. Например, воскресные обеды с праздничной сервировкой или посадка дерева вместе с ребёнком 1 сентября. Особое внимание к 9 Мая, например, поздравление соседа-ветерана, тоже укрепляет семейные узы и помогает воспитывать в детях духовность и нравственность.
Семья, как и другие общественные институты, существует благодаря воспроизведению традиций и следованию образцам деятельности. Без этого невозможно её развитие. Каждое поколение воссоздаёт различные типы образцов, которые регулируют создание новой семьи: отношения между супругами и родителями, ведение домашнего хозяйства, организацию досуга и т. д. [8, c. 98].
Семейные традиции обладают своими уникальными чертами. Семейно-родственные отношения играют ключевую роль в формировании культуры и нравственности, выступая в роли механизмов передачи таких ценностей, как любовь, доброта, сочувствие и взаимопонимание. Через эти отношения многовековой опыт и обычаи передаются от старших поколений младшим. Семейные традиции многофункциональны и эмоционально насыщенны, что способствует более успешному социальному и духовно-нравственному развитию ребёнка [7, c. 21].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://static. government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
2. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н.А. Асташова // Педагогика. - 2021. - С. 134.
3. Бацкалева В.В., Забегайлова И.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2021.
4. Белоусова Р.Ю., Егорова А.Н, Калинкина Ю.С. С чистым сердцем : Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет. М.: Русское слово, 2019. 112 с.
5. Беляева, Е. А. Педагогическая поддержка родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников / Е. А. Беляева // Символ науки: международный научный журнал. – 2020. – № 3. – С. 72-73.
6. Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников / С.А. Козлова. - М.: Владос, 2019. - 289 с.
7. Комарова О.А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О.А. Комарова, В.Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2020. - №3. - С. 18-26.
8. Кузнецова, Н. А. Гармония двух миров: связь детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании младших дошкольников / Н. А. Кузнецова, М. А. Романова, Л. А. Рогач // Новое слово в науке: стратегии развития : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 24 октября 2024 года. – Чебоксары: ООО "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2024. – С. 97-99.
9. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника / Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 2021. - 109 с.
10. Педагогическая деятельность в современном образовательном пространстве / Н. В. Антонов [и др.] // Вестник ТОГИРРО. № 1 (46). 2021. С. 1-192