Фрагмент для ознакомления
2
Чтобы оценить воздействие государственного внешнего долга на экономическую защищенность страны, важно изучить, каким образом внешние заимствования влияют на разные секторы экономики. В первую очередь, стоит обратить внимание на опасности, возникающие при значительном увеличении внешнего долга, особенно в контексте государственного бюджета, денежно-кредитной политики и способности страны привлекать кредиты на международном уровне.
В процессе трехэтапного кредитного цикла (привлечение средств, их использование и последующее погашение) наиболее ощутимые отрицательные эффекты роста внешнего долга проявляются именно на этапе возврата средств. Напротив, новые займы могут облегчить налоговую нагрузку и улучшить маневренность в бюджетном процессе, хотя это может привести к ухудшению графика платежей по внешнему долгу.
Степень взаимодействия этого процесса зависит от относительного размера накопленного внешнего долга. Платежный баланс также подвержен колебаниям, ведь сальдо по текущим статьям может ограничивать внешние заимствования. Чрезмерные государственные заимствования могут вызвать эффект вытеснения, негативно сказываясь на частном секторе.
Таким образом, рост государственного долга может привести к усилению финансовых рисков и волатильности, что, в свою очередь, осложняет процесс финансирования бюджета и доверие к национальной валюте.
В мировой экономической теории допустимо кратковременное опережение темпов роста государственного долга по сравнению с экономическим ростом, обычно в течение одного-двух лет.
Главное – оценить потенциальные риски. Финансирование государственных трат за счет заимствований, согласно теории Барро-Рикардо, можно интерпретировать как замену налоговым увеличениям, что, в свою очередь, способно стимулировать развитие страны. Тем не менее, эта временная ситуация требует последующего выравнивания: темпы снижения госдолга должны превышать темпы экономического роста.
Рост внешнего долга также влияет на международный имидж заемщика, порождая психологический эффект неуверенности в будущем. В некоторых случаях государство передает экономическую нагрузку своего долга будущим поколениям, что может привести к уменьшению производственных ресурсов из-за эффекта вытеснения.
Несмотря на это, международные данные не подтверждают связь между бременем обслуживания внешнего долга и экономическим ростом. Более того, в странах с положительным сальдо текущих операций и низкой монетизацией экономики наблюдается механизм «голландской болезни».
Существует немало исследований, основанных на опыте, которые показывают, что государственные заимствования влияют на решения граждан о том, как копить и куда вкладывать деньги. Поэтому разумное управление внешним долгом может стимулировать рост внутренних инвестиций. Это достигается за счет двух факторов: в первую очередь, высвобождаются внутренние сбережения (значительная их часть становится доступной для инвестирования внутри страны), а во-вторых, успешное привлечение зарубежных займов порождает позитивные ожидания относительно притока прямых и портфельных инвестиций из других государств.
Вместе с тем, получение внешних кредитов может привести к уменьшению общего дохода страны и ухудшению уровня жизни людей, поскольку государственный долг сокращает доступные средства из-за необходимости выплачивать проценты зарубежным кредиторам. Парадоксально, но государства, которые активно погашают свои внешние обязательства, часто демонстрируют более высокие темпы экономического развития, создавая благоприятную макроэкономическую обстановку для повышения благосостояния населения. В то время как страны, пренебрегающие выплатами по долгам и увеличивающие внешние заимствования, как правило, сталкиваются с ухудшением экономических показателей и снижением уровня жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Российская Федерация. Законодательство. Федеральный закон № 145 «Бюджетный кодекс Российской Федерации» [принят Госдумой 26.12.2024 : одобрен Советом Федерации 01.01.2025]. – Москва: Проспект; Санкт-Петербург: Кодекс, 2025. – 158 с. – ISBN 978-5-392-26365-3. – Текст : непосредственный
2.Российская Федерация. Законодательство. Указ Презедента РФ № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" [принят Госдумой 02.07.2021]. – Москва: Проспект; Санкт-Петербург: Кодекс, 2021. – 158 с. – ISBN 978-5-392-26365-3. – Текст : непосредственный
3.Алехин, Б.И. Государственный долг / Б.И. Алехин. – Москва : Юнити-Дана, 2022. – 193 с. – ISBN 978-5-238-02847-1. – Текст : непосредственный.
4.Анненская, Н., Криничанский, К. Долг: состояние и тенденции / Н. Анненская, К. Криничанский. – Москва : Наука, 2022. – 117 с. – ISBN 978-5-02-040235-8. – Текст : непосредственный.
5.Бабич, И.В. Классификации государственного долга как элемент формирования эффективной долговой политики государства / И.В. Бабич // Вестник Поволжского института управления. – 2021. – № 3. – С. 156-161. –– Текст : непосредственный.
6.Балюк, И.А. Влияние внешних санкций на долговую политику России / И.А. Балюк // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 13(4). – С. 29-43. – Текст : непосредственный.
7.Батаева, Б.С., Гайнуллина, Н.Р. Растет ли доля государственного участия в экономике России? / Б.С. Батаева, Н.Р. Гайнуллина // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2021. – № 7. – С. 7-14. – Текст : непосредственный.
8.Волков, Р.Г. Государственный долг в мировой экономике: новые уровни риска / Р.Г. Волков // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2024. – № 14 (248). – С. 59-68. – Текст : непосредственный.
9.Галухин, А.В. Риски при управлении государственным долгом субъектов РФ / А.В. Галухин // Проблемы развития территории. – 2022. – № 5. – С. 136-147. – Текст : непосредственный.
10.Гриценко, А.А. Теоретико-методологические подходы к определению понятия безопасности / А.А. Гриценко // Вестник НГУ. – 2022. – Т. 6. – С. 6–9. – Текст : непосредственный.
11.Дмитриев, В.А. Долговая политика России: история, современность, перспективы / В.А. Дмитриев. – Москва : Дружба народов, 2020. – 452 с. – ISBN 978-5-8463-0045-7. – Текст : непосредственный.
12.Дубянский, А.Н. Государственная теория денег Г. Кнаппа: история и современные перспективы / А.Н. Дубянский // Вопросы экономики. – 2022. – № 3. – С. 109-125. – Текст : непосредственный.
13.Ершов, М.В. О российской долговой политике в современных условиях / М.В. Ершов // Деньги и кредит. – 2022. – № 6. – С. 36-41. – Текст : непосредственный.
14.Захарян, А.В. Финансовая политика России на современном этапе - «проблема» финансового регулирования экономики / А.В. Захарян // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 11. – С. 145–148. – Текст : непосредственный.
15.Каирова, Ф.А., Коцоева, М.М. Мировая практика управления государственным долгом: проблемы и перспективы / Ф.А. Каирова, М.М. Коцоева // Экономические науки. – 2021. – № 2 (104). – С. 54–56. – Текст : непосредственный.
16.Князева, Е.Ю., Терехова, В.В. Государственная долговая политика России на современном этапе / Е.Ю. Князева, В.В. Терехова // Вестник РГГУ. – 2022. – № 4 (10). – С. 47-60. – Текст : непосредственный.
17.Мартьянов, А.В. Управление государственным долгом и теория рикардианской эквивалентности / А.В. Мартьянов // Финансы и кредит. – 2024. – № 34 (370). – С. 46-51. – Текст : непосредственный.
18.Марченко, С.В. Особенности долговой политики Российской Федерации / С.В. Марченко // Путеводитель предпринимателя. – 2022. – № 28. – С. 118-126. – Текст : непосредственный.
19.Мохнаткина, Л.Б. Государственный и муниципальный долг : учеб. пособие / Л.Б. Мохнаткина. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 151 с. – ISBN 978-5-16-016027-7. – Текст : непосредственный.
20.Намитулина, А.З. Модель долговой политики современной России в условиях модернизации экономики / А.З. Намитулина // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2023. – № 13-1. – С. 317-320. – Текст : непосредственный.
21.Неменова, Д.Л. Институциональная модель государственного долга России / Д.Л. Неменова // Вопросы российского и международного права. – 2020. – Т. 7. – № 5A. – С. 248-258. – Текст : непосредственный.
22.Орлова, Н.В. Государственный внутренний долг как инструмент макроэкономической политики : диссертация / Н.В. Орлова. – Саратов, 2021. – 164 с. – Текст : непосредственный.
23.Пахомов, Д.И. Влияние пандемии коронавируса на государственный долг и золотовалютные резервы России и зарубежных стран в условиях стагнации внешнеэкономических связей / Д.И. Пахомов. – Омск, 2021. – 108 с. – ISBN 978-5-907373-15-5. – Текст : непосредственный.
24.Полидуц, С.А. Экономическое содержание категории «Государственный долг» / С.А. Полидуц // Вестник Челябинского государственного университета. – 2022. – № 10 (264). – С. 32-36. – Текст : непосредственный.
25.Родионова, В.Г., Роузман, Э.А. Классические экономические теории формирования государственного долга: опыт Великобритании / В.Г. Родионова, Э.А. Роузман // Гуманитарный вестник. – 2021. – № 3 (65). – С. 5-11. – Текст : непосредственный.
26.Романцова, Т.В. Государственный долг и национальная экономическая безопасность: (особенности долговой политики и управления долгом в условиях военного времени) / Т.В. Романцова. – Москва : Светлица, 2020. – 79 с. – ISBN 978-5-6044947-0-5. – Текст : непосредственный.
27.Сангинова, Л.Д. Рост государственного долга Российской Федерации: риск или благо? / Л.Д. Сангинова // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 4. – С. 54-59. – Текст : непосредственный.
28.Тедеева, З.Б., Бицоева, Д.А. Зарубежный опыт управления государственным долгом / З.Б. Тедеева, Д.А. Бицоева // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – Т. 5, № 12. – С. 111-116. – Текст : непосредственный.
29.Филипчук, О. Управление структурой доходов федерального бюджета Российской Федерации / О. Филипчук. – Москва : Глобол, 2022. – 265 с. – ISBN 978-5-4364-0848-8. – Текст : непосредственный.
30.Цареградская, Ю.К. Государственный долг России в системе финансового права: особенности правового регулирования : монография / Ю.К. Цареградская. – Москва : Проспект, 2020. – 315 с. – ISBN 978-5-392-31262-0. – Текст : непосредственный.