Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дизартрия — речевая патология, обусловленная нарушением иннервации суставных мышц вследствие поражения кортико-бульбарного тракта. Проявляется затрудненной, замедленной речью, невнятной речью, отрывочными высказываниями на фоне гипомимии, спастического гипертонуса суставных мышц, дисфагии, изменениями голоса (О.Г. Прихолько) [4].
Речь такого ребенка характеризуется нечетким, невнятным произношением; голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет плавность, темп речи может увеличиваться или уменьшаться. Ряд исследователей [7] утверждают, что нечеткая речь у детей с дизартрией обусловлена нарушением артикуляции, речевого дыхания и голосообразования. У детей с данным нарушением страдает также просодическая сторона речи, т. е. сила голоса, темп, ритм, интонация и т. д. Все эти проблемы, если их вовремя не скорректировать в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепочке развития «ребенок — подросток — взрослый», то есть приводят к возникновению у детей комплексов, мешающих им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Актуальность исследования. В последние годы отмечается рост интереса специалистов разных направлений к проблеме диагностики и коррекции фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией. Прежде всего, это обусловлено сложностью дифференциальной диагностики псевдобульбарной дизартрии и других нарушений звукопроизношения и фонематических процессов. Все это определило выбор темы и актуальность проведения экспериментального исследования, направленного на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Объектом исследования является фонематическое восприятие у дошкольников с дизартрией.
Предметом исследования является процесс развития фонематического восприятия у старших дошкольников дизартрией.
Цель исследования — изучение теоретических аспектов развития фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучение развития фонематического восприятия в онтогенезе.
2. Характеристика психолого-педагогических особенностей детей с дизартрией.
3. Изучение особенностей фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией.
4. Проведение анализа методик развития фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией.
Теоретическая значимость исследования: систематизация материалов по проблеме исследования.
Структура исследования: данная курсовая работа состоит из введения, одной главы, выводов по главе, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией
1.1. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе
По мнению Л.Р. Зиндера, А.Л. Акишиной, фонетико-фонематический компонент структуры речи служит критерием общей культуры речи, соответствия речи говорящего нормам произношения. Фонетическая сторона языка означает произнесение фонем при слаженной работе всех частей речевого двигательного аппарата. Фонематический аспект языка – это способность различать и дифференцировать звуки родного языка [5].
О.А. Дмитриева, О.Я. Скляр отмечает, что восприятие и воспроизведение фонем родного языка координируется совместной деятельностью речевого и слухового анализаторов, при этом достаточно развит фонематический слух, позволяющий практиковать четкую дикцию [2].
Фонематическую структуру изучали такие исследователи, как Н.С. Васильева, Г.В. Гончарова, О.В. Обремеко. Они понимали под фонематической структурой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенным набором семантически характерных признаков [10]. К таким признакам относятся фонетико-артикуляционные свойства звуков, например, различие мягкости-твердости, глухоты-звонкости и т. д. Все эти особенности воспринимаются и дифференцируются в процессе фонематического восприятия.
Поскольку язык и мышление тесно связаны, аналитико-синтетическая деятельность в языке представляет собой аналогичный процесс, подчиненный той же логике, что и работа с мыслеобразами [5].
Самым основным компонентом разговорной речи является фонема, то есть отдельный звук. Однако в повседневной жизни мы не различаем отдельные звуки разговорной речи; фонемы сразу образуют слоги и слова, которые мы воспринимаем как единое целое. Но с помощью фонетического анализа мы можем выделить каждый звук и каждый слог. А с помощью синтеза мы формируем фонемы в слоги и слова. В этом суть звукового анализа и синтеза.
То же самое происходит при овладении письмом и чтением, однако письмо и чтение представляют собой уже более сложную аналитико-синтетическую деятельность, так как при ее освоении ребенку приходится выполнять более последовательные логические операции:
- подчеркнуть определенный тон;
- соотнести его с графической (буквенной) формой;
- соединяться в один слог;
- соедини слоги в слово;
- отобразить полученные символы на букве [6].
В психолингвистических исследованиях языковая деятельность как таковая определяется интеллектуальной деятельностью, включающая «детальный объективный анализ изображаемого, использование всех основных мыслительных действий и операций и, прежде всего, операций анализа и синтеза» [2].
В процессе первичного восприятия фонетической формы слова ведущую роль играет фонематическое восприятие. Психофизиологической основой языка является ряд анализаторов, функционирующих совместно. Фонетическая сторона языка характеризуется как произношение звуков, являющееся результатом функционирования речевого двигательного аппарата. Фонема – это не просто звук, а значимый звук. Восприятие фонемы возможно только на фоне человеческого языка. Ребенок осваивает фонологическую систему и выделяет различные характеристики каждой фонемы: гласная - согласная, долгая - короткая, звонкая - глухая, твердая - мягкая, ротовая - гнусавая, шипящая - свистящая (Н.Х. Швачкин) [7].
Чтобы получить наиболее полную картину развития фонематических процессов у детей в онтогенезе, мы проанализировали результаты научных исследований по этой теме таких ученых, как Е.Н. Винарская, Н.Х. Швачкин, В.И. Бельтюков, Р.Е. Левина [14].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что фонематический анализ представляет собой достаточно сложную фонематическую функцию, включающую в себя выявление звуков на фоне слова, сравнение слов по конкретным звукам, а также определение количественного и последовательного звукового состава слова. Д.Б. Эльконин доказал, что прежде чем приступить к обучению письменной речи, необходимо научить детей навыкам фонематического анализа. Таким образом, фонематический анализ представляет собой процесс умственного действия, представляющий собой сложную аналитическую функцию [10].
А.С. Гранько сформулировала отличие фонематического восприятия от фонематического анализа:
1) в отличие от фонематического анализа, фонематическое восприятие не требует специальной подготовки (при нормальном речевом развитии);
2) фонематическое восприятие – первый этап обучения грамоте, фонематический анализ – второй этап;
3) фонематическое восприятие формируется между первым и четвертым годами жизни, фонематический анализ - в более поздние годы (на пятом году жизни);
4) фонематическое восприятие – это способность различать признаки и порядок звуков в слове с целью их устного воспроизведения, фонематический анализ – это способность различать одинаковые признаки и порядок звуков в слове с целью их письменного воспроизведения. А. С. Гранько указывает также, что логопед должен понимать разницу между этими двумя процессами и не путать их [18].
В научной литературе под термином фонематический синтез понимают определенное умственное действие по синтезу звукового состава слова, объединению звуков в одно слово. В своих научных работах Н. С. Варенцова и Е. В. Колесникова отмечают, что процесс фонематического синтеза еще более трудоемкий и сложный, чем процесс фонематического анализа. Трудность овладения фонематическим синтезом заключается, прежде всего, в том, что в процессе фонематического синтеза учащемуся приходится воссоздавать в голове речь, искусственно разделенную на отдельные звуки [7]. В 60-е годы 20 века в литературе использовался термин «звуковой анализ», в котором выделялись следующие виды: естественный и искусственный звуковой анализ. Благодаря естественному звуковому анализу используется устная речь и с ее помощью реализуется смыслоразличительная функция. Что касается искусственного звукового анализа, то он развивается не хаотично; их освоение требует специальной работы со студентами. Для письменной речи используется искусственный тип звукового анализа. При проведении анализа искусственного звука выполняются три важные интеллектуальные операции:
1. Операция определения наличия или отсутствия звуков в слове.
2. Операция определения расположения звуков в слове.
3. Операция определения прямой последовательности и количества звуков в слове [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акишина, А. Л. Русская фонетика / А. Л. Акишина. – Москва : Просвещение, 2010. – 234 с.
2. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. – Москва : Просвещение, 2012. – 234 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – Москва : Астрель, 2006. – 319 с.
4. Бекирова, М. И. Теоретический анализ произносительной стороны речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / М. И. Бекирова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2017. – № 1. – С. 63-67.
5. Белоус, Е.Н. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме / Е. Н. Белоус. – Москва, 2011. – 22с.
6. Бушинская, Е. А. Специфика работы по коррекции и развитию фонематических процессов у детей 5 – 6 лет / Е. А. Бушинская, Е. С. Коновницына // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза :Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. – Екатеринбург, 2013. – С. 39-42.
7. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. – М. : ВЛАДОС, 2012. – 234 с.
8. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ, 2009. – 384 c.
9. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов. – Ташкент, 2013. – 168 с. 61
10. Вoлкoва, Л.С. Лoгoпедия: Учебник для студ. дефектoл. фак. пед. высш. учеб. заведений. – М.:ВЛАДOС, 2007.703 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. – 456 с.
12. Генинг, М.Г. Обучение дошкольников правильной речи: Пособие для воспитателей детских садов / М. Г. Генинг. – Ч. : Чувашское книжное издательство, 1980. – 134с.
13. Горбенко, Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е. Л. Горбенко. – СПб. : Реноме, 2012. – 264 с.
14. Давыдова, М. П. Коррекция речи у детей с дизартрией / М. П. Давыдова. – Курск : Курский областной институт усовершенствования учителей, 2011. – 157 с.
15. Дембицкая, Л. А. Формирование фонематической стороны речи у детей с дизартрией / Л. А. Дембицкая, Н. М. Фатеева // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56. – С. 268-275.
16. Дмитриева, О. А. Формирование и развитие фонетического восприятия у детей дошкольного возраста / О. А. Дмитриева, О. Я. Скляр // Психология, педагогика, образование. – 2018. – № 12. – С. 56-60.
17. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. – М.:Сфера, 2010. – 64с.
18. Журова, Е.Л. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста//Сенсорное воспитание дошкольников/под ред. А.В.Запорожца, А.П. Усовой. – М.: ВЛАДОС, 1963 – 228с.
19. Здор, Е. В. Организационно-педагогические условия логопедической работы по формированию произносительной стороны речи детей 5 – 6 лет со стертой дизартрией / Е. В. Здор, А. Ю. Чистобаева // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. – 2015 – №7. – С. 194-197.
20. Иванина, А. И. Развитие фонематических процессов у детей / А. И. Иванина, Т. И. Цыгулёва // Вестник научных конференций. – 2017 – № 2 – С. 121-122.
21. Каирова, Я. В. Анализ результатов обследования фонетико- фонетической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией / Я. В. Каирова, Е. В. Каракулова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. – 2017 – С. 404-408.
22. Коноваленко, В. В.Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста : пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : Гном- Пресс, 2000 – 16 с.
23. Кузьмина, Т. А. Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией (ФФНР) / Т. А. Кузьмина // Региональное образование XXI века. – 2012 – № 1 – С. 17-28.
24. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Наука, 2006 – 102 с.
25. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – Москва : Просвещение, 2012 – 181 с.
26. Лизунова, Л. Р. Дизартрия у детей / Л. Р. Лизунова. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011 – 189 с.
27. Лурия, А.Р. Язык и сознание / под редакцией Е.Д. Хомской. – Р. : Феникс,1998. – 416 с.
28. Макарова, Е. О. Формироание фонетического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи / Е. О. Макарова, М. А. Шмыгун // Филологическое образование в период детства. – 2015 – № 22 – С. 99-102.
29. Морова, Т. Л. Состояние фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией / Т. Л. Морова // Концепт. – 2016 – № 13 – С. 31-35
30. Наливайко, А. О. Особенности нарушений произносительной стороны речи у детей 5 – 6 лет при стертой дизартрии / А. О. Наливайко, Л. И. Таловерова // Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях : материалы Всероссийской научно- практической конференции с международным участием. – 2018 – С. 97-102.