Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Изучение взаимодействия людей в ма-лых группах, будь то формальные или неформальные объединения, давно при-влекает внимание ученых из разных дисциплин, в особенности социологов и психологов. В настоящее время социология предлагает широкий спектр теорий, объясняющих функционирование социальных групп.
Понять разнообразие личностных особенностей в общественной жизни невозможно без изучения социально-психологической среды, где рождается и развивается человек. Такой средой, формирующей личность, выступают соци-альные группы, являясь микросредой его существования. Понимание законо-мерностей, управляющих созданием и деятельностью социальных групп, явля-ется ключевым для научного осмысления процессов, происходящих как в ло-кальных сообществах, так и в масштабе всей социума, что имеет важное значе-ние для управленческой практики.
Руководство компании самостоятельно формирует группы, разделяя ра-боту как по функциональным областям (подразделения), так и по иерархическим уровням (уровни управления). Такие группы, созданные для оптимизации производственных процессов, считаются формальными. Независимо от их раз-мера, они выступают как формальные структуры, главная задача которых перед всей организацией – выполнение конкретных заданий и достижение заранее определенных целей.
Формирование официальных групп неизбежно влечет за собой возникно-вение неформальных объединений. Это обусловлено тем, что люди, взаимодей-ствуя в рамках трудовой деятельности, испытывают к друг другу разнообразные чувства, формируя связи на основе общих интересов, дружбы и совпадающих ценностей. В то же время, различия в взглядах, антипатии и неразделяемые ценности также могут стать основой для группирования, при этом объединение происходит лишь в рамках совместной работы.
Эффективное управление динамикой коллективов, действующих на предприятии, является ключом к раскрытию полного трудового потенциала со-трудников.
Исследованию данной темы посвящены работы авторов: Бойко, С. В., Дейнека, А. В., Зорина, О. О., Зыкова, Н. Ю., Кибанов, А. Я., Кибанов, А. Я., Кибанов, А. Я., Ключевская, И. С., Минков, О. А., Моисеева, Т. В., Москвин, С. Н., Никитина, А. С., Одегов, Ю. Г., Хуинь, Т. Л.
Объект исследования – коллективная работа в «ВТБ» ПАО. Предмет ис-следования – формы коллективного приятия решений в коллективе.
Целью исследования является исследование групповой динамики и при-нятие коллективных решений в банке «ВТБ» ПАО
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические положения групповой динамики и коллектив-ного принятия решений в организации
2. Проанализировать деятельность банка и методов групповой работы
3. Предложить мероприятия совершенствования коллективного принятия решений на основе групповой динамики.
Методы исследования: сравнения, анализа и синтеза информации, моде-лирования.
М. Грановеттер считает, что современные компании тесно переплетены сетями социальных связей между сотрудниками, которые образуют устойчивые структуры взаимоотношений. Именно эти связи, как формальные, так и неформальные, оказывают определяющее влияние на функционирование организаций.
Он делает акцент в деловой экономической жизни на персональных личностных отношениях и социальных сетях, которые снижают трансакционные издержки1 и вероятность оппортунистического нарушением взаимодействия [19, c.62].
Эта теория раскрывает секрет процветания множества малых и средних предприятий на рынке, которые успешно соперничают с гигантами корпоративного мира. Однако, при возникновении конфликта, фирмы с равным экономическим статусом оказываются в неравных условиях с точки зрения политического влияния. В такой ситуации фирма, занимающая лидирующие позиции на рынке, имеет преимущество, в то время как другая, скорее всего, предпочтет уступить, чтобы минимизировать свои убытки. Это не означает, что она полностью подчинится, достаточно просто удовлетворить требования [19, c.71]. Личные связи особенно важны в условиях дефицита финансовых ресурсов или интеллектуального потенциала, когда именно они могут служить залогом под финансовые кредиты или инструментом подбора квалифицированного работника, действительно обладающего необходимой компетенцией.
В основе доверия лежат совпадения интересов и ценностей, тогда как общие цели чаще всего ведут к рациональному прогнозированию поведения партнеров и к управлению отношениями на основе анализа и предвидения [2, c.102].
Группа людей, объединенных общими интересами, действиями и нормами, представляет собой устойчивую социологическую единицу. Это ключевое понятие, лежащее в основе понимания социальных взаимодействий. Принадлежность к группе формируется вокруг общих стремлений и целей, которые мотивируют участников. Группа выступает как мост между индивидуальным человеком и широким обществом, а также как пространство, где рождаются и эволюционируют коллективные явления [6, c. 113].
На сегодняшний день ни российские, ни международные ученые не пришли к единому определению и классификации социальных групп. В качестве примера можно привести определение, данное российским социологом А.Я. Кибановым, которая рассматривает социальную группу как совокупность людей, объединенных общими социальными характеристиками и выполняющих вместе важные функции в структуре социального разделения труда и общественной деятельности [7, с.22]. Ю. Одегов характеризует социальную группу как коллектив индивидов, объединенных не только регулярными контактами, но и осознанием своей общей идентичности и взаимным признанием друг друга как членов данной общности [17, c. 77]. Такое понимание социальной группы подразумевает наличие четырех ключевых признаков: коммуникации, чувства принадлежности, единства и общих ожиданий.
Социальные группы, в отличие от случайных скоплений людей, отличаются своей прочностью и долговечностью, что обусловлено постоянным взаимодействием между ее членами. Группы обладают высокой степенью внутреннего единства и сплоченности, а их состав характеризуется устойчивыми общими чертами, присущими каждому индивиду. Социальные группы также интегрированы в более крупные социумы, функционируя как самостоятельные структурные единицы, и обладают собственным механизмом социального контроля [1, c. 55].
Человеку для полноценной жизни и самореализации неизбежно требуется принадлежность к социальным группам. О. Зорина определяет ключевые функции таких групп, среди которых [3]:
1. Развитие личности и усвоение ею социальных норм и умений, составляющих основу социализации, а также обеспечение взаимодействия людей в рамках совместных действий - вот две ключевые функции языка.
2. Экспрессия, которая удовлетворяет эмоциональные потребности людей в одобрении, уважении, доверии; человек получает удовольствие от общения с близкими и понимающими его людьми группы;
В сложных жизненных испытаниях люди часто ищут утешения и опоры в общении с другими, объединяясь в группах для смягчения переживаний тревоги, беспокойства и неопределенности.
Классификация групп по способу организации взаимодействия и распределения ролей и статусов сводится к формальным и неформальным. Формальные группы формируются на основе определенных критериев, чаще всего технологических или социопрофессиональных, которые задают рамки их деятельности и взаимодействия в рамках организации [17].
Формальные группы обладают следующими характерными признаками [5, c. 33]:
1. Структура формальной группы назначается, как правило, извне и определяет иерархию соподчинения элементов (входящих в подразделение подотделов или отдельных индивидов),
2. Ответственность за выполнение поставленной задачи в рамках формальных структур закрепляется за определенными группами, а для организации механизма контроля и введения санкций назначается ответственный руководитель.
3. Внутри коллектива формируется определённая иерархия ролей и статусов, которая регламентирует ответственность за выполняемые задачи и доступ к ресурсам, необходимым для их выполнения. Эти роли и статусы материализуются в официальных должностях, существующих в организации.
4. Ее сущность определяется рациональностью, поскольку она зиждется на принципе целеустремленности и сознательного стремления к достижению определенной цели.
5. Её характер определяет обезличенность, то есть она ориентирована на взаимодействие отдельных индивидов, чьи отношения регулируются заранее заданными правилами.
К отличительным чертам неформальных групп относятся [11, c. 18]:
1. Такие группы чаще всего образуются стихийно, без указаний сверху или официальных распоряжений. Они возникают из естественных межличностных связей между членами организации, основанных на общих симпатиях, интересах, увлечениях и привычках.
2. Несмотря на то, что их не показывают на организационных схемах, которые иллюстрируют структуру компании, они присутствуют во всех организациях.
3. Такие группы часто придерживаются негласных правил и норм поведения, члены которых четко осознают, кто принадлежит к их неформальному кругу, а кто нет.
В неформальных коллективах естественным образом формируются различные роли и статусы участников. Часто такие группы имеют лидера, чья позиция может быть как явно обозначена, так и оставаться подразумеваемой.
Неформальные объединения способны оказывать на своих участников воздействие, которое по силе может сравниться или даже превзойти влияние официальных институтов.
Неформальные группы образуются стихийно, как результат естественного развития межличностных связей, норм и совместных действий, которые складываются в процессе длительного общения между людьми.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бойко С. В. Групповая динамика, формирование команд / С. В. Бойко, Н. Н. Покровская, С. Г. Тамбиев // Научная мысль. – 2018. – Т. 6, № 4(30). – С. 30-38.
2. Дейнека А. В. Управление персоналом организации: учебник / А. В. Дейнека. – 4-е изд., стер. – Москва: Дашков и К, 2023. – 288 с.
3. Зорина О. О. Управление персоналом: право и экономика: моно-графия / О. О. Зорина, А. А. Линец. – Москва: Юстицинформ, 2021. – 181 с.
4. Зыкова Н. Ю. Проблема принятия групповых решений в командном взаимодействии / Н. Ю. Зыкова // Медико-биологические и педагогические ос-новы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: Сборник научных статей IХ Всероссийской очной научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 28–29 апреля 2020 года. – Воронеж: Изда-тельско-полиграфический центр "Научная книга", 2020. – С. 140-143.
5. Инновационный менеджмент в управлении человеческими ресур-сами: учебник для вузов / А. П. Панфилова [и др.] ; под общей редакцией А. П. Панфиловой, Л. С. Киселевой. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 313 с.
6. Кадровая политика и кадровый аудит организации: учебник для ву-зов / Л. В. Фотина [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Фотиной. – Москва: Из-дательство Юрайт, 2024. – 478 с.
7. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. Практикум: учебное пособие / под ред. д.э.н., проф. А. Я. Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2024. – 365 с.
8. Круглов, Д. В. Цифровизация управления персоналом : учебное по-собие для вузов / Д. В. Круглов, О. С. Резникова, И. В. Цыганкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 102 с.
9. Кязимов, К. Г. Управление человеческими ресурсами: профессио-нальное обучение и развитие : учебник для вузов / К. Г. Кязимов. – 2-е изд., пе-рераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 202 с.
10. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда: монография / А.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитри-ева. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 228 с.
11. Ключевская И. С. Управление персоналом гостиничного предприя-тия: учебное пособие / И.С. Ключевская. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 386 с.
12. Минков О. А. Групповое принятие решений / О. А. Минков, К. С. Верейкин // Финансовая безопасность. Современное состояние и перспективы развития: Материалы VIII Международной научно-практической конференции Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ, Москва, 14–15 декабря 2022 года. Том 1. – Москва: Национальный исследовательский ядерный уни-верситет "МИФИ", 2022. – С. 187-191.
13. Моисеева Т. В. Разработка модели принятия группового решения при интерсубъективном подходе к управлению / Т. В. Моисеева, Н. Ю. Поляева // Информационные технологии в моделировании и управлении: подходы, ме-тоды, решения: V Всероссийская научная конференция с международным уча-стием: сборник материалов, Тольятти, 20–22 апреля 2022 года / Отв. за выпуск Е.В. Панюкова. – Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2022. – С. 62-67.
14. Москвин С. Н. Управление человеческими ресурсами в образова-тельной организации: учебное пособие для вузов / С. Н. Москвин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 142 с.
15. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под общей редакцией С. Ю. Трапицына. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 362 с.
16. Никитина А. С. Управление человеческими ресурсами в государ-ственном и муниципальном управлении: учебное пособие для вузов / А. С. Ни-китина, Н. Г. Чевтаева. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 187 с.
17. Одегов Ю. Г. Кадровая политика и кадровое планирование: учебник и практикум для вузов / Ю. Г. Одегов, В. В. Павлова, Л. С. Бабынина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 707 с.
18. Хуинь Т. Л. Методы принятия эффективных управленческих реше-ний / Т. Л. Хуинь // Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчи-вого регионального развития: Сборник статей по результатам IV Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и ХV Юбилейной научно-практической студенческой конференции, Иваново, 19–21 апреля 2022 года. –2022. – С. 165-170.
19. The Sociology of Economic Life. Edited by Mark Grannovetter & Richard Swedberg. 1992. Westview Press. Boulder - San Francisco - Oxford. P. 60,
20. Годовой отчет «ВТБ» ПАО//Сайт ВТБ [Электронный ресурс] – URL: https://www.vtb.ru/media-files/vtb.ru/sitepages/ir/financial-results/annual-reports/VTB_GO_2023_rus.pdf (Дата обращения: 12.02.2025)