Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. За последнее время произошли и продолжают происходить существенные изменения в социальной и экономической жизни общества. Они затрагивают все сферы, которые касаются жизнедеятельности людей, что оказывает влияние на их социальный статус и благосостояние. По причине неправильного выбора стратегии реформ, произошел всеобъемлющий системный кризис, который привел к разрушению или краху прежних социальных программ поддержки. В их числе, всеобщая занятость и соответствие заработной платы прожиточному минимуму. Ослабление государственных усилий по регулированию социальных процессов привело к тому, что они стали менее значимы. Не смотря на это, в настоящее время не наблюдается появления новых институтов, отвечающих требованиям демократического общества, которое функционирует в условиях рыночной экономики. Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: во-первых, значимость государственной социальной помощи как совокупности мер, направленных на оказание социальной поддержки определённым слоям населения, она предоставляется в виде социальных пособий, доплат к пенсии, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; во-вторых, сложная система государственной социальной помощи. Она включает множество этапов планирования, значительное количество государственных органов и служащих, ответственных за её реализацию и надзор за потенциальными нарушениями в этой сфере; в-третьих, важность снижения уровня бедности и сокращения дифференциации доходов населения, это требует усиления адресности социальной поддержки, стимулирования роста оплаты труда, обеспечения эффективного уровня занятости трудоспособных граждан; в-четвертых, необходимость корректировки социального законодательства, это важно для повышения эффективности социальной политики по отношению к малоимущим и пожилым людям.
Целью исследования является анализ понятия, юридической природы и видов государственной социальной помощи.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.исследовать теоретико-правовые основы государственной социальной помощи;
2.определить особенности предоставления государственной социальной помощи;
3.выявить проблемы правоприменительной практики в сфере оказания государственной социальной помощи.
Объектом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы эффективности государственной социальной помощи.
Предметом исследования составляют общественные отношения, регулирующие вопросы государственной социальной помощи.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю., Тучкова Э.Г., Аверин А.Н., Гусарова С.В., Кишиева Г.Б., Летова Н.В., Скворцова Е.В., Смирнова А.А., Шведчикова Е.В. и другие авторы.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составили общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную основу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство.
Эмпирическую основу исследования составили: решения судебных инстанций РФ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
1.1.Государственная социальная помощь: понятие, принципы и правовые основы
Социальная помощь является экономической, социальной и юридической гарантией прав и свобод человека, которые обеспечивают гражданам достойную жизнь, уровень и качество жизни; механизмы, институты и инструменты, позволяющие реализовать гарантии, предоставляемые государством, для обеспечения граждан достойной жизнью и благосостоянием.
Согласно абз.2 ст.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ) под государственной социальной помощью понимаются социальные пособия, социальные выплаты, пенсии, субсидии, социальные услуги и жизненно необходимые товаров .
Принципы, которые определяют принципы социальной помощи, изложены в ст.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ.
-поддержка семей, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ;
-поддержка одиноких граждан, чей доход ниже уровня прожиточного минимума.
-целевое использование бюджетных средств;
-понимание важности социальной помощи для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
-формирование условий, которые обеспечат доступность и качество социальных услуг, отвечающих всем стандартам.
-развитие социальной сферы, направленное на снижение уровня неравенства.
-задача повышения доходов населения.
Лица, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, перечислены в п.1 ст.6 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ .
Согласно ст.7 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ к лицам, получающим государственную социальную помощь за счет средств бюджета субъекта РФ, могут относиться нуждающиеся семьи, нуждающиеся одиноко проживающие граждане и иные предусмотренные Законом категории граждан, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного для данного субъекта РФ.
Давайте рассмотрим различные виды социальной помощи.
Во-первых, социальные пособия как вид социальной помощи.
Социальное пособие - это безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Задачи социальных пособий как вида государственной социальной помощи: поддержание уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения; адресное использование бюджетных средств; усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения.
Принципы социальных пособий включают: всеобщность социального обеспечения; дифференциацию видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; добровольность обращения за социальным обеспечением; сохранение приобретённых прав в области социального обеспечения.
Цель социальных пособий - обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, поддерживая уровень жизни малоимущих граждан.
В настоящее время алиментарный характер нельзя считать общим признаком, то есть признаком, присущим всем видам социальных пособий.
В настоящее время пособия выплачиваются за счет:
-средств Социального фонда России (далее – СФР), формируемые за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и т.д. Ставки страховых взносов дифференцированы в зависимости от вероятности наступления страховых рисков;
-бюджетных ассигнований (федеральных, региональных, муниципальных);
-средств работодателя в том случае, если выплата пособий в качестве дополнительной меры поддержки работника.
Таким образом, помимо СФР, который является специальным фондом, пособия выплачиваются из двух источников: бюджетов различных уровней и фонда работодателя .
Правомерность включения в систему социальных выплат пособий, выплачиваемых в рамках муниципальных и региональных программ социального обеспечения, является проблемой.
Во-вторых, субсидии как вид социальной помощи.
Субсидии предусматривают полную или частичную оплату социальных услуг, предоставляемых гражданам. Отличительной особенностью субсидий является их объективность. Это означает, что, в отличие от социальных выплат, средства субсидий могут быть использованы только по целевому назначению.
В-третьих, социальные услуги как вид социальной помощи.
Под набором социальных услуг понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законом.
В то же время ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ не содержит понятия "социальные услуги" . Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ", социальная услуга - это социальное действие в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, регулярной, разовой и экстренной помощи гражданам в целях улучшения условий их жизни и (или) повышения их способности самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Таким образом, в отличие от социальных пособий и субсидий, которые являются постоянными финансовыми выплатами, социальные услуги - это действия. В то же время это действие (поведение) имеет определенную стоимость, и его осуществление не обязательно приводит к какому-то материальному результату.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 октября 1948 года) // Российская газета. - 1995. - № 67.
2. Российская Федерация. Законы. Конституция РФ : [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст.3.
4. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // http://www.pravo.gov.ru, 12.10.2024
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" // http://www.pravo.gov.ru, 12.10.2024
6. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"//СЗ РФ. – 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст.18
7. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // СЗ РФ. – 1995. - № 21. - Ст.1929
8. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
9. Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"// СЗ РФ. – 2022. - № 48. - Ст.8322
10. Постановление Правительства РФ от 16.08.2021 № 1342 "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения" (вместе с "Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения") // http://www.pravo.gov.ru, 12.10.2024
Материалы судебной практики
11. Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 23 июля 2024 года по делу №2-3355/2024 // СПС Гарант. Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https://www.garant.ru. Дата обращения: 11.02.2025.
12. Решение Острогожского районного суда Воронежской области от 7 августа 2023 года по делу №2-499/2023 // СПС Гарант. Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https://www.garant.ru. Дата обращения: 11.02.2025.
13. Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 25 апреля 2023 года по гражданскому делу №2-1123/2023 // СПС Гарант. Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https://www.garant.ru. Дата обращения: 11.02.2025.
Учебная и научная литература
14. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. - М: Проспект, 2024. 184 с.
15. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2024. 480 с.
Периодические издания
16. Виды государственной социальной помощи / А. Н. Аверин, А. В. Понеделков, С. А. Стельмах, И. В. Омельченко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 4-2. – С. 157-159.
17. Гусарова, С. В. Государственная социальная помощь как фактор права социального обеспечения / С. В. Гусарова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. – 2021. – № 18. – С. 8-13.
18. Кишиева, Г. Б. Государственная социальная помощь в субъектах РФ / Г. Б. Кишиева // Colloquium-Journal. – 2022. – № 1-1(124). – С. 53-54.
19. Летова, Н. В. Государственная социальная помощь отдельным категориям граждан: цифровой разрыв и юридические способы его преодоления / Н. В. Летова, Н. И. Соловяненко // Закон. – 2024. – № 12. – С. 66-72.
20. Скворцова, Е. В. Государственная социальная помощь на основании социального контракта / Е. В. Скворцова // Тенденции развития науки и образования. – 2024. – № 115-9. – С. 57-60.
21. Смирнова, А. А. Государственная социальная помощь на основании социального контракта как вид социального обеспечения отдельных категорий населения / А. А. Смирнова, Е. А. Кошелева, И. С. Бармин // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – Т. 2, № 7(19). – С. 671-676.
22. Шведчикова, Е. В. Государственная социальная помощь: сущность и цели ее оказания в современной России / Е. В. Шведчикова // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 12(228). – С. 88-89.
Электронные ресурсы
23. Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Богатырева Н.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2024. Режим доступа: https://www.consultant.ru
24. Предусмотрены ли пособия многодетным семьям на федеральном уровне? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
25. Сперанская Л.В. Социальная защита населения: понятие и правовое регулирование // СПС КонсультантПлюс. 2024. Режим доступа: https://www.consultant.ru