Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Непременным условием всестороннего развития ребенка, его успешность является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители накопленного человечеством опыта, знаний, навыков, культуры. Этот опыт можно передать только с помощью речи. Согласно анализа литературы и собственным наблюдениям, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не обладают связными речевыми навыками в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста, у которых наблюдается общее недоразвитие речи.
Таким образом, обучение составлению рассказам как методу формирования связной речи у детей с ОНР относится к числу актуальных проблем, но они еще не полностью исследованы.
Одним из наиболее распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Отклонения в речеобразовании стали считать нарушениями развития, обусловленными правилами иерархической структуры высшей психической деятельности.
Отсутствие коммуникативных навыков отрицательно влияет на общую личность ребенка: тормозит развитие его познавательных функций, снижает память, снижает логическую и смысловую память, у детей возникают трудности с психической деятельностью.
Недостаточная теоретическая проработка этой проблемы, отсутствие методических рекомендаций, пособий создает трудности в работе ведущего логопеда. Однако если логопед соблюдает принцип преемственности в обучении, он сможет не только опираться на прошлый опыт, но и строить обучение с широкой ориентацией на будущее. Преемственность в обучении связной речи следует понимать как установление взаимосвязи различных частей и их взаимосвязи на разных этапах усвоения языка. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных мыслей, которые выражаются точными словами в правильно построенных предложениях.
Проблемы развития связной речи у дошкольников с ОНР изучались такими авторами, как В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Н.С. Жукова, Р. Е. Левин, Т. Б. Филичев, Т. А. Ткаченко и многими другими. Одним из требований к речевому развитию дошкольников, предъявляемых государственными образовательными стандартами, является умение составлять различные виды техники, поскольку именно на уровне текста язык и мышление взаимодействуют. В логопедии с этими детьми формирование связного языка имеет решающее значение, поскольку многие учебные занятия требуют достаточного уровня диалога и монологов, что, в свою очередь, гарантирует успех в школе. Навык описательного повествования является одним из компонентов связного высказывания и композиции текста, учащиеся учатся различать и сравнивать существенные черты предмета, объединять конкретные высказывания в связное и связное сообщение, использовать точные и образные слова в речи.
Цель исследования – изучение особенностей дидактической игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования – дидактическая игра как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Задачи:
1. Рассмотреть психологические и лингвистические характеристики связной речи.
2. Охарактеризовать онтогенез развития связной речи у детей в норме.
3. Определить особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
4. Рассмотреть использование дидактических игр как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Теоретические основы исследования:
• Изучение научно-методических и психолого-педагогических трудов, посвящённых развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
• Определение характерных черт связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
• Объяснение важности использования дидактических игр в логопедической работе. Игры помогают стимулировать речевое мышление детей, закреплять навыки построения фраз, развивать словесное творчество и чувство языка.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в изучении научно-методической литературы по проблеме применения дидактических игр в формировании связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эти результаты могут быть полезны учителям-логопедам, педагогам и воспитателям в детских садах. Описанные в работе методы и упражнения помогут специалистам более эффективно проводить коррекционную работу по развитию монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы использования дидактических игр как средства развития связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня
1.1. Психологические и лингвистические характеристики связной речи
В настоящее время различные научные дисциплины изучают связную речь. Среди них лингвистика, психология и психолингвистика.
Лингвистика рассматривает текст как готовый продукт, результат мыслительной деятельности. Психология и психолингвистика исследуют не только текст, но и процесс его создания и понимания. При этом психологи больше внимания уделяют внутренним механизмам мышления, а не самому тексту.
Они исходят из того, что речь, как и любая другая деятельность, начинается с мотива, желания что-то сказать. Она имеет определённую цель, которая определяет замысел будущего высказывания, его содержание и мысль, которая будет выражена словами.
Все исследователи, изучающие развитие связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей Л.С. Рубинштейн. Он отмечал, что для говорящего любая речь, передающая мысль или желание, является связной [16].
Связная речь — это речь, которую можно понять на основе её содержания. Речь ребёнка сначала связана с окружающей действительностью, она рождается из ситуации, в которой он находится, и полностью зависит от неё. Речь маленьких детей ситуативна, так как определяется ситуацией. Её содержание можно понять из контекста. Однако это разговорная речь, направленная на собеседника и выражающая просьбу, желание или вопрос.
Речь детей постарше определяется её содержанием, то есть информацией, которую ребёнок хочет передать, и условиями общения. Чтобы понять такую речь, не нужно учитывать конкретную ситуацию, в которой она произносится, всё понятно из контекста. Это контекстная речь.
Таким образом, основная характеристика связной речи — это её понятность для собеседника. Она может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что связи не осознаны и не представлены в мыслях говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мыслях говорящего, эти связи не выражены должным образом в речи.
Характеристика связной речи и её особенностей содержится в работах современных лингвистов и специалистов в области методики.
Научно обоснованное определение связной речи дано в работах А. В. Текучева и Е. А. Бариновой.
А. В. Текучев считает, что под связной речью в широком смысле следует понимать любую единицу речи, состоящую из значимых и служебных слов, которые объединены в единое целое в соответствии с законами логики и грамматики языка [19].
Связная речь отражает уровень развития ребёнка: его умственные, речевые и эмоциональные способности. Она показывает, насколько хорошо ребёнок владеет словарным запасом родного языка, его грамматическими правилами, нормами языка и речи. Ребёнок умеет выбирать наиболее подходящие средства для своего высказывания, то есть использовать слова и словосочетания, которые точно, полно, выразительно и грамотно передают его мысли.
В процессе развития ребёнка его речь проходит через несколько этапов. Сначала она носит ситуативный характер и связана с конкретной ситуацией, в которой находится ребёнок. Это разговорная речь, которая направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос [6].
Однако по мере развития ребёнка его речь становится более сложной и контекстной. Он начинает овладевать новыми речевыми средствами и формами построения речи, что зависит от содержания речи и характера общения.
Особенно важно отметить, что основы связной устной речи закладываются в дошкольном возрасте. В дальнейшем, когда ребёнок начинает учиться грамоте, у него формируются умения произвольного звукового анализа речи. При изучении грамматики родного языка он учится свободно оперировать синтаксическими единицами, что позволяет ему осознанно выбирать языковые средства.
Ещё один способ усложнения речевых умений — это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь более ситуативна и контекстна, поэтому она более сжата и эллиптична. В ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками. Диалогическая речь непроизвольна и реактивна, в ней преобладают клише и шаблоны, привычные реплики и сочетания слов. Поэтому она более элементарна, чем другие виды речи [18].
Монологическая речь, напротив, более развёрнута и организована. Говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на её основе высказывание. Монологическая речь — это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое.
Таким образом, понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются ключевыми в развитии связной речи. Диалогическая речь рассматривается как первичная и естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Для неё характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик.
Исследователи речи подчёркивают, что мотивы и цели речевой деятельности всегда связаны с ситуацией общения. Желание высказаться возникает в процессе какой-либо деятельности, например, учёбы или игры.
Таким образом, речевая деятельность начинается с анализа ситуации, которая определяет мотивы и ограничения для формы, типа и стиля высказывания. Эти выводы могут быть полезны при обучении дошкольников связным высказываниям. Важно создавать ситуации, которые мотивируют детей к речевой деятельности и помогают им создавать конкретные высказывания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста : кн. для воспитателя дет. сада / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. — Москва : Просвещение, 1991. — 207 с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., Просвещение, 1967. - 93с.
3. Галич Т. Н. Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО / Т. Н. Галич, И. Е. Нургатина, Ф. Ф. Фазлыева // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 340-341.
4. Глухов В.П. Особенности процесса воображения у детей с тяжелыми нарушениями речи //Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. - с. 66-74.
5. Грибова О. Е. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями: проблемные аспекты в подготовке специалистов. Часть 2 / О. Е. Грибова, Е. Л. Инденбаум // Дефектология. — 2020. — №5. — С. 22–32.
6. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников / Е. С. Кладова, Л. М. Мурашкина, Е. В. Конради [и др.] // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 307-310.
7. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. М., 2002. 316 с.
8. Зиатдинова А. Х. Изучение связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи по результатам констатирующего эксперимента / А. Х. Зиатдинова, Р. И. Гильмутдинова // Исследования молодых ученых : материалы LII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 48-55.
9. Качанова А. П. Роль дидактических игр в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста / А. П. Качанова // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 88-90.
10. Колесникова С. А. Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речи с использованием метода наглядного моделирования / С. А. Колесникова. // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (160). — С. 163-165.
11. Кудрина Л. В. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР / Л. В. Кудрина, Н. П. Кислинская, Г. И. Панфиленко // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 137-139.
12. Левина Р.Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Основы теории и практики логопедии /. - М., 1968. - с.67-85.
13. Логопедия : метод. наследие : пособие для логопедов и студентов дефект. фак. пед. вузов : в 5 кн.. Кн. 3. Системные нарушение речи: Алалия. Афазия / под ред. Л. С. Волковой ; авт.-сост. С. Н. Шаховская, М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова). — Москва : ВЛАДОС, 2007. — 311 с.
14. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская. М., 1972. – 264 с.
15. Остапенко Е. Н. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР / Е. Н. Остапенко // Молодой ученый. — 2024. — № 35 (534). — С. 165-167.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С-Пб.: Питер Ком, 1999. – 712с.
17. Синько Е. В. Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. В. Синько // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 237-239.
18. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста /.Под ред. Ф.А.Сохина. - 3-е изд., испр. И доп. _ М.: Просвещение, 1984-с.4-16.
19. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1970. - 605с.
20. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Под ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд. -М.: Просвещение, 1981. - 159с.