Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование навыков критического мышления и анализа становится одной из ключевых задач современного образования. В этом контексте умение выявлять авторскую позицию на уроках литературного чтения у младших школьников приобретает особую значимость. Это связано с тем, что анализ текста и понимание его авторской позиции способствует развитию у детей аналитических способностей, критического мышления и умения интерпретировать прочитанное. На ранних этапах обучения важно заложить основы подобных навыков, поскольку они впоследствии позволят школьникам более осмысленно воспринимать различные информационные источники.
Актуальность темы обусловлена необходимостью адаптации образовательного процесса к современным условиям, где информационная перегруженность требует от человека способности к быстрой и точной интерпретации текстов. Вопросы, связанные с восприятием авторской позиции, требуют особого внимания, поскольку они формируют у детей критическое отношение к тексту, способность выделять главные идеи и оценивать их значимость.
Основной целью данного исследования является выявление эффективных методик и приемов, способствующих формированию у младших школьников умения выявлять авторскую позицию.
Объект исследования – процесс формирование у младших школьников умения выявлять авторскую позицию на уроках литературного чтения.
Предмет формирование у младших школьников умения выявлять авторскую позицию на уроках литературного чтения.
В рамках исследования были поставлены задачи проанализировать существующие теоретические подходы к данной проблеме, изучить педагогические условия и методы, способствующие развитию данного навыка, а также провести экспериментальную работу для оценки эффективности предложенных методов.
Методологическую базу исследования составляют работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, а также методики преподавания литературного чтения. Исследование опирается на труды В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, посвященные психолого-педагогическим аспектам развития младших школьников. Также были проанализированы методические рекомендации и современные подходы к обучению литературному чтению, направленные на развитие критического мышления.
Теоретическая часть исследования охватывает несколько ключевых аспектов.
Первый аспект заключается в определении значимости авторской позиции в литературном произведении. Авторская позиция рассматривается как важный компонент текста, понимание которого позволяет более глубоко интерпретировать произведение и оценивать его идеи. Психологические аспекты восприятия младшими школьниками авторской позиции изучаются с учетом возрастных особенностей их развития, что позволяет более точно определить методы и приемы работы с ними.
Важной составляющей теоретической части является анализ педагогических условий и методик формирования умения выявления авторской позиции у младших школьников. Здесь рассматриваются подходы к обучению, позволяющие на практике реализовать задачи, связанные с пониманием и анализом литературных текстов. Особое внимание уделяется методикам, которые действуют в условиях начальной школы, и методическим разработкам, позволяющим преподавателям эффективно работать с детьми.
Практическая часть исследования направлена на апробацию теоретических выводов и внедрение разработанных методик в образовательный процесс начальных классов.
В ходе практической работы были разработаны и апробированы учебные задания, направленные на выявление авторской позиции в текстах. Экспериментальная часть включала в себя реализацию методик в условиях реального учебного процесса, диагностику и оценку уровня сформированности умения у младших школьников. Анализ результатов и отзывов педагогов позволил сделать выводы о целесообразности использования предложенных методов.
Завершающим этапом исследования стало обобщение полученных данных, формулировка основных выводов и рекомендаций для учителей. Результаты проведенной работы показали значительное повышение уровня сформированности навыков анализа текста и выявления авторской позиции у учащихся, подтвердив тем самым эффективность предложенных методик. Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой новых подходов и технологий, которые позволят более успешно формировать критическое мышление и аналитические навыки у младших школьников в условиях современного образовательного процесса.
Список использованных источников включает в себя научные статьи, монографии, методические пособия и другие материалы, которые были использованы при проведении данного исследования.
Глава 1: Теоретические основы формирования умения выявлять авторскую позицию
1.1. Значение авторской позиции в литературном произведении
Авторская позиция в литературном произведении – это совокупность взглядов, убеждений и идеалов, которые автор реализует через текст. Это неотъемлемая часть любого произведения, поскольку она влияет на сюжет, характеры персонажей и даже на выбор слова и стилистические приемы. Авторская позиция имеет огромное значение в литературном анализе, так как позволяет глубже понять замысел произведения, его идейное содержание и нравственное послание.
В основе любого произведения лежит идея или совокупность идей, которые автор стремится донести до читателя. Этот идейный замысел и формирует авторскую позицию. Российский литературовед М. Бахтин считал, что авторская позиция в художественной литературе проявляется в том, как автор подходит к изображению действительности. Бахтин подчеркивал, что взаимоотношения автора с персонажами и событиями произведения всегда субъективны, и именно это субъективное видение формирует уникальность и оригинальность произведения.
Важность авторской позиции отчетливо проявляется при анализе произведений русской классики. Например, в романах Л. Толстого можно увидеть, как его взгляды на нравственность, общественную справедливость и религию формируют характеры и судьбы его персонажей. Не случайно А.Каренин в "Анне Карениной" демонстрирует разрыв между "миром" и внутренним "я", что отчасти отражает религиозные размышления самого Толстого.
Достоевский, в свою очередь, использует свои романы как платформу для исследования философских и этических вопросов. Его авторская позиция отчетливо видна в трактовке свободы, морали и божественного по отношению к человеческой сущности. Каждый персонаж, будь то Раскольников из "Преступления и наказания" или князь Мышкин из "Идиота", является носителем определенной философской идеи, все их действия и размышления – это проявление авторского взгляда Достоевского на окружающий мир и человеческую природу.
Современные исследователи литературы, такие как Борис Ланин, подчеркивают, что авторская позиция может выражаться не только через идеологические и философские концепты, но и через более тонкие аспекты, такие как выбор повествовательной перспективы или использование особых языковых средств. Ланин отмечает, что в произведениях современных авторов авторская позиция может быть более замаскированной, но она остается важнейшим элементом, определяющим характер произведения.
Значение авторской позиции особо проявляется в способность произведения вызывать эмоциональный отклик у читателя. Писатель Л. Андреев считал, что сила произведения не только в его тематике или первоклассной языковой оболочке, но и в том, как ясно и точно переданы внутренние переживания и размышления автора, его "эстетическое кредо". Андрей Платонов в свою очередь утверждал, что настоящая литература – это диалог между автором и читателем, где авторская позиция играет роль путеводителя, задающего направление мыслей и впечатлений.
Однако авторская позиция не всегда поддается однозначному определению. Часто она может быть полифонической, то есть включающей в себя множество точек зрения. Это делает литературный анализ более сложным, так как требует от критика не только умения распознавать основные мотивы автора, но и понимать контекст времени и культурной среды, в которых создавалось произведение. Профессор О. Седакова утверждает, что в сегодняшнюю постмодернистскую эпоху значение разночтения и полисемии текстов только возрастает – современные авторы зачастую сознательно создают произведения с открытой интерпретацией, хор авторских голосов становится еще более важным.
Авторская позиция может быть также активно или пассивно выраженной, что определяет, насколько явно указаны в произведении ценности и убеждения автора. Активная авторская позиция предполагает, что писатель открыто высказывает свои взгляды, направляя читателя к определённому пониманию или оценке. Пассивная же позиция предполагает более скрытую реализацию авторского замысла, что может побудить читателя самостоятельно извлекать смыслы и делать выводы.
Русский писатель К. Чуковский в своих работах неоднократно обращался к значению интуитивного восприятия литературных текстов детьми. В своей книге "От двух до пяти" он описывает, как дети воспринимают мир прежде всего через эмоции и яркие образы, что позволяет авторам влиять на читателей через символику и метафоры. Таким образом, для младших школьников важным становится не только то, что говорит автор, но и как он это говорит.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев, Л. Н. Полное собрание сочинений: в 6 т. / Л. Н. Андреев. — М.: Издательство, 2000.
2. Бариков, А. Н. Особенности развития навыков критического чтения у младших школьников / А. Н. Бариков. – Москва: Изд-во Московского университета, 2021. – 256 с.
3. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. — М.: Художественная литература, 1972.
4. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1979.
5. Васильева, Е. А. Современные подходы к преподаванию литературы в начальной школе / Е. А. Васильева. – Санкт-Петербург: Просвещение, 2020. – 198 с.
6. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Искусство, 1965.
7. Галкина, Л. И. Литературное чтение в начальной школе: теоретические и практические аспекты / Л. И. Галкина. – Екатеринбург: Учитель, 2019. – 305 с.
8. Дмитриев, И. П. Умения анализировать и интерпретировать художественный текст у младших школьников / И. П. Дмитриев. – Казань: Академия знаний, 2022. – 234 с.
9. Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский. — М.: Художественная литература, 1974.
10. Запорожец, А. В., Гетманская, Н. Н. Детская психология / А. В. Запорожец, Н. Н. Гетманская. — М.: Просвещение, 1980.
11. Калугин, Д. Н. Литературное чтение в начальной школе / Д. Н. Калугин. — СПб.: Просвещение, 2018.
12. Ланин, Б. А. Курс литературного чтения / Б. А. Ланин. — М.: Академия, 2015.
13. Лапина, О. С. Формирование читательской самостоятельности у учащихся начальной школы / О. С. Лапина. – Самара: Педагогика, 2018. – 176 с.
14. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. — М.: Просвещение, 1984.
15. Маранцман, В. И. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста / В. И. Маранцман. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. – 288 с.
16. Михайлова, Т. А. Творческое чтение как средство развития младших школьников / Т. А. Михайлова. – Новосибирск: Научная книга, 2020. – 149 с.
17. Никифорова, Р. М. Чтение в начальной школе: традиционные и инновационные подходы / Р. М. Никифорова. – Челябинск: Учитель, 2019. – 190 с.
18. Петрановская, Л. В. Как воспитывать? / Л. В. Петрановская. — М.: Никея, 2013.
19. Петренко, Ю. В. Методы обучения критическому чтению на уроках литературы / Ю. В. Петренко. – Москва: Лаборатория книги, 2022. – 225 с.
20. Плисецкая, М. М. Я, Майя Плисецкая / М. М. Плисецкая. — М.: Эксмо, 2008.
21. Редин, Д. И. Методы выявления авторской позиции в тексте: пособие для педагогов / Д. И. Редин. – Владивосток: Образование и наука, 2023. – 240 с.
22. Розенблатт, Л. Теория литературного ответа: взаимодействие читателя и текста / Л. Розенблатт. – Москва: Языки славянских культур, 2020. – 314 с.
23. Седакова, О. А. Стихотворения и эссе / О. А. Седакова. — М.: Новое литературное обозрение, 2014.
24. Сидорова, Н. Ф. Развитие грамотности чтения у младших школьников: интегративный подход / Н. Ф. Сидорова. – Казань: Центр инноваций, 2021. – 200 с.
25. Смирнова, Г. Н. Педагогические технологии на уроках литературного чтения / Г. Н. Смирнова. – Иркутск: Прогресс, 2018. – 182 с.
26. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1981.
27. Тихомирова, Е. В. Литературное чтение в начальной школе: дидактические материалы / Е. В. Тихомирова. – Пермь: Учебная литература, 2019. – 210 с.
28. Толстой, Л. Н. Сочинения в 12 т. Т. 1. Война и мир / Л. Н. Толстой. — М.: Художественная литература, 1960.
29. Чернова, М. П. Формирование навыков анализа текста у школьников / М. П. Чернова. – Омск: Изд. дом ОмГПУ, 2023. – 160 с.
30. Чуковский, К. И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. — М.: Детская литература, 1963.