Фрагмент для ознакомления
2
Эта система критериев отличается у разных ученых и экспертов, но все они делят их на две группы-качественные и количественные критерии, что помогает эффективнее оценить деловую активность при любом подходе.
В мировой экономической науке много разных школ и направлений, поэтому существует много разных определений деловой активности и подходов к ее оценке. Российская экономическая наука отражает данную тенденцию.
Таким образом, с точки зрения российских ученых деловая активность коммерческой организации представляет собой эффективность и результативность её производственно-коммерческой деятельности.
1.2 Методика анализа деловой активности предприятия
Цель общей оценки деловой активности дать количественную и качественную оценку причин, вызывающих изменение деловой активности и поиск резервов её увеличения.
Задачи такого анализа:
-исследование динамики показателей деловой активности;
-обобщение результатов анализа;
-определение факторов, влияющих на деловую активность.
-разработка рекомендаций по повышению уровня деловой активности.
Задачи могут быть детализированы и разбиты на подзадачи в соответствии с требованиями аналитиков компании. Они различаются в разных отраслях и стадиях жизненного цикла компании.
По мнению большинства экономистов деловая активность выступает одними из важнейших характеристик эффективности деятельности предприятия. Специалисты рекомендуют проводить анализ деловой активности в динамике за определённый период времени, который в основном равен трём годам.
На практике чаще всего применяются традиционные способы и приемы проведения финансового анализа (горизонтальный и вертикальный, факторный и так далее). А для выявления тесноты связи между различными показателями деятельности организации и прогнозирования – математические способы (трендовый анализ) [12, с.35].
Горизонтальный анализ заключается в сравнении абсолютных значений показателя отчетности с предыдущим периодом, вычислении скорости изменения каждой позиции. Другими словами, горизонтальный анализ позволяет сравнивать показатели текущего периода с показателями предыдущего года и определять динамику этих показателей во времени. Одним из основных недостатков этого метода является противоречивость данных отчетности по инфляции.
Целью вертикального анализа, также известного как структурный анализ, является оценка динамики структуры данных, представленных в виде относительных величин. С его помощью можно анализировать доходы и расходы в целом через их отдельные элементы, то есть определять доли отдельных статей в общей сумме доходов, а также оценивать влияние отдельной статьи доходов и расходов на результат в целом [9, с.74].
Этот метод считается более удобным для анализа, так как абсолютные показатели не всегда могут наглядно представить общую картину.
Чем точнее будет факторный анализ, тем больше проявиться влияющих факторов.
Строят факторную модель -математическую формулу, которая выражает связь результата с факторными показателями. Так как бываю разные виды факторных моделей, то возможно применение разных видов факторного анализа (метод цепных подстановок, метод абсолютных разниц, метод относительных разниц).
Например, факторный анализ скорости оборота оборотных средств начинается с группировки всех оказывающих влияние на ее величину факторов. Они образуют две большие группы: внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы - те, которые никак не зависят от самой компании и не могут ею контролироваться. К таким влияниям можно отнести форс-мажорные обстоятельства, природные (климатические) особенности и прочие. Сюда же включается, например, изменение государственных тарифов, инфляционное влияние на цены (на сырье, топливо и др.) или нарушение контрагентами условий хозяйственных договоров.
Внутренние-те, которые так или иначе зависят от компании и могут быть ею изменены. Например, внутренняя логистика движения материалов и товаров и так далее.
Методика анализа деловой активности– это алгоритм из нескольких этапов проведения анализа, определение источников получения информации, необходимой для подготовки выводов и рекомендаций по анализу, отбор и последовательность применения аналитических процедур и отражения их результатов в документах.
На практике оценка деловой активности компании осуществляется в несколько этапов, указанных на рисунке 2.
Рисунок 2-Этапы оценки деловой активности предприятия
Таким образом, на практике применяется сложная методика оценки деловой активности предприятия.
1.3 Показатели деловой активности предприятия
На всех этапах оценки деловой активности предприятия рассчитываются показатели, которые можно на две категории:
-качественные показатели;
-количественные показатели [11, с.105].
Качественные показатели- – те рыночные показатели, которые трудно измерить цифрами. Например, это внутренняя и внешняя емкость рынка сбыта, деловая репутация компании, а также её клиентов, конкурентоспособность товаров и так далее.
Количественные показатели бывают абсолютными и относительными Основные из них представлены на рисунке 3.
Рисунок 3-Показатели деловой активности
К абсолютным показателям относят исследование динамики и соотношения темпов роста доходов, финансовых результатов и средней величины активов.
К относительным показателям относят изучение значений и динамики уровня эффективности использования вложенных и потреблённых ресурсов компании [13, с.67].
При изучении сравнительной динамики абсолютных показателей деловой активности, в первую очередь оценивается соответствие оптимальному соотношению, которое получило название «Золотое правило экономики организации».
Формула расчёта представлена в следующем виде:
ТрП > ТрВ > ТрА > 100% (1)
где ТрП - темп роста чистой прибыли,
ТрВ - темп роста выручки от продаж,
ТрА - темп роста средней величины активов.
Первое соотношение, при котором чистая прибыль увеличивается быстрее выручки, означает повышение рентабельности деятельности компании.
Второе соотношение, при котором выручка растет быстрее активов компании, означает ускорение оборачиваемости активов.
Третье соотношение, при котором чистая прибыль растёт быстрее активов компании, означает повышение чистой рентабельности активов.
В результате выполнение всех условий уравнения, можно сделать вывод о расширении имущественного потенциала компании. Тем не менее, данный показатель является актуальным лишь в долгосрочной перспективе.
Исследование данного показателя демонстрирует применение традиционного метода сравнения относительных величин
Всегда рассчитываются показатели оборачиваемости. Это относительные показатели, которые характеризуют скорость оборота активов и пассивов компании.
Под скоростью следует подразумевать количество оборотов активов и пассивов за анализируемый период. Период оборота пассивов и активов-сроки, в течение которых возвращаются все денежные средства, которые вкладываются в производственные активы компании [15, с.102].
Существуют разные показатели оборачиваемости, которые отражены на рисунке 4, который из-за своего большого объема помещен в Приложение А.
Также рассчитываются показатели рентабельности. Это относительные показатели, которые характеризуют эффективность использования ресурсов фирмы.
Рентабельность — это отношение прибыли к показателю, доходность которого вы определяете. Общая формула уровня рентабельности выглядит так:
R = П / Х * 100%, (2)
где R - рентабельность,
П - прибыль,
Х - показатель, рентабельность которого нужно рассчитать.
Рентабельность выражают в процентах, поэтому результат деления умножается на 100.
Прибыль тоже подразделяется на виды (валовая, операционная, чистая и так далее). Для рентабельности продаж можно использовать каждый из них в зависимости от того, что требуется узнать.
Рентабельность продаж дает представление о том, какова доля прибыли в выручке предприятия. Специальных нормативов для рентабельности продаж нет. Рассчитываются среднестатистические значения рентабельности по отраслям. Для каждого вида деятельности нормальным считается свой коэффициент [14, с.93].
Таким образом, деловая активность является важным фактором развития любой фирмы в долгосрочной перспективе, позволяет руководству не только оценить свои возможности по улучшению финансового состояния в целом, но и разработать планы, позволяющий руководству фирмы проводить четкие действия по планированию и прогнозированию.
2. ОЦЕНКА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ В ООО «КАРАС»
2.1 Экономическая характеристика ООО «Карас»
Общество с ограниченной ответственностью «Карас» организовано 5 ноября 2019 года на основании договора об учреждении общества.
Организационно-правовая форма- общество с ограниченной ответственностью (код 12300 по ОКОПФ).
Фирма является лицом юридическим с даты его государственной регистрации, без ограничения время деятельности создавалось. В деятельности своей фирма руководствуется Уставом, Гражданским Кодексом РФ, и действующим другим законодательством.
Регламентирует устав порядок образования компании и её компетенцию, определяет структуру фирмы, устанавливает функции, задачи и права, а также порядок ее работы.
Главным видом деятельности компании является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (код по ОКВЭД 56.10).
Другими видами деятельности фирмы являются:
Фрагмент для ознакомления
3
1.Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник // под ред. А.П. Гарнова. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 366 с.
2.Анализ финансовой отчетности: учебник/ под ред. М.А. Вахрушиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 434 с.
3.Басовский Л.Е. Экономический комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие/ Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА–М, 2020. – 366 c.
4.Губина О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / О.В. Губина, В.Е. Губин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. – 335 с.
5.Зороастрова И.В. Экономический анализ фирмы и рынка: учебник для студентов вузов/ И.В. Зороастрова, Н.М. Розанова. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2020. – 279 c.
6.Илышева Н.Н. Анализ финансовой отчетности: учебник / / Н.Н. Илышева, С.И. Крылов. – М.: Финансы и Статистика, 2021. – 370 с.
7.Камысовская С.В. Бухгалтерская финансовая отчетность: формирование и анализ показателей: учебное пособие/ С.В. Камысовская, Т.В. Захарова. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 432 с.
8.Куприянова Л.М. Финансовый анализ: учебное пособие/ Л.М. Куприянова. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 157 с.
9.Пласкова Н.С. Финансовый анализ работы организации: учебник/ / Н.С. Пласкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 368 с.
10.Романова Л.Е. Экономический анализ: учебное пособие/ Л.Е. Романова, Л.В. Давыдова, Г.В. Коршунова. – СПб.: Питер, 2023. – 336 c.
11.Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник/ Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА–М, 2022. – 649 c.
12.Финансовый анализ: учебник и практикум для вузов/ И.Ю. Евстафьева [и др.]; под общей редакцией И.Ю. Евстафьевой, В.А. Черненко. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 337 с.
13.Шадрина Г.В. Управленческий и финансовый анализ: учебник и практикум для вузов/ Г.В. Шадрина. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 316 с.
14.Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник/ А.Д. Шеремет. – 2-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 374 с.
15.Арефьева В.В. Экономические основы формирования финансовой составляющей экономической безопасности/ А.В. Арефьева, Т.Б. Кузенко. // Актуальные проблемы экономики. - 2021. - № 1. - С. 98-103.
16.Беликов Ю. К. Прибыль в жертву ликвидности/ Ю. К. Беликов, М. В.Доронкин // БДМ. Банки и деловой мир. – 2020. – № 5. – С. 10-18.
17. Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://minfin.ru/ru/