Фрагмент для ознакомления
2
Возможные методы/инструменты оценки: наблюдение (например, с подготовкой окончательного протокола); опрос (группа или отдельный участник): письменно: анкета устно: интервью (с инструкциями, рассказом); тест (оценка знаний и поведения); техника: мозговой штурм, обратная связь; видеозапись (запись ролевой игры на магнитофоне); доска/флэш-накопитель/флипчарт (для комментариев наблюдателя). Вопросы для достижения намеченных социальных и когнитивных целей обучения (оценка результата или продукта/оценка целей обучения): когнитивные цели обучения - специальные знания по предмету, идентификация с различными заинтересованными сторонами; социальные цели обучения: сотрудничество, общие основные интересы в группе, выразительность.
Вопросы по организации обучения и игр (оценка процесса): организация обучения: эффективность образовательной организации, время, затрачиваемое на ролевые игры, оптимальный размер группы. Организация игры: планирование ролевых игр, преимущества видеозаписи, управление игрой. Общая оценка или критика ролевых игр: удовлетворенность ролевыми играми, рекомендации по участию и готовность участвовать в такой игре, критика и рекомендации [18].
Возможные вопросы на этапе оценки (устные или письменные):
- для главных и второстепенных актеров: Что вы чувствуете в данный момент? Как вы себя чувствовали в этой роли? Почему вы это сделали? Чего вы хотели достичь такими действиями? Насколько вы удовлетворены решением проблемы?
- для наблюдателей: Что чувствовали актеры? Поняли ли исполнители друг друга? Было ли соблюдено распределение ролей? Были ли какие-либо аргументы в пользу конструктивного/делового решения проблемы? Какое поведение или мнение вам понравилось или не понравилось в исполнителе роли? Почему? Как исполнители использовали речь, мимику и жесты?
Вопросы для всех: какие средства были доступны для решения проблемы? Какие факторы повлияли на решение исполнителя X? Ролевые игры должны быть тщательно интегрированы в общий учебный процесс, чтобы учащиеся не воспринимали их как прикладную деятельность, к которой, следовательно, не следует относиться серьезно.
Дидактический анализ метода "ролевой тренировки" (сильные стороны, ограничения) на подготовительном этапе или на этапе оценки помогает избежать этого. Многие учителя считают, что ролевые игры отнимают слишком много времени (подготовка и последующий анализ результатов), но это не обязательно так, например, если вы впервые проводите короткие ролевые игры в течение учебного часа или путешествуете со всем классом.
Опасения, что ролевая игра из-за своей открытой природы "выйдет из-под контроля" и что учитель больше не является "хозяином положения", можно преодолеть с помощью изучения соответствующей литературы.
Знание и признание того, что ролевая игра также может содержать и выражать значительную долю собственного участия (собственных чувств, точек зрения) и что учащиеся приобретают больше знаний/опыта по определенной теме, чем учитель, является важным требованием для всех участников. Учитель должен, прежде всего, испытать или развить в себе радость и уверенность в ролевой игре, чтобы иметь возможность вдохновлять учеников игрой, чтобы иметь возможность спонтанно присоединиться к роли второстепенного персонажа, когда того требует ситуация. Отстраненно-чувствительный, то есть советующий, а не оценивающий, поддерживающий и знающий дидактически управляемую ролевую игру, является основным условием ее успешного проведения [3; 17].
Учитель, как руководитель игры, выполняет следующие задачи: собирает информацию, создает сцены, содержащие диалоги, вводит участников в роль, контролирует время, принимает решения (например, смена ролей, прерывание игры), вмешивается, когда возникают мешающие элементы, исправляет проблемы и направляет обсуждение. Учитель понимает, что перед ним группа, то есть люди с разными потребностями, преследующие общую цель, и что одна и та же игра в разных группах (смена ролей) и классах может иметь разные подходы к решению и соответствующие результаты.
§2. Организация профориентационной работы с учетом возрастных особенностей школьников
Проблемой изучения основных направлений профориентации в высшей школе занимались следующие авторы: Е.А. Климов, А.Д. Сазонов, Н.С. Пряжников, Н.Н. Сахаров; методы диагностики личности учащихся с целью оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков, Н.П. Воронин, Ю.В. Забродин); теоретические и методологические основы профессонализма (Е.А. Климов); системные и методические основы; социально значимые мотивы выбора профессии (Е.М. Павлюков); особенности профориентации студентов высших учебных заведений (Н.Н. Чистяков); формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки студентов к осознанному выбору профессии (Г.П. Шевченко).
Особенностью всех этих исследований является повышенное внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения и процессу подготовки студентов к осознанному выбору профессии.
При проведении профориентационной работы необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Обучение в начальной, средней и старшей школе должно быть организовано по-разному.
Учителя начальной школы (репетиторы) работают в классе и в нерабочее время в следующих областях:
- показ ученикам роли труда в жизни человека;
- вовлечение учащихся в выполнение рабочих заданий;
- организация учебных поездок учеников на предприятия;
- встреча учащихся с родителями, представляющими различные профессии;
- вовлечение учащихся в различные виды учебной и познавательной деятельности (работа, игры, исследований);
- обучение создавать портфолио;
- ознакомление учащихся с миром профессий [19; 23].
Преподаватели-специалисты различными методами и средствами способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности учащихся: проектные мероприятия, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, профессиональные недели, олимпиады, факультативы, газетные конкурсы, домашние задания и так далее.
Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся, чтобы помочь тем, кто выбирает профессию (по годам обучения), и профориентационные рекомендации, изучает читательские интересы учеников и рекомендует литературу, чтобы помочь им в выборе профессии, организует выставки о профессиях и читательские дискуссии-конференции по вопросам выбора профессии. собирает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочную информацию о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, брошюры, программы, должностные инструкции).
Школьный психолог изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; контролирует готовность учащихся к профессиональному и профессиональному самоопределению путем опроса учащихся и их родителей; проводит тренинги по профориентации; проводит психологическое обучение родителей и учителей по выбору профессии; консультирует учащихся, учитывая их возрастные особенности; приглашаю родителей и учителей принять участие в опросе; консультирует учащихся, учитывая их возрастные особенности; приглашаю родителей и их родителей принять участие в опросе; консультирует учащихся, учитывая их возрастные особенности.
Медицинский работник использует различные формы, методы и средства для пропаганды здорового образа жизни среди учащихся, проводит беседы со студентами о взаимосвязи между профессиональным успехом и здоровьем человека, консультирует по вопросам влияния профессии на здоровье человека, оказывает поддержку классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу.
Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся, рекомендуется выделить следующие этапы и содержание профориентации в школе:
1-4 классы. Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания своей роли в жизни человека и общества; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на вовлечении детей в различные виды деятельности.
5-7 классы. Развитие личной заинтересованности учащихся в профессиональной деятельности; приобретение первоначального опыта в различных областях социально-профессиональной практики: инженерное дело, искусство, медицина, сельское хозяйство, экономика и культура.
8-9 классы. Разъяснение образовательного запроса на уроках и курсах кампании; групповые и индивидуальные консультации для оказания помощи в выборе профиля обучения.
10-11 классы. Обучение самообучению и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в выбранном виде работы, корректировка профессиональных планов, оценка готовности к выбранной деятельности.
Рекомендуется проводить проверочные занятия по профессиональным темам на каждом этапе профориентации с учетом возрастных особенностей учащихся.
Профориентация в классах с 1 по 4 (уровень 1) - это период пассивного поиска. Это этап первичного выбора профессии. Целью учителя 1-4 классов является развитие интересов и способностей учащихся и формирование у детей потребности в профессиональном самоопределении.
Для учащихся 5-7 классов необходимо увеличить количество кружков и факультетов, вовлекать их в коллективные творческие занятия, организовывать встречи с родителями как с профессионалами.
Также рекомендуется создавать портфолио и папки достижений, начиная с 1-го класса. Все материалы, собранные в портфолио профессиональной ориентации, сопровождают учащегося до окончания школы.
Второй этап (активный поиск) ориентирован на учащихся 8-9 классов. Цель учителя - помочь каждому подростку сформулировать конкретные задачи профессионального и личностного самоопределения, оказать психологическую и педагогическую поддержку при отборе выпускников основной школы (9 класс). На этом этапе рекомендуется во время занятий познакомиться с миром профессий, учебными заведениями начального и среднего образования, конкретной ситуацией на рынке труда и помочь в выборе профиля обучения. При этом необходимо проводить индивидуальную работу с молодежью, требующей особого внимания и внимания, организовывать тематические родительские собрания, привлекать школьников к работе во время каникул и проводить их первые профессиональные репетиции [4; 11].
Третий этап - профессиональная идентификация учащихся 9, 10-11 классов. Основная цель учителей - подготовить выпускников школ к правильному выбору профессии, карьеры и жизненного пути с учетом их способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда города и области.
Фрагмент для ознакомления
3
Авлиякулов Н.Х. Педагогическая технология 93 с., Ташкент, 2009 г. - 293 с.
Андриенко О.А. К вопросу о профессиональном самоопределении старшеклассников с разным уровнем самооценки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16-18.
Будаева Э.В. Проблемы самоопределения личности старшеклассника в процессе профориентационной работы школы// Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2015. №1. С. 102-104
Жданкина И.Ю. Роль профессиональной ориентации на этапе профессионального самоопределения студентов выпускных курсов образовательных организаций среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 10-13.
Иванова Т.Н. Профессиональное самоопределение выпускников школ как фактор эффективного дальнейшего обучения в системе среднего профессионального и высшего образования // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 100-102.
Иванова Т.Н. Социально-профессиональное самоопределение молодежи в условиях крупного промышленного города (опыт социологического исследования на примере г.о.Тольятти) // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 60-61.
Кузьмина В. М. Особенности формирования профессиональной мотивации выпускников школ//Общество: социология, психология, педагогика. 2011. С. 74-79 КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/ search?q=%D0%9A%D1%9C.
Лесникова С.Л., Леухова М.Г. Профессиональное самоопределение студентов вуза как условие профессиональной идентичности: аспект отношения к профессиональной карьере // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 253-256.
Лукоянова Н.Г. Игра как метод активизации профессионального самоопределения обучающихся. Мастер-класс // Педагогическая мастерская. Всѐ для учителя! 2015. № 2 (38). С. 15–19.
Малин С.В., Поляруш А.А. Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современной школе// Теория и практика общественного развития. 2010. №4. С. 115-120. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/aktiviziruyuschietehnologii-proforiesnikami-v-sovremennoy-shkole
Никитина Е.В. Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе // Электронный журнал Экстернат.РФ. 2012. Режим доступа: http://ext.spb.ru/site/1490-2012-08-23-11-15-48.pdf (дата обращения: 12.02.2025).
Педан В.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в рамках модели сетевого взаимодействия // Человек и образование. 2013. № 2. С. 94–98.
Платонова Р.И., Антонова В.Н. Педагогическая поддержка учащихся в профессиональном самоопределении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 25-29.
Проблемы образования на современном этапе: материалы студенческой научно-практической конференции 2-13 апреля 2018 г. Выпуск VII / сост. О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. – Тольятти, 2018.- 252 с.
Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. Самара: Изд-во ЦПО, 2013. - 45 с.
Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Моск. псих.-соц. ин-т. - М., 2002. - 400 с.
Пряжников Н. С. Особенности профориентационной работы в условиях современной России // Межрегиональная конференция Профориентационная работа с молодежью. Настоящее и будущее, Иркутск. 18 октября 2012 г., С.4-7. — Т. 536. — Иркутск, 2012. — С. 4–7.
Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2007. - 501 с.
Рукис Е.Н., Дейко Л.А. Методические рекомендации по разработке и проведению игр профориентационной направленности. ст. Ленинградская, 2011. - 14 с.
Семилеткина Д.А. Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью // Студенческий научный форум-2014. VI Международная студенческая электронная научная конференция: Электронное издание. 2014. Режим доступа: http:// www.scienceforum.ru/2014/525/509 (дата обращения: 12.02.2025).
Сорокина И.В. Специфика игровой формы профориентационной работы с подростками в клубах по месту жительства // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 130–134.
Творожникова В.А., Ширяева Т.В., Костромина М.Н. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников. Методические рекомендации / Под ред. Е.В. Попова. Сыктывкар, 2001. - 66 с.
Шафранов-Куцев Г.Ф., Толстогузов С.Н. Профориентационные практики вуза: Монография. М.: Логос, 2014. - 196 с.
Юрьева И.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуальная проблема подросткового возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 33-35.