Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время в конном спорте проводится мало исследований по сравнению с другими видами спорта, не говоря уже об отдельных его дисциплинах. Спортивная деятельность находится в постоянном и непрерывном развитии, что увеличивает потребность в научном поиске инновационных технологий, в том числе тех, которые относятся к области спортивной психологии.
Сейчас отмечается, что спорт, как любительский, так и профессиональный, становится все более популярным в обществе. Государственные программы, достижения отечественных спортсменов и стремление граждан к здоровому образу жизни повысили интерес к спорту в целом. Однако факт остается фактом: этот вид спорта набирает популярность.
Ценностные ориентации являются важной составляющей ценностно-смысловой сферы личности, влияющей на успешность спортивной деятельности. Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя различные мотивационные образования: жизненные установки и позиции, мировоззрения и убеждения, цели и стремления, идеалы и все, что связано с представлениями о ценностях и смыслах субъекта спортивной деятельности. Взаимосвязь между ценностями спортсменов и мотивацией и смыслом их деятельности влияет на весь процесс многолетних тренировок и, в частности, на победы в определенных соревнованиях.
В психологии проблема личных ценностей занимает важное место. Многие известные ученые занимались проблемой ценностной сферы личности. Среди российских ученых следует выделить А.Н. Леонтьеву, Д.А. Леонтьеву, В.Н. Мясеву, Б.С. Братусю, К.А. Абульханов-Славскую, А.Г. Асмолову и других. Этой проблемой занимались зарубежные авторы, такие как Г. Олпорт, А. Маслоу, А. Адлер, В. Франкл, К.Г. Юнг и многие другие ученые.
Что касается детального изучения трансформаций, которым подвергается вся мотивационная сфера личности и ее направленность на различных этапах спортивной карьеры, то в имеющейся у нас литературе таких данных практически нет. В то же время вопросы личности спортсмена важны, поскольку смысл и ценности создают в сознании цель, которая мотивирует спортсмена на достижение более высокого результата.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия формирования и развития мотивационно-ценностных ориентаций спортсменов-конников.
Объектом исследования являются особенности формирования и развития мотивационно-ценностных ориентаций спортсменов-конников.
Предметом исследования является мотивационно-ценностные ориентации спортсменов-конников.
Цель исследования: выявить эффективные условия формирования и развития мотивационно-ценностных ориентаций спортсменов-конников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие мотивации в спортивной психологии.
2. Описать специфику мотивов к занятиям конным спортом.
3. Проанализировать особенности мотивационно-ценностных ориентаций спортсменов-конников.
4. Разработать рекомендации по проведению тренинговых занятий для развития внутренних мотивационно-ценностных ориентаций у спорстменов-конников.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Понятие мотивации в спортивной психологии
Мотивация - это широкое понятие, охватывающее сложный процесс управления направлением и интенсивностью усилий. Психологи, работающие в области физического воспитания и физического воспитания, рассматривают мотивацию с разных точек зрения, выделяя внутреннюю и внешнюю мотивацию, мотивацию достижения и мотивацию в форме соревновательного стресса. Эти сложные формы мотивации являются незаменимыми определениями мотивации.
Мотивация является ключевой переменной в овладении и демонстрации спортивных способностей.
Мотивация - это прежде всего стремление к успеху и высоким результатам в своей деятельности. И если человек хочет добиться успеха и высоких результатов в своей деятельности, у него есть сильная мотивация для этого [12].
Важнейшей психологической характеристикой мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является чувство удовлетворения, вызываемое данным видом спорта и неотделимое от самой спортивной деятельности. В то же время, в зависимости от сложности и разнообразия самой спортивной деятельности, эти мотивы сложны и могут быть разделены следующим образом.
1) Непосредственными мотивами для занятий спортом являются:
а) особое чувство удовлетворения, испытываемое спортсменом в результате проявления мышечной активности,
б) эстетическое удовольствие от красоты, точности, ловкости своих движений,
в) желание проявить смелость и решительность на сложных и опасных учениях,
г) удовлетворение, вызванное участием в соревнованиях, какой вид спорта является наиболее важным и обязательным,
д) желание добиться рекордных результатов, проявить свои спортивные способности, добиться победы, какой бы трудной она ни была, и т.д.
2) Косвенные мотивы для занятий спортом:
а) желание стать сильным, выносливым, здоровым ("Я занимаюсь спортом, потому что он укрепляет здоровье и делает человека веселым и энергичным");
б) желание подготовиться к практической деятельности с помощью спорта ("Я занимаюсь спортом, потому что хочу быть физически сильнее");
в) осознание социальной значимости спорта ("Я хочу устанавливать мировые рекорды, защищать спортивное знамя своей страны").
В настоящее время существует три теории, объясняющие, что побуждает человека к действию:
- теория потребности в достижении,
- теория атрибуции,
- теория достижения цели.
Проанализируем каждую теорию мотивации достижения.
1) теория потребности в достижении: это комбинированная модель, в которой в качестве основных поведенческих показателей учитываются как личностные, так и ситуационные факторы. В этой теории есть пять компонентов:
а) личные факторы или мотивы. У каждого из нас есть два основных мотива для достижения: добиться успеха и избежать неудачи. Мотив успеха определяется как возможность испытывать гордость или удовлетворение результатами, в то время как мотив избегания неудачи - это способность испытывать стыд или унижение из-за неудачи. Согласно этой теории, наше поведение определяется балансом этих мотивов. В частности, люди, добивающиеся больших успехов, характеризуются высокой мотивацией к успеху и низкой мотивацией избегать неудач. Им нравится ценить свои способности, у них нет мыслей о неудаче. А люди, которые не добиваются большого успеха, характеризуются низкой мотивацией к успеху и высокой мотивацией избегать неудач [15].
б) ситуационные воздействия. Основываясь на характерных особенностях человека, невозможно точно предсказать его поведение. Необходимо учитывать сложившуюся ситуацию. Теория потребности в достижении включает в себя два момента: вероятность успеха в ситуации и стимулирующее значение успеха. Вероятность успеха зависит от того, с кем вы будете соревноваться, и от сложности задачи.
в) вытекающие тенденции. Третий компонент теории потребности в достижении - это результирующая или поведенческая тенденция, которая определяется при рассмотрении уровней мотивации человека к конкретной ситуации. Теория наиболее эффективна для прогнозирования ситуаций с вероятностью успеха 50 на 50. Люди, добившиеся больших успехов, сталкиваются с трудностями в такой ситуации, потому что им нравится соревноваться с равными соперниками или выполнять задачи, которые не очень просты. Люди, которые не добиваются больших успехов, избегают подобных ситуаций и предпочитают легкие задания, в которых успех гарантирован. Иногда они берутся за очень сложные задачи, потому что никто не ожидает от них успеха. В ситуации, когда вероятность успеха составляет 50:50, они чрезмерно взволнованы и напуганы, что увеличивает вероятность слабой работы. Если вы не можете избежать такой ситуации, вы находитесь в состоянии замешательства из-за высокой потребности избежать неудачи.
г) эмоциональные реакции (гордость и стыд). Как успешные, так и неуспешные люди, естественно, предпочитают чувство гордости, но их личностные качества по-разному взаимодействуют с ситуационными факторами, заставляя их больше сосредотачиваться на гордости или стыде. Первые больше ориентированы на гордость, в то время как вторые больше основаны на стыде.
д) Поведение, связанное с производительностью. Пятый компонент теории потребности в производительности показывает, как взаимодействие предыдущих четырех компонентов влияет на поведение. Люди, добивающиеся больших успехов, стремятся к более сложным задачам, предпочитают средний уровень риска и лучше справляются с оцененными ситуациями. Люди, которые не добиваются большого успеха, избегают ситуаций соперничества.
3) Теория атрибутов:
- Теория атрибутов основана на том, как люди объясняют свои успехи и неудачи. Согласно этой теории, тысячи возможных объяснений успеха и неудачи можно разделить на несколько категорий. Основными категориями являются стабильность (относительно постоянный или непостоянный фактор), причинно-следственная связь (внутренний или внешний фактор) и контроль (фактор, находящийся под контролем или не находящийся под контролем).
То, как спортсмены объясняют свои результаты, влияет на их ожидания и эмоциональные реакции, что, в свою очередь, влияет на их мотивацию к достижению цели.
4) Теория достижения целей.
Согласно теории достижения целей, мотивация человека определяется взаимодействием трех факторов: целей достижения, восприимчивости и поведения, связанного с достижением. Чтобы понять мотивацию человека, необходимо выяснить, что для него означают успех и неудача.
Таким образом, по сути, мотивация - это широкое понятие, охватывающее сложный процесс управления направлением и интенсивностью усилий. Чтобы по-настоящему понять мотивацию, необходимо понять немотивированное влияние на спортивную деятельность и поведение и научиться распознавать возможность быстрых изменений мотивационных факторов.
Мотивация для занятий спортом. Из анализа литературных источников, посвященных этой проблеме, следует, что мотивация, побуждающая человека заниматься спортом, занимает особое место в психологическом обеспечении занятий спортом. Мотивационный блок формируется потребностями, мотивами и целями спортивной деятельности.
Потребность или чувство, что человек в чем-то нуждается, означает нарушение баланса с окружающей средой. Психологически это всегда связано с появлением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, который можно устранить только в том случае, если соответствующая потребность будет удовлетворена. Вот почему каждая потребность вызывает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения. Как показывают исследования ученых, каждая потребность может быть удовлетворена по-разному. Человек может выбрать любой известный ему метод, но на самом деле возможности его выбора ограничены определенными условиями жизни. Иногда обстоятельства жизни сами подталкивают тебя к выбору определенного пути. И тогда выбор происходит как бы сам собой, без четкого осознания процесса. Часто спорт выбирается так спонтанно, чтобы удовлетворить сначала, возможно, только одну, а затем целый спектр потребностей [13].
Г.Д. Горбунов включает в этот комплекс следующие потребности: потребность в активности, аскетизме, потребность в движении, потребность в реализации рефлексов самоотдачи и свободы, потребность в конкуренции, соперничестве, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях и т.д.
Мотив - это стремление заниматься определенной деятельностью, удовлетворять потребность определенным образом. Когда потребность является источником деятельности, мотивы придают этой деятельности определенное направление и удерживают человека на этом пути. Мотивы позволяют нам точно понять, почему ставятся определенные цели, и возникает неутолимое желание их достичь. Спорт характеризуется большим разнообразием мотивов. Это объясняется физическим и умственным напряжением, и человек должен знать, для чего ему нужно прилагать усилия.
Следует отметить, что неудовлетворительная разработка проблемы мотивации, отсутствие единства и ясности в определении сущности этого явления сформировали методологические подходы к изучению мотивов. Многие авторы пытались систематизировать разнообразные мотивы занятий спортом и классифицировать их на основе различных критериев.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров С. Г., Белинский Д. В. Конный спорт в России: история и современность // Инновационные технологии – инновационной экономике : материалы IV междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2015. С. 170–173.
2. Белинский Д. В., Бения Д. В. Теория и методика избранного вида спорта: конный спорт. Краснодар : КГУФКСТ, 2018. - 212 с.
3. Богданова Т.Г. «Сурдопсихология»: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2002. - 283 с.
4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.:ПСР СЭ, 2001. - 511с.
5. Боскис Р.М. «Учителю о детях с нарушениями слуха». - М., 1988. - 204 с.
6. Ватрушкина А.А., Газизов К.К., Лопухова О.Г. Отношение к лошади у спортсменов подросткового возраста в классических видах конного спорта //В сборнике: Доминанты психолого-педагогической мысли в области физической культуры и спорта. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. г. Казань, 2020. С. 13-19.
7. Гилевич И.М., Тигранова Л.И. «Если ребёнок со сниженным слухом учится в массовой школе…» - Дефектология. 1995. № 3.
8. Гозова А.П. «Трудовое обучение учащихся специальных школ». - Дефектология. 1983. № 5.
9. Головешкин И. Д., Крумпель И. В., Еремеева Ю. В. Психологические факторы успешности спортивной деятельности в конном спорте // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание. Том 2. Санкт-Петербург : ООО «Издательство ВВМ», 2018. С. 137–143.
10. Григорович С. И., Птушкин А. С. Рекомендации по развитию мотивации к занятиям физической культурой // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 11. С. 48–60.
11. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415с.
12. Дружинин В.Н. Психология. - СПб.: Питер, 2002. - 672с.
13. Еремеева Ю. В., Крумпель И. В. Психологические особенности спортсменов различных дисциплин в конном спорте // Психология XXI века Теория и практика современной психологии: материалы XII международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20–21 апреля 2017 года. Санкт-Петербург. 2017. С. 60–65.
14. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О.А. Рудей. -- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 256 с.
15. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Деловая книга, 2003. - 336с.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
17. Квон Г. М., Вакс В. Б. Использование шкалы Лайкерта при исследовании мотивационных факторов обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 11. С. 1039–1051. DOI 10.24411/2304-120X-2018-11086 URL: http://ekoncept.ru/ 2018/ 181086.htm (дата обращения: 12.02.2025).
18. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов на Дону.: Феникс, 1996. - 509с.
19. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: 2007. - №2.
20. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 512 с.
21. Крылова А. С. Возможности самореализации подростков, занимающихся конным спортом // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сборник статей международной научно-практической конференции. Том Часть 1. Омск: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2016. С. 174–176.
22. Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов.// Вопросы психологии, 1985. №3. С.23-30.
23. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения.// Вопросы психологии. 1983. №2. С.50-55.
24. Марищук Л.В., Дворяков М.И., Романовская В.О. Психологические особенности личности спортсмена-троеборца //Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры. 2020. № 23. С. 173-179.
25. Мелентьев Е. Конный спорт: Новая надежда Елены Сидневой. Золотой Мустанг, № 1(195), 2020.URL: http://www.goldmustang.ru/magazine/sport/10471.html (дата обращения : 12.02.2025).
26. Матвеев В. Ф. «Состояние профориентационной работы в школе для глухих детей». - Дефектология. 1982. № 4.
27. Методика работы тренера по конному виду спорта в группах начальной подготовки / Н. К. Приходько, И.Н. Закасовская, А. А. Бурьянова, А.Н. Ключникова // Современное педагогическое образование. 2020, № 12 С.34-37.
28. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. «Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа». - Дефектология. 1995. № 4.
29. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях.// Вопросы психологии. 1997. №4. С.28-30.
30. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2008. - 329 с.
31. Пожарская Е. Л., Букса О. А., Шукшина Л. В. Особенности личности спортсменов в разных дисциплинах конного спорта // Теория и практика физической культуры. 2023. №7. С. 50–52.
32. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 2006. - 299 с.- .
33. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: МПСИ, 2002. 400с.
34. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: 2007
35. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Институт практической психологии, 1997. 352с.
36. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2001. 480с.
37. Пряжников Н.С. Психология элитарности. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 512с.
38. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». 2009. - 392 с.
39. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной.- СПб.: «Речь».- 2003г.-216с.
40. Спесивцева О.И., Галкина О.Д. Динамические уровни личностной самоэффективности спортсменов-конников // Здравоохранение, образование и безопасность. 2018. № 3 (15). С. 69-80.
41. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учебн. заведений. Л.И.Аксенова, Б.А. Архипов и др. / Под ред. Н.М. Назаровой.- 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002г.- 400с.
42. Цукерман И.В. «Глухота и проблема общения». Учеб.пособие. - Ленинградский восстановительный центр ВОР, 1980. - 439 с.
43. Шибутани Т. Социальная психология. Москва - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 281 с.