Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Морфемный анализ у младших школьников с общим недоразвитием речи 6
1.1 Особенности овладения морфемным строем речи в начальной школе 6
1.2 Специфика морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи 8
Выводы по главе 1 12
Глава 2. Особенности обследования морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи 13
2.1 Обследование состояния словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи 13
2.2 Основные направления логопедической работы по коррекции операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи 14
Выводы по главе 2 ……………………………………………………………….18
Заключение 19
Список использованной литературы и источников 21
Фрагмент для ознакомления
2
Общее недоразвитие речи (далее - ОНР) представляет собой стойкие нарушения всех компонентов речевой деятельности. А это значит, что при ОНР у детей страдает произносительная система, грамматический и лексический строй языка [1].
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многомерных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста, проведенных Левиной Р.Е. и коллективом исследователей Научно-исследовательского института дефектологии, ныне Научно-исследовательский институт коррекционной педагогики (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.М. Жаренкова, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.) [3].
Исследования показали, что дети ОНР являются достаточно полиморфной группой, но, несмотря на значительные различия в уровни формирования различных сторон речи, у детей имеются общие черты:
- трудности в восприятии и воспроизводстве звуков;
- нарушение слоговой структуры речи;
- низкий качественный и количественный рост словаря;
- большое число грамматических ошибок;
- низкий уровень развития психических процессов (память, внимание, восприятие);
- нарушение артикуляционной моторики [1], [5], [9].
Все это показывает, что развитие ОНР предопределяется целым комплексом речевых и неречевых процессов, которые закладываются еще в момент беременности матери. Поэтому среди ученых были выдвинуты две версии причинно-следственных связей в развитии ОНР у ребенка:
- биологические причины – связаны с натальным и постнатальным развитием ребенка (осложненная беременность, болезнь матери, травмы при родах, а также травмы и заболевания ребенка в первые годы жизни);
- социальные причины – обусловлены уровнем развития окружения ребенка. Часто трудности в развитии речи у детей связаны с неблагоприятными условиями жизни ребенка в первые годы жизни (отсутствие заботы о ребенке, психологическое и физическое давление на ребенка), а также наличие так называемого двуязычия, при котором в семье разговаривают на разных языках [10].
Вариативные нарушения речи у детей с ОНР позволили Р.Е. Левиной представить типологию классификации ОНР по структуре дефекта. Так автор выделил три основных уровня проявления ОНР:
- ОНР I уровня характеризуется полным отсутствием или частичным присутствием речи у ребенка (в виде отдельных слов);
- ОНР II уровня – при таком уровне речевая активность ребенка заметно увеличена. Ребенок способен общаться как посредством отдельных слов, так и формировать из них фразы;
- ОНР III уровня – дети с таким уровнем развития патологии характеризуются развитием фразовой речи, расширенным словарным запасом, но наличием грамматических, фонетических, лексико-семантических ошибок [13].
В работах Т.Б. Филичевой представлен еще один вариант речевого развития детей с общим недоразвитием речи – общее недоразвитие речи IV уровня. Данный уровень автор оценивает, как способность детей к самостоятельной речи, но с наличием негрубых лексико-грамматических ошибок [24].
Само по себе ОНР редко встречается в «чистом» виде. Часто у детей, которым ставится такой логопедический диагноз, присутствуют и другие расстройства речи, например, дизартрия, алалия, ринолалия [2].
Исследования Т. В. Тумановой позволил автору прийти к выводу о том, что трудности формирования словообразования у детей с общим недоразвитием речи определяется тем, что дети не могут вычленить отдельные морфемы из слова, т.е. они не дифференцируют приставку и корень, корень и суффикс. Тем самым дети не способны к использованию аффиксальных способов и различий слов с их использование в речи [22]. Такие исследования были получены в заданиях на употребление глаголов с разными приставками. Анализ ответов детей показал, что дети с общим недоразвитием речи не дифференцируют семантические различия в употреблении приставок, не могут варьировать и подбирать приставку к глаголу согласно заданию.
Нарушения морфемного анализа у младших школьников с ОНР также проявляются в следующем:
- анализируя слова, обучающиеся учитывают только внешнее их оформления (совпадение отдельных звуков) и не задумываются над значением слов (вода и водить);
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и источников
1. Антипова Ж.В., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно -методическое пособие / Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований В. Секачев, 2002. — 256 с.
2. Богатырева, А. В. Формирование словаря антонимов и синонимов у детей с ОНР [Электрон. ресурс] / А. В. Богатырева, М. А. Косткина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/3942/ (дата обращения: 19.01.2025).
3. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова //Вопросы дифференциальной диагностики – СПб.: Детство – пресс, 2004. – 144 с.
4. Вологдина С.С. Результаты исследования состояния синонимии и антонимии у дошкольников с ОНР // Специальное образование. – 2016. – Вып. 7. – С. 27-30.
5. Гаранина, Л.А. Анализ антонимичных и синонимичных отношений в номинативной системе языка обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих уровень начального общего образования [Электрон. ресурс] / Л.А. Гаранина, Л.С. Комарицкая // Auditorium. 2020. №4 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-antonimichnyh-i-sinonimichnyh-otnosheniy-v-nominativnoy-sisteme-yazyka-obuchayuschihsya-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 19.01.2025).
6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи: Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с.
7. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. - 486 с.
8. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей : Учеб- метод. пособие. М., 2011. 96 с.
9. Запрудина, М.В., Якушева Вероника Владимировна Становление лексической системности у дошкольников с нормой речевого развития и особенности формирования лексического компонента у детей с общим недоразвитием речи / М.В. Запрудина, В.В. Якушева // Символ науки. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-leksicheskoy-sistemnosti-u-doshkolnikov-s-normoy-rechevogo-razvitiya-i-osobennosti-formirovaniya-leksicheskogo-komponenta (дата обращения: 26.01.2025).
10. Ковалева Ю.В. Развитие речевой инициативы у детей с речевыми нарушениями //Логопед. 2020. № 4. С. 12 - 14.
11. Корицкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович / Сост. Р.А. Белова-Давид. – М.: 2020. – 86 с.
12. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей. Избранные труды. М.: АРКТИ, 2005. 224 с.
13. Лепская, Н. И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. - М.: МГГУ, 2017. - 311 с.
14. Логинова, В. И. О критериях оценки знаний у детей дошкольного возраста. / Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста / В. И. Логинова. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984. – С.3-11.
15. Основы теории и практики логопедии : учебное пособие / под ред. Р.Е. Левиной. М.: Альянс, 2013. - 367 с.
16. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 80 с.
17. Попова З.Д. Стернин И.А. Лексическая система языка (внутренняя организация, категориальный аппарат и приёмы описания): учеб. пособие.-Изд. 3, стереотипное, - М.: URSS, Книжный дом «Либроком», 2021. - 172 с.
18. Пустошило Е.П Лексикология. Фразеология. Лексикография. Учебно-методический комплекс по русскому языку для студентов педагогических специальностей. - Гродно: Изд -во ГрГУ, 2021. - 141 с.
19. Серебрякова Н. В. Обследование ребенка с общим недоразвитием речи /Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения /Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломахина. – СПб.: Детство-пресс, 2002. – 240 с.
20. Смирнова, И. А. Диагностика нарушений развития речи /И. А. Смирнова. – СПб.: Детство-пресс, 2007.– 192 с.
21. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей. – М. : Классикс-стиль, 2012. – 160 с.
22. Туманова, Т.В. Нарушения процессов словообразования в устной и письменной речи / Т.В. Туманова. – М., 2005 – 144 с.
23. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова, Е.Л. Струнина. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2019. - 256 с.
24. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М.: 2020. 314 с.
25. Яцышина К.А., Пащенко Е.В., Отева Н.И. Исследование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 2. С. 198-202.