Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования
В современном обществе возрастает роль информационных технологий, в результате развития которых пользователи Интернета сталкиваются с новыми видами коммуникаций и взаимодействия. Взаимодействие может быть прямым – например, на платформах видеосвязи, чатах или мессенджерах, а также опосредованным – в контент-лентах социальных сетей, стримах и т.д.
Среди видов контента и информации, которую пользователи сети воспринимают в цифровом виде, к сожалению, появляется контент, обладающий деструктивным содержанием. Подобный контент связан в том числе и с продвижением в сети антиобщественных идеологий.
Целью данной работы является рассмотрение психологических основ изучения агрессии личности.
Задачи:
- сделать обзор исследований феноменов агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии;
- описать теорию агрессии К. Лоренца;
- рассмотреть философско-антропологические истоки агрессии и деструктивности в психоанализе;
- рассмотреть гендерный аспект агрессии в подростковом возрасте;
- описать особенности агрессии современных подростков;
- изучить специфику агрессии у младших школьников.
Объект исследования – агрессия как психологический феномен.
Предмет исследования - обзор исследований феноменов агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии.
Методы исследования: анализ и обобщение данных из литературных источников.
Теоретические основы исследования.
За основу написания работы взяты исследования Арчакова М. К., Бердника Е. А., Романовой А. В. и др.
Антиобщественные идеологии содержат в себе информацию, которая негативно воздействует на человека, непродуктивно взаимодействующего с миром и социумом. Как отмечают Е. И. Галашина и В. Д. Никишин: «Деструктивная информация в цифровой среде распространяется не только вербально, она может передаваться кодами разных семиотических систем (фотоизображения, видео, мелодии, схемы, анимация, гиперссылки и т.д.) посредством разных коммуникационных каналов: вербально-графемного, визуально-образного, вербально-акустического, невербально-акустического» [6, с. 79]. М.К. Арчаков подчеркивает двоякую природу сетевой агрессии. Разрушительные тенденции связаны как с особенностями личности и ее психологическими установками, так и с социальным окружением: «…В основе экстремистской деятельности изначально присутствует агрессивность, т.е. открытая враждебность, неприятие чего-либо, – например, расизм, антисемитизм, кавказофобия и др. Следовательно, представитель экстремистской организации, террористической группы уже настроен на проявление открытой агрессии против вероятного противника (врага), представителя другой социальной группы, партии, государства и т.д. Хотя агрессивность может проявляться у любого индивида, но у экстремистов есть некая «запрограммированность» на проявление агрессии в форме умышленного причинения вреда окружающим. Эта «запрограммированность» на агрессию формируется под влиянием не только каких-либо психологических особенностей личности (нарциссизм, садизм и др.), но и радикальных идей, взглядов, идеологических установок, религиозных учений» [2, с. 50].
Разделяя указанный тезис М. К. Арчакова, мы сосредоточимся на проблеме психологического генезиса агрессии и деструктивного поведения. Откуда берется у индивида готовность к социальной агрессии? Откуда берутся истоки деструктивного поведения у человека?
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические вопросы изучения феномена агрессии в психологии
1.1 Обзор исследований феноменов агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
В современной психологии существует множество интерпретаций понятия агрессии, механизмов и причин агрессивного поведения. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению в отношении того, является ли агрессивность инстинктивной, врожденной или такому поведению приходится обучаться.
Существует два различных мнения касательно происхождения агрессии – одни специалисты утверждают, что оно заложено в природе человека и является неизбежным проявлением его натуры, другие убеждены, что агрессия закладывается в поведенческие паттерны окружением и воспитанием. В целом же теорий о происхождении агрессии и истоках ее формирования достаточно много, однако эти два мнения имеют большее число сторонников
Некоторые авторы, такие как К. Лоренц, З. Фрейд считают, что агрессия исходит из инстинктивных влечений, другие, например, Л. Берковиц, Дж. Доллард рассматривают ее как реакцию на фрустрацию. Э. Фромм предполагает, что агрессия имеет биосоциальную основу, А. Бандура трактует подобное поведение как результат социального научения. При всем противоречии и разнообразии теоретических предположений природы происхождения агрессии, все же можно разделить их по общим признакам на четыре категории [4, с. 37]. Агрессия детерминируется:
- врожденными задатками или побуждениями;
- внутренними потребностями, под воздействием внешних стимулов;
- эмоциональными и познавательными процессами;
- социальным научением в сочетании с актуальными условиями существования в обществе.
Зигмунд Фрейд, основоположник теории влечения (инстинктивного поведения) предположил, что агрессия имеет инстинктивное происхождение. Он считал агрессивное поведение неизбежным и инстинктивным по природе, в основе которого лежат два сильнейших инстинкта: либидо – сексуальный (удовольствие) и Танатос – инстинкт влечения к смерти. Первый призван сохранять, упрощать и воспроизводить жизнь. Второй ее разрушает и прекращает.
В работе «Я и Оно» (20-е годы прошлого столетия), а также в последующих трудах Фрейд выдвигает новую дихотомическую пару: влечение к жизни – Эрос и влечение к смерти – Танатос. В гипотезе влечения к смерти предполагается, что агрессивность есть не реакция на раздражение, а некий импульс, постоянно присутствующий в организме, обусловленный человеческой природой. Это означает, что наряду с желанием жизни должен присутствовать инстинкт смерти. Из этого следует вывод что, агрессивность является неким обусловленным конституцией и природой человека, постоянно присутствующим в его организме импульсом, а не только лишь реакцией на какой-либо раздражитель [10, с. 83].
В своих работах Г. Ю. Айзенк пришел к выводу, что все типы личности имеют свои уникальные черты и при этом не могут расцениваться с негативной или позитивной позиции. Каждый темперамент связан с собственным шаблоном поведения и активности, но при этом находится под влиянием личных качеств человека. Трудами Айзенка был разработан факторный анализ – психометрическая техника с усложненной структурой.
Посредством этой техники можно увидеть, что основа системы чувств и побуждений личности воздействует на видимые проявления ее поведения и ощущений. В своих исследованиях Айзенк выделял два главных критерия – экстраверсия-интроверсия, стабильностьнейротизм. Следует упомянуть и третий параметр, связывающий психотизм с силой сверхэго, который Азенк также причислял к одним из базовых критериев в структуре личности.
Дж. Доллард и его соавторы в монографии 1939 г. положили начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии и в противоположность концепциям влечения, выдвинули теорию фрустрации, где агрессивное поведение рассматривается не как эволюционный, а как ситуативный процесс. В ее основе заложено положение о том, что фрустрация неизбежно ведет к агрессии, а агрессия, в свою очередь, всегда является ее результатом. Следовательно, агрессия это не инстинктивное влечение, а последствие препятствий, возникающих на пути стремления субъекта к осуществлению его потребностей, то есть – фрустрация. Фрустрация возникает тогда, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Одним из аспектов фрустрационной концепции является заимствованное из психоаналитической теории понятие – эффект катарсиса. Катарсис – «очищение эмоций», выполняет функцию снижения возбуждения и напряжения и освобождения накопившейся негативной энергии.
В 1970 году Джеффри Алан Грей предложил биопсихологическую теорию личности, согласно которой поведение формируется на основе нейробиологических процессов, вложенных в систему поведения и психологии человека до рождения. По его мнению, именно это позволяет определить тип личности в соответствии со свойствами активности и торможения. Гипотеза Грея заключалась в том, что поведение человека заложено в двух системах – одна отвечает за активацию, а вторая за подавление поведения. Для большей простоты следует определить, что такое тип личности или темперамент. Данное понятие включает в себя поведенческие особенности личности в ее активности, реактивности, самоконтроле – данные черты сохраняются продолжительное время. Подобные особенности могут быть связаны с генетическими ресурсами человека, уровнем его зрелости, степенью вовлеченности в общественную жизнь, накопленным жизненным опытом.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Адлер А. Наука жить. Киев., 1997.
2) Арчаков М.К. Психологические проблемы экстремистской деятельности // Вестник Амурского государственного университета. 2011 № 52. С. 50-54
3) Бандура А., Уолтерс С. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 55-61.
4) Бердник Е. А., Романова А. В. Обзор исследований феноменов агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии// «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки»: Электронный сборник статей по материалам CXXXV студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. ООО «СибАК». – 2024. С. 37-39
5) Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
6) Галяшина Е. И., Никишин В.Д. Деструктивное речевое поведение в цифровой среде: факторы, детерминирующие негативное воздействие на мировоззрение пользователя// Науки криминального цикла. Том 74 № 6 (175) июнь 2021. C. 79-94.
7) Дж. Гис. Брак и семья в Средние Века. М.: Российская политическая энциклопедия, 2002.
8) Забабурина О. С., Зайцева Е. Г. К вопросу об агрессивности современных подростков// ПЕРСПЕКТИВЫ ОТРАСЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. Материалы V Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Ахулковой, науч. редактор Е.Г. Речицкая. Орёл, 2023. С. 132-135
9) Злоказов К.В. Роль насилия в деструктивном поведении: эмпирическое исследование // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (80) 2018. C. 188-192.
10) Карпова Л.А. Происхождение агрессии в поведении и личности человека//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ. ИННОВАТИКА. Сборник научных статей по материалам X Международной научно-практической конференции. В 3 частях. Том Часть 3. Уфа, 2023. С. 83-91
11) Крылова Ю. П. Автор и общество в позднесредневековой Франции: «Книга поучений дочерям рыцаря де Ла Тура». М.: Индрик, 2011.
12) Лоренц, К. Агрессия, или Так называемое зло / К. Лоренц. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
13) Низамова З.Х. Исследование агрессивности у детей младшего школьного возраста// Научный электронный журнал «Академическая публицистика» № 8-2/2023. С. 239-246
14) Пишукова А. Г., Козырева О. А. Проблема определения арессии как инстинкта//https://elib.usma.ru/bitstream/usma/13807/1/USMU_Sbornik_statei_2023_214.pdf
15) Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социализация агрессии. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2000.
16) Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2016.
17) Циплакова Ю. В. Философско-антропологические истоки агрессии и деструктивности в психоанализе//ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОПАСНОСТИ АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ИДЕОЛОГИЙ. Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2023. С. 380-389
18) Шляхетко А. Ю. Исследование гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте//СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ИННОВАЦИОННОЙ НАУКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Том Часть 3. 2018. С. 235-237