Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вопрос уголовно-правового регулирования преступлений против военной службы на протяжении длительного времени остается предметом научного анализа и законодательных преобразований. Формирование системы правовых норм, направленных на защиту установленного порядка прохождения военной службы, обусловлено необходимостью обеспечения обороноспособности государства и стабильности военной организации общества. Историческое развитие уголовного законодательства демонстрирует, что воинские преступления всегда рассматривались как деяния, представляющие угрозу военной безопасности страны. Системный подход к исследованию этой категории преступлений позволяет не только определить их сущность и виды, но и выявить наиболее действенные меры по их профилактике и предупреждению.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ понятия и видов преступлений против военной службы.
Задачи исследования:
определить понятие и объект преступлений против военной службы;
описать причины преступлений против военной службы;
обозначить виды и пути избежания преступлений;
выделить проблемы квалификации преступлений против военной службы.
Объект исследования – преступления против военной службы.
Предметом исследования – актуальные вопросы правовой регламентации преступлений против военной службы.
На разных этапах работы использовались различные методы исследования: конкретно-исторический, хронологический, проблемно-теоретический, системный, сравнительный (синхронный и диахронный).
Структура работы представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключением и списком использованных источников.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
1.1. Понятие преступлений против военной службы
Согласно положениям ч. 1 ст. 331 УК РФ, преступления против военной службы представляют собой предусмотренные гл. 33 УК РФ деяния, нарушающие установленный порядок прохождения военной службы. Ответственность за такие преступления распространяется на военнослужащих, проходящих службу по контракту либо по призыву, а также на граждан, состоящих в запасе, в период их участия в военных сборах. В ч. 3 данной статьи уточняется, что преступные действия, совершаемые в условиях военного времени или боевой обстановки, подпадают под регулирование норм законодательства военного времени, действующего на территории Российской Федерации .
Анализ структуры уголовного законодательства позволяет заключить, что преступления против военной службы обладают единым родовым и видовым объектом. Данный вывод обусловлен совпадением наименований разд. XI и гл. 33 УК РФ, в которых рассматриваемая категория преступлений квалифицируется как посягающая на установленный порядок прохождения службы в вооруженных силах. В связи с этим объектом данных преступлений выступают общественные отношения, обеспечивающие правовое регулирование несения военной службы.
Регламентирование порядка прохождения военной службы осуществляется совокупностью нормативных правовых актов. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 2 федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы. Она исполняется гражданами, не имеющими иностранного гражданства (подданства), в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии, спасательных формированиях федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями в сфере гражданской обороны, а также в структурах, отвечающих за государственную безопасность, внешнюю разведку, охрану государственных органов и другие специальные формирования, функционирующие в рамках мобилизационной подготовки. В свою очередь, граждане, имеющие иностранное гражданство, а также лица без гражданства могут проходить военную службу исключительно в Вооруженных Силах Российской Федерации и отдельных воинских формированиях.
Правовые основы военной службы и воинской обязанности закреплены в ряде нормативных актов. В соответствии со ст. 3 вышеуказанного федерального закона, данная сфера регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, международными договорами, а также иными нормативными актами, касающимися вопросов обороны, военной службы и правового статуса военнослужащих. Согласно положениям ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества возлагается на каждого гражданина и признается его конституционной обязанностью. Военная служба, как отмечено в ч. 2 той же статьи, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 1 федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации. Тем самым преступления против военной службы, посягая на порядок ее прохождения, ослабляют боеготовность российской армии и флота, ставят в опасность целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. В этом и состоит их общественная опасность.
Таким образом, анализ нормативных актов, регулирующих военную службу, показывает, что основным объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие законность военной службы. Именно на защиту этих отношений направлены уголовно-правовые нормы, регламентирующие ответственность за преступления против военной службы.
1.2. Объект преступлений против военной службы
Вопрос определения объекта преступлений против военной службы остается предметом научной дискуссии, в ходе которой сформировалось несколько точек зрения. Согласно позиции Г.Г. Криволапова, объектом воинских преступлений является установленный порядок прохождения военной службы, который определяется как воинский правопорядок. Сходных взглядов придерживаются С.М. Кочои, П.А. Волостнов, О.К. Зателепин, С.С. Хабиров и другие исследователи, рассматривающие преступления данной категории как деяния, наносящие ущерб установленному правопорядку в сфере военной службы. В свою очередь, П.Г. Пономарев полагает, что преступные деяния направлены против общественных отношений, формирующих отдельные элементы системы регулирования военной службы .
Рассматривая различные теоретические подходы, можно отметить, что большинство исследователей уголовного права идентифицируют объект преступлений против военной службы с установленным порядком ее прохождения, закрепленным в соответствующих нормативных правовых актах. Однако анализ содержания уголовного законодательства позволяет утверждать, что любое общественно опасное деяние, признанное преступлением, причиняет вред непосредственно объекту преступления, а не его структурным элементам.
Определенные разногласия касаются и концепции общественных отношений как объекта воинских преступлений. Так, А.В. Коваль справедливо указывает на то, что объектом уголовно-правовой охраны в данном случае являются закрепленные в законе материальные и нематериальные блага. Вред, безусловно, причиняется, но не исключительно порядку прохождения службы, а прежде всего интересам военной службы и, в конечном итоге, обороноспособности государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2025) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/10108000/ (дата обращения: 21.02.2025).
2. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/178405/ (дата обращения: 21.02.2025).
3. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/178792/ (дата обращения: 21.02.2025).
4. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ "Обзор судебной практики по делам о преступлениях против военной службы и некоторых должностных преступлениях, совершаемых военнослужащими" [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=14498#dBH14fUW6NrvTXCd1 (дата обращения: 04.03.2025).
5. Афанасьева, О. Р. Преступления против военной службы: состояние, динамика, структура и причины / О. Р. Афанасьева, В. И. Шиян // Военное право. – 2018. – № 4(50). – С. 197-203.
6. Барагамян, А. Ш. Проблемы квалификации преступлений против военной службы / А. Ш. Барагамян // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – С. 83-86.
7. Галсанова, Д. Б. Причины и условия совершения преступлений против военной службы / Д. Б. Галсанова // Школа молодых новаторов. – 2021. – С. 29-31.
8. Лопатина, И. В. Преступность военнослужащих и её предупреждение в России / И. В. Лопатина // Право. Общество. Государство. –2018. – С. 165-170.
9. Малинин, В. Б. Понятие и виды преступлений против военной службы / В. Б. Малинин, В. П. Бодаевский // Ленинградский юридический журнал. – 2019. – № 1(55). – С. 152-160.
10. Олейников, А. А. Классификация преступлений против военной службы / А. А. Олейников // Развитие инструментов управления научной деятельностью. – 2017. – С. 100-104.
11. Прудникова, Л. Б. Криминологическая оценка преступлений против военной службы в РФ (краткий обзор) / Л. Б. Прудникова, А. С. Мельникова // Научные тенденции: Юриспруденция. – 2017. – С. 20-24.
12. Смоляков, А. О. проблемы квалификации преступлений против военной службы / А. О. Смоляков // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. – Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2020. – С. 376-384.
13. Суденко, В. Е. Объект преступлений против военной службы / В. Е. Суденко // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. – 2015. – № 11(221). – С. 69-74.
14. Эрматов, Г. О. Объект преступления против военной службы и правила его определения / Г. О. Эрматов, А. Б. Ахмедов // Пробелы в российском законодательстве. – 2020. – Т. 13, № 5. – С. 371-377.